`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Игорь Дериев

Если я заменю батарейки…

+99
голосов

Пост несколько в стороне от основной тематики КО, но имею сообщить нечто полезное. А началась история с того, что у меня разом начали барахлить все пальчиковые аккумуляторы…

Одни использовались сравнительно регулярно, другие, видимо, «залежались», но как-то так случилось, что ни с одним комплектом стало фактически невозможно по-человечески пользоваться фотовспышкой. Совпадение заставило задуматься об исправности имеющегося зарядного устройства. Оно достаточно старое (от Olympus, приобреталось с какой-то фотокамерой и «родными» аккумуляторами), тем более, из категории «быстрых», т.е. в любом случае не лучшим образом сказывается на здоровье аккумуляторов, особенно распространенных китайских марок. Одним словом, решил заменить его на более совершенное.

После изучения предметной области и доступных у нас устройств остановил свой выбор на La Crosse BC-700. Независимые каналы, контроль температуры (правда, по парам), выбор тока (максимум в 700 мА меня устроил) и режимов (в т.ч. «раскачка», т.е. последовательные циклы заряд-разряд, пока увеличивается емкость), «капельный» (компенсационный) подзаряд, цифровая индикация и пр. – в общем, практически все, что сегодня вкладывается в понятие интеллектуального зарядного устройства. Цена вопроса – около 300 грн.

Если я заменю батарейки…

Достаточно скоро стало понятно, что со старым зарядным устройством все более-менее в порядке. Большая часть аккумуляторов действительно потеряла половину емкости и восстанавливать ее напрочь отказалась – чудес не бывает, особенно с маркой GP. Но по паре Duracell и Varta «раскачать» все же удалось, так что на оперативные нужды кое-как хватило.

Из особенностей использования La Crosse BC-700 отмечу, что «раскачка» может занимать очень много времени (особенно на минимальном токе) – вплоть до нескольких дней. Имейте также в виду, что если за это время «мигнет» электричество, режим сбросится на обычный заряд и нужно будет настраивать его заново. Впрочем, это беда большинства подобных зарядных устройств.

Выяснил, что на деле все аккумуляторы перегреваются даже при токе в 500 мА (в La Crosse BC-700 процесс заряда при этом просто приостанавливается), т.е. мое «быстрое» зарядное устройство, выдающее более 1 А и не контролирующее температуру, точно на пользу им не идет. Однако совсем списывать его в утиль торопиться не стал, так как одно применение для него все же нашлось. Как это часто бывает, избыток «интеллекта» приводит к забавным нюансам – сильно разряженные аккумуляторы La Crosse BC-700 может не опознавать, т.е. воспринимает их как обычные батарейки и отказывается заряжать. Чаще всего это происходит, если аккумуляторы долгое время использовались в приборах с небольшим энергопотреблением (пульты управления, радиотелефоны). Тогда достаточно их слегка подзарядить в менее «интеллектуальном» устройстве.

Также убедится, что не зря «позарился» на цифровую индикацию. Она помогает не только лучше контролировать процесс, но и подбирать комплекты аккумуляторов по их реальной емкости.

А теперь, пожалуй, самое главное. Несколько моих аккумуляторов вышло из строя – либо никакие ухищрения не позволяют их зарядить, либо емкость стала столь низкой, что в их использовании нет никакого смысла. Плюс, нашел старые батарейки, которые когда-то не стал выбрасывать в обычный мусор. Вопрос утилизации, помнится, как-то поднимался на страницах КО, но вразумительного ответа на него так и не было найдено. Между тем, существует оценка, что одна пальчиковая батарейка загрязняет 400 литров воды или 20 м2 почвы – даже если она несколько преувеличена, или от аккумулятора вреда меньше, все-равно неприятно. Ответственные граждане были вынуждены хранить аккумуляторы и батарейки до лучших времен или даже вывозить их в европейские страны (это не шутка), где их собирают и перерабатывают.

Других разумных вариантов до недавнего времени фактически не было. Но, оказывается, в конце 2011 г. во Львове было построено Государственное предприятие «Аргентум», в задачи которого входит переработка отходов с содержанием ценных металлов и превращение их в полезную продукцию: припои, электрические контакты, собственно металлы и их сплавы. Умеют на нем утилизировать и батарейки с аккумуляторами, только где их брать?

Получилось примерно как в известном анекдоте, где иностранец с удивлением наблюдал, как два наших работника вроде бы бессмысленно, но энергично выкапывают и тут же обратно закапывают ямки – на самом деле, они честно делали свою работу, просто не явился третий, который должен был опускать в ямки саженцы. Ситуация выглядит особенно обидной, поскольку заводов, подобных «Аргентум», – три на всю Европу (так утверждают наши чиновники).

По счастливой случайности появление «Аргентум» совпало по времени с финальным этапом подготовки к Евро-2012, в рамках которого Coca-Cola проводит конкурс «Экофан» (сюжет почти детективный). В свою очередь, одна из инициатив волонтеров-участников конкурса – сбор батареек и аккумуляторов для последующей утилизации. Акции и стихийные пункты сбора периодически организовывались и действовали во всех украинских городах, которые через несколько дней примут большой европейский футбол. Были и какие-то результаты, измеряемые десятками килограммов, хотя это, конечно, капля в море. Но теплится надежда, что «из искры возгорится пламя», во всяком случае инициативу подхватили некоторые коммерческие компании.

Отдельные интернет-магазины готовы забирать батарейки во время доставки своей продукции, вот пример. Более реально выглядит сеть столичных заправок «КЛО», тем более, что одну из них, ту что находится возле ипподрома, я имел возможность «проинспектировать». Действительно, батарейки собираются в большую банку возле кассы магазина «Подорожник» и, по словам персонала, раз в неделю их централизованно вывозят.

Но, насколько можно понять, во всех случаях непосредственная отправка батареек на утилизацию лежит на тех самых волонтерах. Между тем «Экофан», очевидно, близок к завершению. Взамен, правда, появился новый проект «Вивабат», но смысл примерно тот же. В случае «КЛО» в качестве добровольных помощников могли бы выступить обычные водители, едущие во Львов, – достаточно открыто приглашать, кто-то да отреагирует. Но в идеале, конечно, этим должны заниматься коммунальные службы – тем более, что особой инфраструктуры для этого не надо, хватило бы нескольких специальных приметных ящиков на город, да и отправлять на завод собранные батарейки можно тоже не слишком часто, с оказией.

Статистики по Украине предсказуемо не нашел, но в процессе поиска успел где-то вычитать, что в Турции ежегодно продается 9 тыс. тонн батареек (и большая часть также не утилизируется). Примем, что у нас втрое меньше, а одна батарейка АА весит 30 г – получим 100 млн батареек. Таким образом выходит, что за три года только от батареек загрязняется 1% всей территории нашей страны.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+99
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Интересно, а бытовую технику, пылесос например старый или ламповый телевизор, у нас куда-то можно сдать в переработку чтобы не захламлять двор?

Зарядок, кроме MAHA POWEREX не бывает, равно как и гибридных аккумов отличных от SANYO :)

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT