Вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности и авторских прав, возникают достаточно часто и не только в областях, связанных с высокими технологиями или разработкой программного обеспечения. Проверка соблюдения соответствующего законодательства может появиться в любой компании, к примеру, проверить «лицензионность» программного обеспечения или «поискать» что-нибудь еще.
В настоящей статье дан краткий анализ процедуры проверок в области интеллектуальной собственности, полномочий инспекторов, а также рассмотрены наиболее частые нарушения законодательства, как со стороны проверяющего, так и со стороны проверяемого.
Виды проверок
В соответствии с Положением о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности Государственной службы интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.05.2002 г. № 674, контроль осуществляется государственным инспектором по вопросам интеллектуальной собственности путем проведения плановых или внеплановых (внезапных) проверок деятельности субъектов хозяйствования, досмотра вещей в установленном законом порядке.
Кратко проверки можно разделить следующим образом:
Полномочия проверяющих лиц
Государственный инспектор имеет достаточно широкие полномочия, к которым можно отнести его право:
- требовать от субъектов хозяйствования, использующих объекты права интеллектуальной собственности, обеспечение предоставления для ознакомления регистрационных, финансовых и других документов, подтверждающие право предприятия на использование указанных объектов;
- проверять у субъектов хозяйствования наличие разрешений на использование объектов права интеллектуальной собственности на любой стадии их производства, распространения, проката или производства другой деятельности, связанной с их использованием;
- проводить обзор и изымать у субъектов хозяйствования с целью изучения на необходимый срок, но не более 30 дней, объекты права интеллектуальной собственности в случае, когда есть обоснованное основание подозревать совершение нарушения требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности;
- проводить проверку и изымать, в случае необходимости, у субъектов хозяйствования, на период до решения вопроса в судебном порядке, носители, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности;
- проверять любые документы, в том числе расчетные, подтверждающие соблюдение законодательства по вопросам интеллектуальной собственности;
- требовать, с целью обеспечения защиты интересов субъекта права интеллектуальной собственности, прекращения нарушения или совершения действий, которые могут привести к нарушению законодательства по вопросам интеллектуальной собственности;
- с целью прекращения выявленных нарушений законодательства по вопросам интеллектуальной собственности и производства, экспорта, импорта дисков, привлекать в установленном порядке к проведению проверок представителей контролирующих и правоохранительных органов, представителей субъектов авторского права и / или смежных прав или уполномоченных ими лиц, а также экспертов по интеллектуальной собственности;
- поднимать перед уполномоченными органами вопрос о привлечения юридических и / или физических лиц к ответственности за нарушение законодательства по вопросам интеллектуальной собственности, в частности в процессе производства, распространения, проката, хранения и перемещение дисков и матриц;
- предоставлять в установленном порядке заключения о правомерности использования объектов права интеллектуальной собственности.
Компаниям и другим проверяемым субъектам запрещается совершать любые действия, препятствующие проведению проверки государственным инспектором. Согласно п.19 Положения, любое промедление с проведением проверки, связанное с ограничением доступа государственного инспектора в помещения субъекта хозяйствования (в том числе лицензированных), объектов права интеллектуальной собственности, включая диски и матрицы, и соответствующих документов, является основанием для применения предусмотренных законом мер, в том числе специальных, с привлечением работников органов МВД, СБУ или ДПС.
Нарушения со стороны проверяющих лиц
Ответственность за невыполнение предписаний законодательства
Уголовно наказуемым на данный момент является только незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, указания на происхождение товара (ст.229 Уголовного кодекса Украины). При этом на практике уголовная ответственность применяется не часто, но не стоит пренебрегать рисками, связанными с похожими или тождественными торговыми марками или знаками.
Кроме этого, неудовлетворительные результаты проверки впоследствии могут стать причиной наложения штрафа в рамках ответственности за административный проступок, предусмотренный ст.51-2 Кодекса об административных правонарушениях:
«Незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности (литературного или художественного произведения, их исполнения, фонограммы, передачи организации вещания, компьютерной программы, базы данных, научного открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, знака для товаров и услуг, топографии интегральной микросхемы, рационализаторского предложения и т.п.), присвоение авторства на такой объект или другое умышленное нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности, охраняемой законом, – влечет наложение штрафа от десяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования и материалов, предназначенных для ее изготовления (если такие имеются)».
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
Автор не упомянут статью 176 Уголовного кодекса Украины. А по ней возможны значительные санкции, как к предприятию, так и должностным лицам.
Диаграммы в статье мерзкого качества, глаза заболели во время попытки прочитать
Игорь, нажмите на диаграмму и она откроется в лучшем качестве.
Андрей