`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

life:) переориентируют и перекрасят

+88
голосов

На прошлой неделе главным генератором новостей в телеком-сегменте был life:) (точнее, "Астелит"). Во-первых, благодаря "программному" интервью генерального директора компании Тансу Еэна. Во-вторых - в связи с приостановкой Антимонопольным комитетом Украины слияния "Киевстара" с "Билайном", опять-таки, по жалобе той же "Астелит".

Что касается первого, то Тансу Еэн наметил, ни много, ни мало - поворот от агрессивного захвата рынка к сбалансированному развитию, и, как читается в его словах - отказ от формата дискаунтера. Сравнительно недавно я анализировал историю и нынешнее положение компании - отчетливо видно, что главная ее проблема заключается в низком ARPU (среднемесячном доходе с абонента) - порядка $2,5 если рассчитывать по всей абонентской базе, это буквально душит компанию, не дает ей развиваться. Так что ошибка не в "восприятии качества", а в чересчур агрессивном наиборе абонентов с минимальной платежеспособностью, и в дисбалансе между инвестициями в развитие сети и в привлечение абонентов.

Как поднимать ARPU, гендиректор фактически уже рассказал: кроме "подкручивания" малозаметных параметров тарификации, планируется в дальнейшем строить тарифные пакеты по безубыточной схеме. Относительно голосового трафика единственным строгим параметром, позволяющим отличать убыточность и прибыльность повременного тарифа является стоимость интерконнекта (звонки на другие сети по ставкам ниже интерконнекта - убыточны, выше - прибыльны) - и life:) уже повысил расценки в тех ТП, которые генерировали значительное отрицательное сальдо интерконнекта. Эта политика может оказаться вполне действенной. Впрочем, закономерности в поведении потребителей и регуляторная функция тарифов абсолютно не поменялись, и финансовый эффект от повышения тарифов, по большому счету, возможен только на короткое время: заметив, что месячный счет вырос, часть абонентов (причем наибольшая) ограничит использование сервиса (т.е., упадет MoU, среднее количество используемых минут в месяц, но ARPU останется стабильным), часть - просто "исчезнет" (уйдет к конкурентам, а при отсутствии подходящего предложения - просто перестанет пользоваться связью), и только часть согласится платить больше. Впрочем, в масштабах оператора даже незначительные выигрышы в тарифах оборачиваются значительными дополнительными доходами.

О поминутной тарификации все уже говорят достаточно спокойно. Де-юре, украинское законодательство делает поминутку невыгодной, так как запрещает брать деньги за неиспользованные тарифные интервалы, но де-факто регуляторы (НКРС, в частности), судя по всему, дали операторам понять, что за нарушение им ничего не будет. Поэтому переход на поминутку в планах life:) также предусмотрен. Пошли и слухи о внедрении поминутной тарификации и в сети МТС.

Теперь о качестве и его восприятии. То, что это разные вещи и проблемы life:) в значительной мере вызваны именно плохим восприятием - факт. Но то, что в основе этого восприятия лежит реальное качество, вернее, его недостаток - тоже факт.  Чтобы повышать качество, нужно инвестировать, сеть должна расти опережающими темпами, но это всегда, а сейчас - особенно противоречит требованию обеспечивать текущую окупаемость. В таких условиях, если говорить о качестве, то уместно задать вопрос, а откуда оно возьмется?

Взяться может из уплотнения сети + улучшения радиопланирования (к примеру, МТС через этот этап развития прошла, если не ошибаюсь, в 2006 г), но это в любом случае закупка оборудования, на которую оператор не факт, что пойдет. Второе - это снижение нагрузки на сеть, и здесь мы подходим к самому интересному.

С началом кризиса я писал, что изменится подход к оценке капитализации компаний, если раньше превалирующим показателем была потенциальная прибыль (де-факто - количество абонентов, с расчетом на то, что они когда-нибудь начнут платить больше, чем компании стоило их привлечение), то теперь - реальная (ежемесячный доход минус расход), и рано или поздно операторы от номинального расширения абонентской базы перейдут к выведению текущей на желаемую норму прибыли и удержание ее в таком состоянии. Проще говоря, начнут избавляться от совсем уж мало платящих абонентов. Теперь мы видим этот план в реальности, озвученный самим Тансу Еэном. Правда, компания все еще пользуется "мягкими" методами повышения доходности, до "жестких" (введения сроков действия платежей из расчета ХХ грн в день), но не дойдет ли дело и до них?

Альтернативой выжиманию дополнительного финансового ресурса (сравнительно небольшого, кстати) может быть только переход на новый технологический уровень, другими словами, построение сети 3G. Это то, во что операторы все еще готовы вкладываться, то, на чем можно заработать реальные деньги (мобилный ШПД дает сильно другой ARPU, по сравнению с голосом), и то, что позволит "перезагрузить" состояние вопроса с качеством связи - при условии, что будет соблюден баланс роста самой сети и количества ее пользователей.

Будет ли при этом перекрашен логотип или убран смайл - вопрос в данном случае третьестепенный. Позволю себе напомнить, что уже несколько лет существует бренд Business Life, в логотипе которого смайла нет изначально. Помогло ли это ему? Вопрос риторический.

Ну и еще одна надежда life:) - на изменение позиции регуляторов по важным для компании вопросам, таким, как ставка интерконнекта (фиксированная или плавающая), распределение частотного ресурса, внедрение переносимости мобильного номера (я лично не верю в это средство как в панацею - тяжелые абоненты других операторов вряд ли побегут со своими номерами в life:), наслушавшись о тамошнем качестве), расклад с лицензиями на UMTS. ни для кого не секрет, что значительная часть важных вопросов в деятельности операторов решается во властных кабинетах. И если конъюктура для бизнесменов, владеющих долей в "Астелите" с 2004 там была не совсем удачной, то сейчас она существенно иная, что и дает компании надежды на то, что решения будут если не в ее пользу, то хотя бы относительно нейтральными. Собственно, "первым звоночком" может быть приостановление АМКУ сделки по слиянию "Киевстара" с "Билайном". В общем, за компанией стоит понаблюдать в ближайшее время.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+88
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Лично мне этот ребрендинг понятен: новые краски - новые тарифы и новый подход к клиенту...словом халявы больше не будет

все выше сказанное - мое имхо

"Переориентируют" означает сделают намного дороже, абоненты уже это почувствовали.

Как абонент лайф уже на себе ощутил на себе смену их сексуальной ориентации, они как и мтс в свое время меняют тарифы в тарифном плане даже без уведомления пользователя. Если еще повысят уйду на МТС (много народу там) или на Киевстар (жена). Козлы.

К сожалению со сменой корпоративных цвето сеть покрытие не увеличится, и сеть лучше не станет.

Цвета это все ерунда, вот о тарифах лучше заботились

и зря....
станет и дорого, и фиговее, как по мне...

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT