`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Кардаков

Как я прощался с ИТ

0 
 

В одном из последних комментариев к предыдущему посту этого блога была зафиксирована идея о том, что ИТ-директор не просто НЕ должен глубоко разбираться в технологиях, а скорее ему даже противопоказано это. Отчасти согласен, отчасти мой опыт говорит, что знания все-таки должны быть и достаточно глубокие.

Сегодня расскажу о том, как я прощался с ИТ и все больше и больше посвящал себя менеджменту в чистом виде. В этом вопросе указанная выше тема нам еще пригодится. С одной стороны я хочу, чтобы получилось некое подобие пошаговой инструкции, с другой – может быть кому-то будет просто любопытно почитать J.

Итак, я начинал как технический директор. В то время даже подумать не мог о том, что когда-нибудь… Нет, пожалуй, мог, но не хотел. Меня полностью устраивала ситуация и мое положение. Я хотел достичь идеала, совершенства в этом вопросе. Но позже понял, что «схватить» все не могу, появлялись все новые и новые решения. Пришлось отказаться от собственных разработок и начать руководить группой специалистов. Разработка и продажа микроэлектронного оборудования для промышленных предприятий и систем автоматизации во времена постсоветского спада производства может показаться странной затеей, однако мы не собирались менять профиль. Когда во время промышленного кризиса спрос на нашу продукцию резко упал, мы быстро переориентировались и перешли на самое примитивное направление — сборку компьютеров. Тогда я досконально разобрался в компьютерах, изучил всех производителей, знал полностью технологический процесс производства до мелочей. И даже было дело ремонтировал материнские платы и мониторы. Далее, также как и в предыдущем случае, передал задачу дальше, потому что время шло, мы стали заниматься серверами, локальными сетями, позже зародилась интеграция. Технологии сменяли друг друга, приходили новые подходы и модели, но мой личный подход оставался неизменным.

1. Насколько это возможно досконально изучить вопрос самому

2. Найти людей, которым эта тема интересна также как мне

3. Вовлечь их в процесс

4. Передать знания

5. Передать функцию

6. Осуществлять точечный контроль

7. Перейти к следующему вопросу

8. Когда и этот вопрос изучен, вернутся к тем людям, которых оставил вместо себя на предыдущем этапе и перетянуть их на следующий уровень

Такой цикличный процесс постоянно повторяется в моей жизни. Шаг за шагом я чему-то учился и при этом постоянно от чего-то отказывался. Чаще всего приходилось отказываться от того, что я умел делать именно лучше всего. Вот вам и необходимость разбираться в вопросе… Иначе как контролировать? Если я ничего не понимаю в той или иной области знаний, то как я смогу оценивать работу других людей в этом направлении? Достигая определенной вершины в том или другом деле, я отказываюсь от нее, делегирую полномочия своим менеджерам и направляюсь к следующей вершине.

Хорошо, скажите вы, с технологиями понятно, а как насчет навыков управленца, продавца и т.д?

Принцип тот же. Почему у Инкома традиционно большая доля рынка в финансовом секторе? Потому что в свое время я самостоятельно методично разобрался в банковской деятельности. Я знакомился с банкирами, я выяснял, как они работают, какие вопросы их волнуют, где они зарабатывают и на чем несут убытки. Кроме этого разбирался сам, читал, посещал тренинги, привлекал специалистов по R&D и советовался с ними. Главное не боялся залезть в «дебри». Когда я собираю информацию, то создаю информационный поток мнений, сведений других людей вокруг себя и чем больше участников я смогу вовлечь в этот процесс, тем лучше. Затем, накопив информационную базу, я анализирую ее самостоятельно и делаю выводы. Позже эти выводы опять-таки проверяются среди участников первого этапа, корректируются мною и снова запускаются в среду для проверки. Этот цикл может повторяться несколько раз, пока идеи не получат четкую огранку. Разобравшись, перехожу к следующему пункту – нахожу людей, которым это тоже интересно и т.д.

Этого же, уважаемые ИТ-директора, бизнес ждет от вас. Залезайте в дебри регулярно. В этом вопросе очень помогает любопытство, как в детстве, когда каждая мурашка вызывает неподдельный интерес.

Топ-менеджер обязан разбираться во всех функциях своих подчиненных, а хороший топ-менеджер – это тот, кто прошел каждую тропинку сам и может на интуитивном уровне понять, когда ему начинают вешать лапшу на уши.

Следующий пост планирую посвятить вопросам бизнес образования, где и чему стоит учиться.

Кстати, пожелания по темам приветствуются :). Пишите в комментариях.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Александр, спасибо! Очень интересно и познавательно, а опыт - он "сын ошибок трудных", поэтому вам и есть, что сказать. :)
Ваш личный подход и циклический процесс интересны, но в состоянии-ли современный ИТ-директор "Насколько это возможно досконально изучить вопрос самому", более того, выступать в роли наставника для "более молодых коллег"? Мне кажется, что ИТ-директор должен разбираться и изучать вопросы, в первую очередь, бизнеса. С другой стороны, он должен понимать, какими ИТ инструментами он может решить эти бизнес-задачи. Но досконально разбираться в ИТ инструменте - ну совсем это не его задача. Он должен понимать, что такое SOA, чем и как могут помочь бизнесу системы ERP и CRM, но он не должен разбираться в настройках и конфигурациях ERP и CRM.
Косвенное подтверждение этому я вижу в Ваших словах "Я знакомился с банкирами, я выяснял, как они работают, какие вопросы их волнуют, где они зарабатывают и на чем несут убытки". Т.е. Вы занимались безнес-задачами, а не ИТ-задачами. ИТ-задачи пришли позже, когда необходимо было решать эти бизнес-задачи с помощью ИТ-технологий.
Получается, что хороший ИТ-директор должен знать ЧТО делать (касательно ИТ-технологий), но не обязан знать КАК делать (тоже касательно ИТ-технологий).
Отсюда напрашивается вывод, что ИТ-директор должен быть больше ориентирован на бизнес, чем на ИТ. И разбираться он больше должен в бизнесе, а не в ИТ. Конечно же, знания из области ИТ необходимы, и достаточно глубокие, но больше необходимы именно знания бизнеса.
Хорошие слова "Топ-менеджер обязан разбираться во всех функциях своих подчиненных", абсолютно правильные, с другой стороны он не может и не должен "проходить каждую тропинку сам". Он не сможет разбираться в администрировании БД, настройке Cisco и программировании очень глубоко.
И та проблема, которая сейчас видна невооружённым взглядом - это наличие среди ИТ-директоров высококвалифицированных системных администраторов, программистов и т.д. Т.е. тех людей, для которых технологии первичны, а бизнес - вторичен. "Наша школа" почему-то пошла по пути "начальником отдела системного администрирования должен быть самый квалифицированный системный администратор". Нет, начальником отдела системного администрирования должен быть менеджер, который разработает архитектуру, который будет понимать как она работает, какие задачи решает, который сможет организовать работу своего отдела для достижения бизнес-цели, но не будет заниматься настройками DNS, DHCP и других подобных абревиатур.

Давайте пойдем от обратного.

Какова вероятность того, что хороший бизнесмен, хорошо разбирающийся в бизнес-процессах, станет хорошим ИТ-директором? Довольно низкая. Человек не на то учился, как говорится.

С другой стороны, ИТ-специалист, который в технологиях уже де-факто знает, если не все, то многое, может стать ИТ-директором легко.

Вопрос эффективности наших ИТ-директоров не в том, что они вышли из ИТ, а в том, что они не хотят шагать дальше - в бизнес.

Конечно, ИТ-директор не может и не должен разбираться в настройках ERP, именно поэтому я писал, что «схватить» все невозможно.

Но контролировать то, чего совершенно не понимаешь, также невозможно. Знания должны быть.

Во всем остальном абсолютно согласен.

Согласен целиком и полностью!
ИТ директор не может быть без базового (фундаментального) ИТ образования. Это базис, без которого в хорошего ИТ-директора не вырасти никак. Это, так сказать, фундамент, основа основ. И дальше на этом фундаменте необходимо строить пирамиду из бизнес-знаний. Просто для современного ИТ-директора эти бизнес-знания по объёму превышают его ИТ-знания. И превышают значительно.
Отсюда и вывод о "необходимом и достаточном": для современного ИТ-директора фундаментальные ИТ-знания необходимы, но не достаточны. Это как для хорошего автогонщика, наличие рук и ног является необходимым, но совершенно недостаточным. Это "необходимое" есть у всех, но хороших автогонщиков не так много. Потенциально любой из нас может являеться хорошим автогонщиком. Так же потенциально любой человек с ИТ-образованием может являться хорошим ИТ-директором. Но тут приходит черёд "достаточного". Если у ИТ-специалиста помимо "необходимого" ничего нет - он заведомо проиграл в гонке за менеджерство. Теперь ему надо устремиться в поход за "достаточным". А достаточными являются те знания, которые будут в Вашей следующей статье "Куда пойти учиться". :)

Александр, какую самую сложноу задачу (вопрос) вы решали за последний год?

А вообще спасибо за блог. весьма познавательно и надеюсь, откровенно.

Полдня размышлял над тем, что вам ответить. Слишком много всего произошло за последний год. Трудно выделить что-то одно.

А чем тогда не тема для отдельного постинга в ваш блог :)

Думаю, не одному мне было бы интеремно узнать.

Александр, регулярно отказываться от того, что умеешь делать лучше всего - значит отказываться от того, что приносит наибольшее удовольствие. Особенно человеку инженерного склада и образования, т.е. человеку получающего наибольшее удовольствие от того что "лично сделал руками". Отказываться регулярно - это, на мой взгляд, очень больно.

Поэтому искренне восхищен вашей силой воли!

Юрій Пероганич, http://apitu.org.ua

Для Александра ИТ стали лишь инструментом, а удовольствие приносит построение слаженной корпорации.
Если Вам Юрий нравится копаться в исходниках или паять кулеры - не утруждайтесь, не заставляетй себя "уходить от ИТ", это не самоцель. Получайте удовольствие от привычного вам созидания, это ваша внутренняя гармония, ваше спокойствие.
Без иронии. Это я к вопросу о "силе воли" :)

Илья, Александр спасибо за комментарии.
Начинаю обдумывать тему.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT