`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Денис Довгополый

Команда, партнеры и общие цели

+88
голосов

Одна из важных задач стартапа, да и любой компании – формирование команды. Ниже — мой конспект беседы с одним очень умным человеком, который был дополнен за 10 лет беседами с другими людьми, моим опытом и опытом проектов, с которыми я работал.

Команда должна состоять из единомышленников, а правила работы должны быть расписаны ещё «на берегу». Иначе проект превращается в бомбу замедленного действия. Настоятельно рекомендую правила фиксировать на бумаге — не для того, чтобы судиться, а для того, чтобы иметь возможность вернуться к договоренностям. Это важно. Во время движения вперед трансформируются цель, задачи, видение, да и люди меняются. Время от времени надо сверяться с первоначальными договоренностями, и в случае расхождения взглядов на путь, который пройден, или который еще предстоит пройти, надо или пересматривать договоренности, или расходиться. Всегда надо четко понимать, где и когда будут деньги и как они будут делиться. Обязательно должны проговариваться варианты «А что делать, если мы расстаемся?» Желательно на разных этапах. Иначе всегда будут недовольные после расставания.

Если речь идет о допуске новых (младших) партнеров в бизнес, то надо прописывать опцион и четко понимать, кто, сколько, где и за что получает. Если партнер берет на себя ответственность за получение прибыли или дохода, то не имеет значения, какие усилия он прикладывает. Надо понимать, что единственным мерилом успеха в данном случае есть доход, полученный вследствие его действий. Процесс ради процесса никого не интересует. То же самое: если мы пускаем в команду партнеров человека, который должен сделать продукт, то результат – это продукт, а не код, не ТЗ, не часы работы. В данном случае очень часто расходится видение новых и старых партнеров: «Я же сделал так много!» Это как в школе — не принимаются возражения «А я же учил», вопрос в том, выучил ли ты?

Дисциплина. Команда без дисциплины не работает. Если один из членов команды начинает просыпать встречи, не выполнять планы, опаздывать, не писать отчеты, то со временем получается, что работа, которую требуется сделать для достижения результата, распределяется неравномерно. И тогда нужно перераспределять результаты труда, иначе работающая часть команды начнет терять мотивацию. Если речь идет не о наемном персонале, а о партнерах в бизнесе (или потенциальных партнерах), то начинаются...

...Конфликты. «А он работает меньше меня», «А он не сделал то, что просили», «А давай мы его выкинем, а то он ничего не делает»... Если это начинается – значит, команда прогнивает. И надо что-то менять. Чем дольше это происходит, тем больнее потом.

Цели, подход, философия. Команда должна быть однородной (хотя таланты могут и должны быть в разных векторах). Если подымается стартап или любой новый проект, все партнеры должны быть примерно равны. Это значит, что если один из членов команды имеет свои сбережения, а на другом висит кредит за машину (квартиру, дачу), а у третьего жена с маленьким ребенком, то они будут думать по разному. Понятие тактики и стратегии в этом случае будет разное, потому что все ставят перед собой различные цели и задачи.

Мотивация команды. С некоторых пор я не верю в нефинансовую мотивацию. Предельный срок, который может работать нефинансовая мотивация, – полгода. Потом она падает. Всегда думайте, как и сколько вы (они) будете зарабатывать в ближайшем будущем. Идея не может кормить долго. Ставьте определенные цели в этом плане, и если они не выполнены, то вместо того, чтобы создавать напряжение в команде, – расставайтесь.

Оценка. Не судите людей по словам, намерениям, планам. Смотрите, что они уже сделали и что они делают. Проводите такую оценку как можно чаще.

Коммитменты. Пусть вся команда будет плотно закоммичена. «Давайте я сейчас попробую, чтобы не рисковать, а потом, если у меня пойдет, я будут тратить все свои усилия, ресурсы, связи» — так не работает. Если человек с самого начала не работает в полную силу, то вероятность того, что он будет дальше работать как надо, – очень мала. Кроме того, крайне сложно оценить человека, когда он не дает 100% отдачи. А значит, когда он придет в команду – будут большие риски.

Работать можно и нужно со всеми, если человек не сделал тебе ничего плохого. «Зачем нам тратить время на него – он рядовой сотрудник, а я могу выйти на вицепрезидента – он все разрулит». Поверьте, вы не знаете, как повернется жизнь. И если сотрудник относится с пренебрежением к другим людям, то к вам он будет относиться так же. Если он при вас обливает любого другого человека помоями – значит, рано или поздно он будет то же делать и с вами.

Всегда работайте только с теми людьми, которых а) видели в работе, б) делили с ними деньги, с) разруливали конфликтные ситуации. В противном случае постройте работу так, чтобы в ходе первых шагов провести тест на все три пункта.

Если у вас партнер внешний, то тут надо смотреть на его репутацию. Точнее даже не репутацию, а на то, как у него складывались отношения с другими его партнерами. Если вы видите определенный паттерн в поведении и ведении бизнеса, то можно быть уверенным на 100%, что этот паттерн повториться и по отношению к вам. Вы готовы к этому? Тогда работайте! Если он говорит про своих старых партнеров «они бандиты и кидалы», то рано или поздно вы услышите это и о себе. Если партнер может воровать у своих старых соратников базы клиентов, то и у вас будет воровать. Если у него нет партнеров, то подумайте, почему? Спросите, почему вы первый. Если у него много партнеров, и все довольны им, то не тешьте себя надеждой, что вы легко добъетесь взаимности — старых партнеров не меняют без причины, и единственное объяснение для вас при работе с таким партнером — он входит в новый бизнес или его подвел старый. посмотрите на ошибки, которые быили допущены обоими сторонами, и сделайте вывод.

Не бойтесь конфликтов — чаще всего сотрудничество, родившееся в конфликте, лучше, чем сотрудничество, закончившееся конфликтом. Если та сторона думает так же, то в любой ситуации надо искать конструктив и заделы на будущее.

Цените открытых людей, которые стремятся больше дать, чем получить. Но не забывайте им платить той же монетой. Будьте сами открыты. Если все будут пользоваться таким принципом, то всегда будет избыток того, что дают. Это очень хорошо сказывается на бизнесе.

Всегда хвалите за удачу – это очень недорогой, но сильномотивирующий фактор. За неуспехи не ругайте, а делайте разбор полетов, чтобы не повторить ошибок (к повторенной ошибке будьте нетерпимы).

Делайте НДА как можно жестче, всегда включайте во все договоры пункт о non-compete. Это не поможет помешать увести у вас бизнес, но немного усложнит задачу.

Помните: если у вас не сложилось с командой, то виноваты вы, а не команда.

В свое время несколько мудрых людей пытались до меня донести эти истины, но только после того, как я посмотрел это на нескольких проектах и сам допустил все возможные ошибки из вышеуказанного текста (за которые до сих пор расплачиваюсь), я понял ценность этих советов.

Как показывает практика, все предприниматели совершают от одной до всех из этих ошибок. Исключений практически не бывает.

 

Команда, партнеры и общие цели

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+88
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Закину ссылку на статью в закладки, отдельные фразы хочется процитировать в некоторых случаях.

Допереведу некоторые слова и фразы:
Коммитмент - обязательства
"паттерн в поведении" - шаблон поведения
НДА - "Соглашение о конфиденциальности" (Non Disclosure Agreement) документ о неразглашении третьим сторонам сведений, знаний и другой информации, полученной в ходе работ.
"пункт о non-compete" - пункт о неконкуренции, об отзказе заниматься подобной деятельностью с целью создания конкурирующего товара (услуги) пользуясь приобретенными в этом проекте (стартапе) знаниями.

И присоединяюсь в целом к "В свое время несколько мудрых людей пытались до меня донести эти истинны, но только после того, как я посмотрел это на нескольких проектах и сам допустил все возможные ошибки из вышеуказанного текста (за которые до сих пор расплачиваюсь), я понял ценность этих советов."
А ведь еще поэт Пушкин А.С. изрек:
"О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель..."
("О сколько нам открытий чудных...", 1829)

Так какова, все же, цель?

сказано ж - баблос.
__
В далёкие-далёкие времена, когда байты были битами...

Спасибо, ушло в закладки.

Отличная статья, спасибо!

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT