`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Котик

Яка країна такі і теракти!

+1919
голосов

«Киевского сисадмина Андрея Фенченко обвиняют в контрабанде и приобретении шпионских техсредств».

Эта новость взбудоражила уанет и, в последнее время, вокруг нее поднялось много шума. Еще бы, ведь все выглядит практически как свой украинский шпионский скандал. Но при детальном рассмотрении… на память приходит известный анекдот с крылатой фразой «яка країна такі і теракти». Когда становится понятно, что под «шпионскими техсредствами» подразумеваются небольшие брелки со встроенной камерой и красивым колечком для ключей, купленные в китайском интернет-магазине и доставленные международной почтой. По мнению спецслужб и суда, эти брелки и есть шпионские устройства. А доставка из Китая вполне тянет на контрабанду. Поскольку в посылке было не то, что написано на упаковке. То есть налицо желание обвести вокруг пальца таможенный контроль. По-моему, ситуация просто смехотворная. Но еще большим абсурдом является то, что подобные уголовные дела в отношении наших сограждан возбуждаются достаточно часто, а административные еще чаще. И заканчивается все это обвинительными приговорами и постановлениями. В чем может удостовериться каждый, просмотревший ленту новостей на сайте нашей спецслужбы или ознакомившийся с подобными делами в открытом для доступа реестре судебных решений Украины.

Рассмотрим предусмотренную ответственность в разрезе уголовного законодательства.

Криминальный кодекс, сравнительно молодой по сравнению с некоторыми другими применяющимися в Украине нормативными актами, так как вступил в силу в 2001 г. Он действительно предусматривает достаточно серьезную ответственность за «незаконные покупку, сбыт или использование специальных технических устройств получения информации». Об этом говорит статья 359 Криминального кодекса, которая «дает» за такое «безрассудство» штраф от 200 до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов (от 1400 до 17 тыс грн.) или ограничение свободы на срок до 4 лет, или лишение свободы на такой же срок. За рецидив (повторное действие), второй пункт этой же статьи предусматривает более жесткую ответственность, а за групповое действие, которое причинило «существенный вред интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам и т.п.» 3 пункт статьи 359 КК вообще предусматривает от 7 до 10 лет лишения свободы.

Кроме этого специальные технические устройства получения информации упоминаются в статье 201 Криминального кодекса, которая предусматривает за «контрабанду или перемещение через таможенную границу вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля… специальных технических устройств негласного получения информации» ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией предметов контрабанды.

Необходимо отметить, что, как уже выше упоминалось, Криминальный кодекс был принят еще в 2001 г. и с тех пор прогресс миниатюризации и функциональности техники шагнул так далеко вперед что, в понимании «прежнего» Криминального кодекса и любого эксперта того времени, любой современный мобильный телефон можно считать настоящим шпионским устройством, поскольку в нем есть закамуфлированный диктофон, практически скрытая видеокамера и даже возможность редактировать полученную картинку, а также множество разных других функций и даже незаметный фонарик. А те СТУ (специальные технические устройства) которые в настоящее время в действительности используются спецслужбами и как раз прямо предназначены для негласного получения информации, так далеко ушли от нынешних мобильных телефонов, брелоков и ручек с камерами (кстати, свободно продающихся в Интернете), что называть последние современными шпионскими устройствами можно только с большой натяжкой и с еще большей иронией.

Ко всему сказанному еще стоит добавить, что законодательство и открытые специализированные нормативные акты не дают четкого определения «специальных технических устройств негласного получения информации» и не открывают информации по каким характеристикам можно отличить такое запрещенное устройство от разрешенного. Ведь в настоящий момент любые подробные характеристики и специальные технические задания являются информацией с ограниченным доступом и ознакомиться с ней может только сами спецслужбы или лицензированные производители. Кроме всего прочего, только спецслужба и эксперты МВД могут проводить экспертизу принадлежности устройств к СТУ, которая и будет являться доказательством вины в суде.

Таким образом, открывается вся полнота ситуации – при покупке запрещенных устройств подозреваемый не может знать, что устройство запрещено, поскольку такой вывод может сделать только спецслужба, которая его задерживает. И она же фактически проводит экспертизу, на основании которой суд принимает решение. Разумеется, можно потребовать проведения повторной экспертизы, но ее проведет другой эксперт той самой спецслужбы и потому результат легко предсказать. Можно конечно потребовать и независимой экспертизы, которую могли бы провести (в лучшем случае) лицензированные производители СТУ. Но несложно предугадать реакцию спецслужбы – «мы ловим преступников, а они их отпускают» и последующие за этим неформальные санкции к такому производителю – проверки и т.д. Поэтому такая экспертиза если и будет возможна, то никак не будет независима.

Теперь вернемся к ситуации с Андреем Фенченко.

Будет ли вынесен обвинительный приговор? Как ни печально, но практика говорит что, скорее всего, Андрея обвинят. Аналогичных случаев в реестре судебных решений множество и их не счесть, например дело №1-143/2010, где приговором Кировоградского районного суда от 01.12.2010 г. пенсионер, инвалид 3-й группы, осужден на пять лет лишения свободы, но освобожден с испытательным сроком на три года под подписку, за то, что при помощи специального технического устройства негласного получения информации, замаскированного под шариковую ручку, записывал помещение суда и свои разговоры с тамошними сотрудниками.

Или дело №1-345/11, рассмотренное Сиховским районным судом Львова, где подсудимый, за заказ в интернет-магазине часов и ручки с микрофонами и камерами, был признан виновным по статьям 201, часть 1 и 359, часть 1 Криминального кодекса, но был освобожден от наказания с испытательным сроком в 1 год и подпиской о невыезде. Данный список можно продолжать долго.

Что же может изменить ситуацию к лучшему? Если не отмена ответственности, то уж, по крайней мере, открытая информация о технических характеристиках, согласно которым станет ясно и понятно что, начиная с… по… любое устройство считается запрещенным. Ведь в данный момент современную детскую машинку на радиоуправлении можно отнести к «специальным техническим устройствам негласного получения информации» в свете понимания статьи 359 Криминального кодекса Украины, если в машинке встроена детская камера и ребенок может видеть на пульте – куда машинка едет.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+1919
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Все так и есть пенсионеров и прочих законопослушных обывателей будет запугивать СБУ, а те кто надо, будут заказывать и следить и вымогать, но в т.к. они это будут делать не через почту то в суды ничего такого не попадет. Се ля ви, как говориься...

Алекс, так вот я, однажды, на неком заводе был, по работе. Всвязи с отсутствием техдокументации на проект, решили сделать фотографии, НО! Служба безопасности, блюдя инструкцию, запретила пронести фотоаппарат (работа такая). А когда я спросил - что же фотоаппараты в телефонах? У меня тогда их вообще два было (камерафона). Ответ был прост - в инструкции про мобильники ничего нет. :)

В Кабмине точно такая-же картина. Прапорщики не пропускают с фотоаппаратами, а телефоны, где камера может быть и не хуже, можно свободно проносить.

Термин "прокачка персонажа" многим знаком.

"Раскрываемость", показательный рейтинг нового руководства и публичный рейтинг службы в целом, могут быть эффективно "прокачаны" при помощи как раз вот таких простых и быстрых "дел".

http://twitter.com/IMykhalitsyn

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT