`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

ПО и налоги: тесная связка


Как-то в Беларуси меня спросили, зачем государству (в этой стране оно обеспечивает 90% продаж ИТ) платить американским компаниям за какие-то лицензии на ПО и в чем тогда будет заключаться интерес правоохранительных органов. Я не стал рассказывать про инвестиции и новые рабочие места. Мои аргументы были более понятными: легализация ПО – это прямое увеличение налоговых поступлений в бюджет. Простой пример: для покупки ПО компаниям, которые оптимизируют свои доходы, придется вытащить деньги из офшоров и заплатить налог на прибыль. Только тогда они смогут рассчитаться за лицензии со своего банковского счета. А тот, кто платит единый налог, оставаясь «в тени», не получит кредит по НДС, и эти деньги останутся у государства. Кроме того, как только компания «засветит» количество лицензий на ПО, ей придется показать, сколько именно у нее сотрудников, с фондом зарплаты которых связано много обязательных платежей.

Но я хотел рассказать о другой, более интересной «связке». У нас в стране не принято использовать легальное ПО и платить все налоги. Пока наблюдался экономический рост и все было неплохо с поступлениями в казну, минимизация налоговых поступлений нивелировалась ростом налоговой базы и числа плательщиков, увеличением импорта и инвестиций. Мне слабо верится, что государство пойдет на снижение налогов как антикризисную меру. Скорее, если ситуация с бюджетом окажется настолько плохой, что будет чревата социальными потрясениями, власть начнет активнее «вытряхивать» платежи, причем прежде всего из крупных компаний, лидеров рынка.

Казалось бы, когда бизнес начинает снижать расходы даже по ключевым статьям, на ПО все вроде бы должны махнуть рукой. Но это не так. Как ни странно, я уверен, что именно в кризисные времена будут расти активность антипиратских кампаний и объем легализации «софта». Во время эйфории роста любые проблемы с нелицензионным ПО и связанные с ними затраты не столь критичны. Компании, использующие нелегальные программы, были уверены, что дешевле откупиться от проверок, чем платить за легализацию. Несмотря на определенные потери, они знали, что завтра заработают еще. Однако при сокращении доходов лицензии на ПО играют уже другую роль. Его легализация становится элементом безопасности бизнеса, гарантией того, что в случае проверок у компании не заберут компьютеры и их возвращение не будет стоить ей последних денег и «жизни».

Росту числа проверок способствует и общий «фон». Когда резко снижается импорт, сокращается количество магазинов, уменьшается число торговых операций, у проверяющих органов снижаются возможности проводить в отношении них рейды, накладывать штрафы, и, чего грешить, объем их вознаграждений также падает. В этих условиях правоохранительные структуры вполне способны вспомнить о нелегальном ПО и возможности изъятия компьютеров, с которыми бизнес не может расставаться даже в кризис.

Есть в этом процессе и «эффект домино». Если свое ПО легализовал лидер рынка, об этом узнают другие его игроки и постараются обезопасить себя. В том числе и потому, что крупные компании, повысив за счет затрат на ПО свои расходы, будут не слишком рады тому, что это коснулось только их.

Не стоит думать, что производители ПО – бессовестные компании, которые хотят подзаработать на общей беде с помощью антипиратских программ. Сокращение ИТ-бюджетов корпоративного рынка ударило по индустрии ПО очень сильно. Так, в России ожидается снижение спроса со стороны этого сегмента в 2009 г. на 50%. А рынок ПО в Украине сейчас составляет 8% российского, тогда как три года назад он был на уровне 15%, и это при том, что аналогичный показатель в разрезе hardware иногда превышает 20%.

Конечно, нельзя утверждать, что поставщики железа и сервисов «жировали» за счет ПО, но «софтовиков» определенно обделяли вниманием. Рынок строительства рос в десятки раз, как и объем железобетонных конструкций для зданий, а продажи САПР при этом увеличивались лишь на десятки процентов. Банки пользовались тем, что к ним вообще не могут зайти проверяющие и легализовали в основном ОС и серверные продукты. Количество выпусков глянцевых журналов превышает число проданных лицензий на графическое ПО в сотни раз, хотя стоимость рекламной полосы намного больше, чем программы для ее создания. Многие разработчики, чьи зарплаты выросли на тысячи долларов в период экономического роста и чей труд оплачивается именно за счет продаж интеллектуальной собственности, в большинстве своем до сих пор не закладывают в расходы стоимость инструментального ПО.

Похоже, во время спада экономики бизнесы, которые построены на неуплате налогов и за лицензии, пройдут проверку на эффективность. Будем искать в кризисе позитив – выживут наиболее эффективные и объективно конкурентоспособные.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+13
голоса

Напечатать Отправить другу

Добрый день, вечер или утро!

Прочитал Вашу колонку, все конечно, очень хорошо с Вашей точки зрения. Мне как предпринимателю (у которого все лицензи куплены Win XP и Delphi) ведущему разработку и имеющему офис и сотрудников, кажется, что нужно сначала поменять контролирующую машину (котороя уничтожает средний и малый бизнес), ведь "проверяющее" приходят не для легализации ПО, а для наполнения своих карманов и ни какие лицензии им не нужны! Доходило до того что говорят "мы забираем технику на экспертизу", я "забирайте составляйте акт", они "зачем может договоримся!". Им лицензии не нужны им личный доход нужен, а это деньги которые я вынимаю из бизнеса, Ваши лицензии и з/п моих сотрудников.
Ваши размышления, как продавца, далеки от реалий среднего и малого бизнеса. Наверное Ваш маштаб корпорации....

Просто наболело.

Уважаемый Богдан,
Я не госчиновник, я не могу влиять на кадры в наших силовых ведомствах. То что мы делаем, в том числе с АПИТУ, может повлиять на законы, но не на людей их исполняющих. Идея моей статьи простая - незаконопослушный налогоплательщик и пират имеет одну природу. Я был много лет программистом и помню, что например программным компаниям, которые часто работают через ошфоры, видеть у себя проверяющих не хочется. К Вам прийти и забрать ПК могут вобшем и в подозрении в поронографии, или просто так. Это не связано с уважением к труду других программистов. В стране есть компании по 1000 программистов, зарабатываюшие миллионны на сдаче в аренду программистов, есть рекламируещие на этом сайте свое ПО отечественные программисты или компании, которые за наши с Вами налоги строящие информационные системы государству, есть программисты сделавшие самую популярную игру позапрошлого года. И все они не покупают ПО даже для разработки, они знают что они получают сверхдоходы. Почему их работу кто-то должен ценить, если они не ценят другую это извечный спор. Почему мой бизнес продажи лицензий на ПО, разработанного одними программитстами хуже бизнеса продажи ПО, сделаенного другими программистами очень сложно понять. Если для кого-то именно стоимость лицензий критична для выживания, то может он неправильно бизнес рассчитал, это похоже на бизнес таксопарк, но только рентабельный с краденными такси. Если ПО стандартное не будет цениться и пакеты мировых брендов по 10000уе будут доступны по 5уе, то никто не будет покупать у Вас менее фунциональный аналог даже за 300уе, так как Вы конкурируете с диском за 5уе. Более всего страдают от пиратства именно локальные разработчики. Вы давно видели украинские офисные продукты, антивирусы, бухгалтерские программы, переводчики, утилиты на полках? Их уничтожили именно поскольку сделали копеечными именно иностранные аналоги. И OpenSource тут тоже не причем, я доподлинно знаю что никто не захотел качественный продукт, мы потратили 100,000 долларов построив центр техподдержки мирового уровня по OpenSource. Если не защищать ПО вцелом защитить отечественного разработчика невозможно, особенно поскольку он тоже не платит налогов. Официально Украина экспортировала в позапрошлом году ПО на 4000 долларов, а моя компания импортер платит в год миллионны гривень налогов. Так кто кормит больше граждан в стране, оплачивает пенсионеров, милицию и строительство дорог отечественный или западный программист? Тут в пору задуматься.

Уважаемый Павел!
Я не спорю что ПО надо покупать, а те разработчики которым жалко купить средство разработки (которое окупается 1-2 нормальных заказа), им проще дать взятку контролирующим организациям и все. Мне тоже приходится давать взятки и получается что лиценцензионное ПО я покупаю для внутреннего самоудовлетворения и очищения совести. Вот так все грусно.
Проблема на уровне конролирующих органов и законадательной базы.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT