Системы планирования ресурсов предприятия – недешевое удовольствие, и потому, наверное, чаще доводится слышать о примерах их внедрения и использования в коммерческих организациях. Однако вопросы повышения эффективности управления не чужды и государственным структурам. Поэтому мы поинтересовались у разработчиков и внедренцев, есть ли спрос на подобные решения со стороны данной категории заказчиков.
Наталия Емельянова
руководитель ВЦ «Конто» компании «ABBYY Украина»
По своей сути госсектор (речь идет о хозрасчетных предприятиях) – это те же коммерческие структуры, только с другой формой собственности. Они такие же участники рыночных отношений, и перед ними также стоят задачи получения прибыли. Поэтому им тоже нужны эффективные ERP-решения.
Мы имеем большой опыт работы с такими клиентами и можем констатировать, что за последние несколько лет заинтересованность госсектора в ERP заметно выросла, что свидетельствует о понимании менеджментом этих предприятий необходимости постоянно совершенствовать управленческие механизмы.
Главный фактор успеха – воля руководства. Эффективное управление начинается с осознания необходимости совершенствования учета, контроля и планирования работы предприятия. Разумеется, для этого нужно наличие требуемого объема средств. В госсекторе дополнительные преграды создает строгая процедура тендерного отбора подрядчика. С другой стороны – внутренняя управленческая структура этих предприятий стабильная и неизменная, что существенно упрощает любой проект автоматизации.
Мы предлагаем решение фирмы «1С» – «Управление производственным предприятием для Украины», потому что в нем представлен перечень всех необходимых управленческих модулей. Также мы разрабатываем специализированные подсистемы, ориентируясь на потребности клиента, специфику его деятельности и поставленные задачи.
Сергей Литвиненко
генеральный директор центрального офиса корпорации «Галактика» в Украине
Спрос на ERP-решения в госсекторе присутствовал всегда, и мы работали с подобными проектами еще шесть лет назад. Полагаю, этот сегмент мог бы стать одним из самых динамичных, если бы не политическая нестабильность. Все-таки сегодня здесь преобладает «лоскутная автоматизация», так что рынок очень емкий.
Внедрение ERP-системы – долгосрочный стратегический проект, поэтому наметившаяся в нынешнем году стабилизация общества позитивно сказывается на динамике спроса. Начали появляться интересные тендеры, формируются бюджеты на 2011 г. Мы готовимся к росту активности госсектора в ближайшее время.
Если говорить о предлагаемых нами продуктах, то это в первую очередь «Галактика ERP», позволяющий автоматизировать все основные бизнес-процессы предприятия или учреждения – бухгалтерский учет и бюджетное планирование, управление финансами, персоналом, договорами, снабжением и т. д. И конечно же, специализированные: автоматизация заявочных компаний, системы управления инвестиционными проектами, строительством и реконструкцией, недвижимостью, «Галактика BI» (поддержка принятия решения) и др. Отдельно хотелось бы упомянуть продукт, связанный с автоматизацией предоставления государственных услуг.
Ольга Петрусенко
менеджер отдела развития бизнеса компании SAP Ukraine
Управление предприятиями и организациями госсектора базируется на тех же принципах и подходах, что в коммерческом секторе, и эффективного использования там требуют те же ресурсы – человеческие, материальные, финансовые. Отличие лишь в специфических функциях, например в части взаимодействия с гражданами. Сегодня в украинских государственных структурах разного уровня есть реальная заинтересованность в повышении эффективности работы, оптимизации расходов, контроле бюджетов, и, как следствие, заметно увеличился спрос на проверенные временем решения класса ERP.
Правительство стремится повысить эффективность работы органов государственной власти, качество и доступность их услуг, обеспечить прозрачность выполнения бюджетов и целесообразность использования ресурсов. Исходя из этих потребностей вырос спрос на решения по управлению бюджетом, закупками, документооборотом, взаимоотношениями с гражданами.
Деятельность таких предприятий и организаций регулируется государством. Поэтому основным фактором, формирующим потребность в ERP в госсекторе, является направленность политики в сторону повышения прозрачности и открытости деятельности учреждений с одновременным контролем над применением всех видов ресурсов.
У компании SAP есть большой набор решений для государственного сектора, включая планирование бюджета и контроль его использования, автоматизацию закупок на основе тендерных процедур, управление персоналом, собственностью, хранилища информации с аналитической отчетностью и др.
Артур Федоренко
директор по развитию бизнеса корпорации «Парус» в Украине
Задача управления распределением и рациональным расходованием бюджетных средств дольно непростая, и чем выше уровень распорядителя бюджета, тем она сложнее. И так было всегда. Единственное, что изменилось, – государство пришло к пониманию того, что без модернизации ИТ-инфраструктуры и создания единого информационного пространства добиться повышения эффективности функционирования госаппарата невозможно.
Госсектор уже многие годы статичен – структура законодательной и исполнительной власти, министерств и ведомств кардинально не меняется. Соответственно, новым потенциальным клиентам взяться неоткуда. Однако в последнее время происходит модернизация системы управления. Плюс есть еще некоторое количество клиентов, мигрирующих с ПО конкурентов или собственных разработок.
Уровень проникновения зависит от заинтересованности руководства в достижении конечного результата, наличия финансирования, технических возможностей, в том числе коммуникационных.
У нас есть клиенты, система управления которых построена с использованием трех наших программных продуктов. Базовыми для госсектора являются «Парус-Бюджет 8» на базе СУБД Oracle Database для крупных организаций и «Парус-Бюджет 7» – для малых и средних. Имеются также «Парус-Бюджет 4» для DOS и современные разработки на базе веб-технологий. Эти решения полностью отвечают требованиям как законодательства, так и различных служб и подразделений. Помимо этого, нами обеспечены возможность формирования отчетности в формате XML для сдачи в электронном виде и интеграция с прикладными системами «Казна» и «Мережа». Среди заказчиков компании Государственное управление делами Президента, Антимонопольный комитет, ГКРУ, Управление государственной охраны, СБУ и целый ряд министерств.
Юрий Шкиль
менеджер по работе с государственными учреждениями «Майкрософт Украина»
Если мы говорим о промышленных предприятиях в госсобственности, то у них интерес к системам планирования ресурсов был всегда. Что же касается органов власти, то они еще не созрели. Перед ними стоят иные задачи, к примеру управление документами, для которых у нас есть другие решения.
Между тем проведение тех же тендеров, госзакупок – это как раз та среда, где можно повышать эффективность и переводить процесс в автоматический режим с помощью ERP-систем, которые мы и предлагаем внедрять. Показателен опыт Западной Европы – там в государственных органах все работает с использованием продуктов Microsoft и человеческий фактор минимальный. Наша платформа хорошо зарекомендовала себя в госсекторе, и компания способна создавать решения любого масштаба и уровня сложности.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
Про що взагалі мова? (Я утримався після теми номера щодо електронного документообігу).
Респонденти, на мою думку, путають поняття “Україна” з “Київ” (плюс великі міста).
Я працюю в райдержадміністрації однієї з найменш забезпечених областей України. А ситуація на місцях така: ні про яке впровадження жодних систем в органах державної влади навіть мова не йде. Чому? Поясню. В апараті райдержадміністрації на 26 працівників припадає 10 комп’ютерів. З них 4 шт. на 3 працівників відділу ведення Державного реєстру виборців (надано централізовано з ЦВК). В залишку отримуємо 1 комп’ютер на 4 чоловік. З тих 6-ти ПК, що залишилися, 2 придбано в 2007 році, 1 — в 2006, інші — старіші. В управлінні економіки райдержадміністрації (!) найпотужніший комп’ютер має процесор з частотою 900 Мгц.
В більшості сільських рад по 1-2 ПК, але досить часто і досі приносять документи, віддруковані на друкарських машинках. Засоби зв’язку — телефон (в невеликої частини з’явилися факси), про електронну пошту навіть мова не йде. (З цієї точки зору цікавою виглядає вимога ЦВК забезпечити дільничні виборчі комісії по 1 ПК, а територіальні — по 2 ПК та копіром продуктивністю 200 000 копій в місяць. Виходить, що кожна сільська рада повинна віддати від 3 до 7 комп’ютерів на вибори та ще й “знайти” по копіру вартістю далеко за 10 тис. грн.)
І навіть якщо нафантазувати, що держава виділила кошти на впровадження якоїсь системи, то виникає людський фактор - “чиста” зарплата спеціаліста в РДА складає від 900 до 1000 грн. Який кваліфікований спеціаліст піде на цю роботу? Та й в області ситуація не краща. Відіслав якось електронкою документ, заархівований в 7z, через 2 дні дзвонять: “Що ви прислали? “Комп’ютерщики” відкрити не можуть”. :)
Вибачте, - наболіло.
Шановний Леонід!
По-перше, більшість респондентів взагалі не мали на увазі бюджетні структури, а писали про щось своє. По-друге, мова йшла, на жаль, саме про “Київ”, тобто про центральні органи влади.
Как я вас понимаю, Леонид, всё абсолютно верно.
Сам тружусь на благо государство. UNIX-администратор с зарплатой ниже 200 долларов.
(ореол засветился над головой, ага)