`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Павел Молодчик

О роботах (психологическое)

+77
голосов

На написание этого поста меня вдохновила ссылка на ютюбовский ролик, приведенная в блоге А. Зубинского ("Немного роботов") уважаемым пользователем по имени mv m. Полюбуйтесь:
"Конячкой" mv m окрестил этого робота напрасно, ибо у лошади передние ноги не в ту сторону гнутся (зеркальная симметричность передних и задних ног, возможно, связана с тем, что тварь создается по заказу военных, которым важно, чтоб она атаки чередовала с отступлениями не тратя времени на разворот:), так что не конячка это, а собачка, а вот замечание mv m насчет моторошности я поддерживаю обеими руками.

Имхо от ролика явственно веет потусторонней жутью. Малой концентрации, но высокого качества. Чем-то сходной с жутью, которую испытывает человек, встречающийся взглядом с манекеном, которого он сослепу принял за человека.

Парадокс: манекен может при (не)благоприятном стечении обстоятельств ужаснуть нас больше чем компьютерно-графический Горлум, создание которого потребовало на 4 порядка больше человеко-часов.

Почему?

Видимо, воспринимая Горлума мы подспудно осознаём, что, в отличие от магазинного манекена, он обитает в воображаемой "виртуальной реальности", ограниченной мельтешением электрических импульсов в компьютере и теней на киноэкране, и, т.о., недалеко ушел от плодов чистого воображения вроде Франкенштейна и Вия, к которым мы приобрели иммунитет еще в детстве.

Чем же страшны зоо- и антропоморфные куклы и роботы? Оказывается, этот вопрос стоит на переднем фронте психологии в течение суть ли не с момента ее зарождения.

В классификации фобий к нашей теме ближе всего т. наз. педиофобия -- "боязнь и антропоморфных кукол и маленьких детей" (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Pediophobia). Недуг весьма распространенный (недавно выяснилось, что им страдают даже обезьяны).

Самым цитируемым трудом в данной области, по-видимому, является статья Фрейда "Зловещее" (1912 г.), который, в ней свою очередь, цитирует Эрнста Йенча (Ernst Jentsch, 1906 г.): «Один из вернейших художественных приемов, легко позволяющих писателю вызвать своим рассказом какие-то зловещие эффекты, - пишет Йенч, - состоит в том, что читателя оставляют в неизвестности относительно того, имеет ли он перед собой в той или иной фигуре живого человека или же автомат, причем так, чтобы неопределенность эта не попадала непосредственно в фокус его внимания, побуждая его немедленно исследовать и прояснить положение вещей, поскольку в результате, как уже сказано, этот особый эмоциональный эффект легко пропадает. Э. Т. А. Гофман неоднократно и с успехом пользовался этим психологическим приемом в своих фантастических новеллах».

"Лощина зловещести" ("Uncanny valley", см. http://en.wikipedia.org/wiki/Uncanny_valley) - понятие, введенное робототехником Масахиро Мори в 1970 г. для описания формы графика эмоционального отклика, вызываемого у людей объектами мертвой природы по мере их зоо- и антропоморфизации. Полено нейтрально, Буратино вызывает симпатию, а очень похожий на человека манекен - ужас, эксплуатируемый мадам Тюссо с 1770 г. При этом не приходится сомневаться, что вовсе неотличимый от обычного человека робот ни капельки не ужаснее обычного человека. Днище лощины населено зомби, вурдалаками, куклами из фильма "Г-н Оформитель" и прочими самоходными манекенами мадам Тюссо.

В английской википедической статье о лощине зловещести приведен поразивший меня изобретательностью перечень гипотез, пытающихся объяснить происхождение иррациональных педиофобических страхов. Вот этот перечень с моем вольном переводе.

1. Страшиться чрезмерно антропоморфных роботов нас заставляет выработанный миллиардом лет эволюции психофизиологический механизм, заставляющий бежать:
а) от бесплодных половых партнеров (ради экономии половых клеток и либидуозной энергии) [имхо - чушь, порожденная заклиниванием психологии на половом вопросе со времен Фрейда; контрпримером здесь может послужить хотя бы совершенно спокойное наше отношение к дедушкам-бабушкам].
б) от больных (робот похож на ненормального человека, ненормальный человек может оказаться больным, болезнь может оказаться заразной). [Хммм].

2. Своей несомненным сходством с живым существом в сочетании со своей несомненной мертвостью робот напоминает о нашей собственной смертности. [Тычет нас, так сказать, носом в истину, от которой мы всю жизнь норовим разными способами отвернуться ("если бы человек в полной мере осознал свою смертность, он тотчас бы сошел с ума" - это сказал, кажется, Паскаль). Т.е., в рамках этой гипотезы предполагается, что страх роботов родственен страху зомби, вампиров и прочих живых мертвецов].

3. Естественный отбор сделал нас склонными к бескопромиссно-монохромно-категорическим суждениям в жизненно важных вопросах: особи, неспособные мгновенно и категорично отделять холод от тепла, голод от сытости и живое от неживого, не доживали до репродуктивного возраста. В результате мировоззрение психически здорового современного человека зиждется на представлении о том, что живое и неживое суть множества непересекающиеся. Поэтому вид биоморфного робота, наглядно свидетельствующего о том, что различия меж живой и неживой природой имеют не качественный, а количественный характер, вызывает головокружительное ощущение разверзающейся под ногами бездны.

4. Умилительную собачку AIBO мы судим как робота, удачно имитирующего настоящую собаку и оцениваем позитивно. А жуткую бостонскую собаку Баскервиллей судим-де как собаку, неудачно имитирующую настоящую собаку, и оцениваем негативно. [Ну, одно дело негативно оценивать, а другое - от ужаса содрогаться].

5. Носители иудео-христиано-мусульманского мировоззрения привыкли видеть в человеке любимейшее из божих творений, а антропоморфный робот оспаривает этот уникальный статус. Т.е. при виде робота мы страдаем от "комплекса Каина" и плюс к тому ужасаемся кощунству (нас внутренне как бы переворачивает, словно при виде перевернутого распятия). [Есть два обстоятельства, заставляющие в этой гипотезе усомниться: во-первых, страх почему-то вызывают не только человеко- но и собакоподобные роботы, во-вторых - интернациональность фильмов ужасов (верования у зрителей разные, а страхи - примерно одинаковые)].

Таким образом, приходится признать, что удовлетворительных гипотез нет (разве что №3?), а страх есть. Так что не исключено, что если суждено выйти на экраны фильму "Transformers 22", то ключевую роль в нем сыграют уже не CGI-фантомы, а исчадия из лабораторий Boston Dynamics. Стараниями лучших теоретиков и практиков от психологии и психопатологии они будут усовершенствованы до такой степени, что вопить от сладкого ужаса придется не только зрителям, но и актерам:)

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Когда ещё давно смотрел этот ролик, понимал, что на экране всего лишь "самоходный аппарат", но его вид (и этот мерзкий звук в немалой степени!) вызывал отвращение на каком-то очень глубинном уровне.

Сознанием понимаем, что оно неживое, но наши привычки фиксируют движения живого существа, что заставляет нас "привычно" (подсознательно) считать его живым. Сознание входит в конфликт с подсознанием - мы видим, что это груда железа, но она ЖИВАЯ! ИМХО, в чистом виде наблюдаем разрыв шаблона. Лично моя реакция была где-то между "этого не может быть" и "дожились" - а это уж точно разрыв шаблона. Итого, ближе всего к №3.

P.S. Ряд мыслей, которые возникли по ходу действа:

1. Верхний брейк. Человек имитирует робота, и все понимают, что это прикольно, т.к. движения сознательно искажены. Аналогично, прикольны собачка Айбо и другие андроиды, включая C3PO. А вот если бы они двигались "реально" - воспринимали бы их так же?

2. Фантастический рассказ "Билет на планету Транай", где проходила мысль об "разусовершенствовании роботов". Суть заключалась в том, что совершенный робот невыносим для человека, т.к. внушает мысли о собственном несовершенстве + есть необходимость чувствовать свое превосходство над "жестянкой". Поэтому необходимо было создать явно ущербного робота, исправно выполняющего свою работу (иначе был бы не нужен никому) :)

3. А может, просто возникает мысль, что вот оно: мы - устаревшее звено эволюции, а будущее - за ними? }8-[] (такое у фантастов тоже было)

Причини страху сильно роздуті. Хоча, дійсно, трохи не по-собі, - незвично.
Ось остання "моторошна" розробка Бостон Дінамікс:
Petman Prototype
Мене дивує, що "якісь чуваки" зробили робота, що так класно і впевнено крокує. Японці ж, зі своїми мега технологіями, роками показують робо-інваліда типу ASIMO.

Тут скорее виновата японская культура. Думаю, ASIMO -- это нечто имиджевое в духе аниме, а не разработка для практического применения, как проекты Boston Dynamics для DARPA.

Ну да, до просмотра BigDog, я и не думал что мы настолько на пороге…, ну там сварочно-покрасочные автоматы, Lego Mindstorm…, а тут 5-10 лет и они среди нас.
Однако проблема «похож - не похож» решается с помощью дизайна да удачной подаче общественности, для особо мнительных - пульт с кнопкой «off» (ну или как-то по-китайски) и публикацией «Трех правил робототехники» на Урядовому порталі.
А вот №3: «живое - не живое», гораздо глубже, и «off» может приравниваться к убийству, но не думаю, что широкая публика будет особенно вникать, и все сведется к «выгодно – не выгодно».
Радует (или пугает?),что подобными вопросами уже переймаються IT, а не только Голливуд и писатели фантасты.

Ноги все таки странноватые, лучше бы уже сделаи его на 6 ногах, - был бы еще устойчивей и еще больше напоминал мегапаука :-)

Это явно новое направление науки -- создание гуманоидов, имитирующих роботов %)

меня просто убило то видео)

Вот это да...
NB: надо отметить еще один психо[патоло]гический аспект обсуждаемой темы: роботы вызывают пляску Святого Витта!

Шутка, что ли? Это же просто два чувака, какой робот.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT