`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Роман Хархалис

Что нас ждет в 2009 году (предсказания для мобильного рынка)

+1111
голосов

В процессе подготовки к новогодним празднованиям, равно как и в праздничные дни я довольно часто задумывался над вопросами, в каком направлении развиваются разные сегменты рынка, связанные с мобильными технологиями. Что ждет нас в 2009 году? Эти размышления вылились у меня в серию своего рода "предсказаний", которыми я и хочу с вами поделиться.

Мобильные телефоны и смартфоны. Самыми популярными будут два ценовых сегмента - $100-150 и $200-300, в обоих случаях ходовыми будут сбалансированные решения, характеризующиеся качественным исполнением корпуса, функцией MP3-плеера и сопутствующим ей объемом памяти (встроенной или в виде флэш-карты в комплекте) и наушниками, камерой среднего уровня (3 или 5 мегапикселей), в бюджетном сегменте это будут  телефоны с закрытой ОС, в более дорогом - смартфоны. Те, кто говорит, что "продаваться будут только телефоны за $50", ошибаются. 50-долларовые аппараты - это "первые покупки", вопрос с ними в Украине уже практически закрыт. Далее те, кто не нуждается в новых возможностях, просто остаются со старыми телефонами, а те, кто нуждается в замене, выбирают телефоны, принципиально превосходящие текущую модель, а это либо аппарат за $150 (в среднем), либо смартфон. Возможен, правда, вариант развития событий, когда производители начнут выпускать 50-100-долларовые телефоны со всеми характеристиками сегодняшних 180-долларовых, тогда действительно пойдет волна замен в самом нижнем сегменте, но это, мне кажется, маловероятно, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

На рынке будет преобладать процесс естественного отбора, он выразится в уменьшении разнообразия всего - от количества моделей в каждом классе, до количества производителей. Вырастет роль моделей-бестселлеров, по всей видимости, вендоры откажутся от широких модельных рядов и сопутствующей их политики разделения функций между моделями и суббрендами в пользу старой практики концентрации всех существующих наработок в одной модели, на которую делается ставка в текущий временной период.

"Обычные телефоны" с полноценной механической клавиатурой имеют вполне твердую перспективу, что же касается iPhone-подобных моделей, то здесь все намного сложнее. К настоящему моменту уже вполне очевидно, что телефон с большим сенсорным экраном - скорее игрушка, чем практичная вещь, с другой стороны, такой аппарат дает своему владельцу принципиально другие мультимедийные возможности, чем обычный телефон. Поэтому наиболее вероятно, что в 2009 г из класса iPhone-киллеров выделится несколько максимально дешевых решений, которые будут служить, как правило, игрушками для подростков из семей с нормальным уровнем достатка, а более дорогие сенсорные телефоны вместе с Windows- и Android-коммуникаторами, и MID создадут один общий "котел", в котором будет "выплавляться" новое устройство - коммуникатор будущего, вместе с моделью его использования. По всей видимости, туда просто сбросят все нынешние идеи и решения и будут смотреть, за что потребитель проголосует кошельком. Хотя, если кто-то подойдет к вопросу фундаментально, как Apple со своим iPhone, получит очень хорошие шансы вырваться в лидеры.

В классе имиджевых телефонов останутся только те, которые действительно формируют имидж. По состоянию на сегодня это Nokia 8800 и различные Vertu, ниша "статусных телефонов общего назначения" полностью отходит к ним, прямо конкурирующие модели просто не нужны. Тем, кто хочет дальше производить дорогие телефоны, поневоле придется искать свои частные ниши, проще всего - возвращатся в старые. К примеру, было бы разумным возвращение Samsung с идеей дорогого женского телефона, но реализованной на нынешнем уровне Nokia/Vertu. Промежуточные между имиджевым и массовым (200-300-долларовым) классами решения обречены на гибель. Возможно также возвращение "накатанных" сценариев 2001-2005 гг, когда флагманская модель никому особо не нужна, но при снижении цены в 1,5-2 раза, до порога вхождения в массовый класс, ее продажи многократно растут и она становится сверхпопулярной.

Благодаря сочетанию потребительских свойств наибольшие шансы на популярность имеют телефоны "музыкальных" линеек, наиболее вероятно, что на базе этой ветви и будут строиться бестселлеры 2009 г, при этом производители будут отходить от нынешней практики ограничения плеерофонов по части качества фото- и видеосъемки, нынешний Walkman W902 - первая ласточка этой тенденции.

Топовые камерафоны по ценам свыше $500, возможно, останутся в качестве "витрины" достижений производителя, без шансов на какие-либо продажи, а возможно и исчезнут как класс; камера последнего поколения просто будет интегрироваться в универсальный, более массовый продукт.

Возможно, в качестве экспериментальных моделей "для изучения покупательского спроса" появятся телефоны-часы. С этим форм-фактором потихоньку "заигрывают" LG и Sony Ericsson, правда, с разных направлений.

Коммуникаторы. Наиболее "угрожаемый" в краткосрочной перспективе, но и самый перспективный для будущего класс. В 2008 г он показал тенденцию резкого роста цены топовых решений, сейчас эта тенденция прекратилась и начинается обратный процесс - вымывания коммуникаторов из ценового диапазона свыше $700. Вероятнее всего, ходовые модели коммуникаторов будут в диапазоне $300-400, свыше $500 будут располагаться флагманские модели с небольшими объемами продаж.

Коммуникаторы подразделятся на два типа. Первый - "телефон", единственное мобильное устройство у пользователя, с высоким приоритетом удобства голосовой связи. Здесь лучше всех проявит себя Nokia и обе версии Symbian OS, с сенсорным интерфейсом и без, конкуренцию ей могут составить MacOS, Android, другие Linux-платформы - в зависимости от того, кто лучше постарается при разработке продуктов и пользовательских интерфейсов. Windows Mobile в этой ипостаси скомпрометировала себя окончательно. Чтобы вернуть утраченные позиции, Windows Mobile 7 должна быть действительно ПРИНЦИПИАЛЬНО другой, но поскольку этой принципиальности ждут уже четвертое поколение ОС, а на деле все ограничивается косметическими внешними изменениями, запас терпения у пользователей уже исчерпан. Второй тип - "КПК", "компьютер", с приоритетом удобства работы с интернетом, текстовыми коммуникациями, документами, мультимедиа; для использования в роли единственного (но без особых требований к удобству совершения звонков) или второго терминала. Здесь Windows Mobile вполне конкурентоспособна, альтернативу ей составит Android и другие Linux-платформы. Но есть один "момент" - популярными такие продукты смогут стать только по цене не выше $500-600, являясь фактически альтернативами MID, UMPC и нетбукам.

Ноутбуки. Здесь сыграют роль даже не нетбуки, а то, что за ними стоит - концепция Enough Computing. В краткосрочной перспективе она сильно бьет по прибылям производителей, но избежать ее внедрения невозможно, альтернативой является полный передел ноутбучного рынка, так как технологии доступны всем игрокам, а необходимость сохранять статус-кво есть только у немногих. Да и начиная со среднесрочной перспективы концепция выгодна всем, поскольку открывает возможность более быстрой замены старых ноутбуков на более легкие и автономные. Посему происходит то, что и должно происходить: Enough Computing, искусственно втиснутая в диагональ 7" и 4 GB SSD, естественным образом "развернулась" до устройств с экраном 9-10" и конфигурацией, близкой к традиционной офисной, далее следуют такие же устройства с экраном 12", на подходе - 13". В 2009 г "MacBook Air за $800" станут объективной реальностью - за разработкой MSI последуют и другие. Все, о классе ультрапортативных ноутбуков стоимостью свыше $1000 можно спокойно забыть, все типоразмеры здесь заполняются нетбуками (в 2009 г из терминов "нетбук" и "ультрапортативный ноутбук" останется только один), единственными исключениями станут имиджевые модели от Sony, Apple и, возможно, Toshiba. Единственным спорным вопросом остается наличие встроенного оптического привода, и именно в 2009 г он разрешится окончательно: либо начнется тенденция массового отказа от оптики в ноутбуках, либо появятся нетбуки с DVD. Более вероятно первое.

В среднем формате, в ценовом диапазоне до $1000 пока все останется без изменений. Эти ноутбуки идут на замену десктопам, а там менять еще есть чего. Нынешние бюджетные ноутбуки с экранами 14-15", а также 17" требованиям к "первой покупке" вполне соответствуют. Правда, набирает силу еще одна тенденция - уменьшение толщины и массы ноутбуков, так что наверняка появятся некие аналоги Samsung X460 и LG T1/T2, сочетающие концепцию Enough Computing, малую толщину и диагональ экрана 14-15", наверняка не больше. Но в среднем формате такие решения скорее всего останутся нишевыми.

Смысл в среднеформатных ноутбуках стоимостью свыше $1000-1200 практически исчезает; даже требовательный пользователь вполне может удовлетвориться конфигурацией современного бюджетного ноутбука. Исключение могут составлять разве что имиджевые модели, вроде Apple MacBook Pro.

Домашние мультимедийные ноутбуки. С ними все наиболее сложно. С одной стороны, тенденция менять десктопы на ноутбуки характерна и для домашних пользователей. С другой стороны, становится очевидно, что ноутбуки, будучи приспособленными к роли мощной мультимедийной системы, теряют ряд своих преимуществ, и все равно не могут сравниться со стационарными ПК по ряду свойств. Поэтому в 2009 г поначалу продолжится рост популярности недорогих, но богато оснащенных и имеющих свои особые "изюминки" моделей, вроде Acer Aspire 6920/8920 и их преемников. Верхний предел цены для таких ноутбуков - $1200-1300, экран для них требуется не менее 16". Далее домашние вычислительные системы начнут все более активно двигаться в сторону модели "стационарный медиасервер + стационарные терминалы + персональные ноутбуки членов семьи" и акценты сместятся на другие классы портативных ПК.

А вот с игровыми ноутбуками намечается неожиданный поворот. Уже очевидно, что к топовым стационарным ПК по производительности в 3D ноутбуки подобраться если и могут, то лишь ценой такой стоимости, по которой их покупать не готов абсолютно никто. На роль "центрального" домашнего ПК такие ноутбуки не годятся по многим параметрам. Зато в упомянутой выше модели домашней вычислительной системы игровой ноутбук имеет свою естественную нишу: это персональный компьютер одного из членов семьи - ребенка, подростка, студента. В такой ипостаси недорогие, ценой в $900-1000, но достаточно мощные и с хорошими 3D-акселераторами, модели могли бы пользоваться неплохим спросом. Ну и, разумеется, будет своя небольшая аудитория у каждой из ряда моделей с различными по мощности акселераторами, расположившихся в ценовых нишах от $1000, и до $2500-3000.

Планшетные ПК. В классическом виде прекратят свое существование. Смысла в них при цене от $1500 нет. Зато анонсированные совсем недавно нетбуки-планшеты вполне перспективны. Планшет в большей степени, чем ноутбук, рассчитан на работу "на ходу", к тому же он в ряде ситуаций эргономичнее, поэтому людей, которые бы предпочли планшет, но с возможностью трансформации в полноценный ноутбук для ввода текста, достаточно много. Появится умеренно широкий ассортимент таких устройств с экранами от 8,9" до 12" (возможно, даже 13"), с сенсорным вводом и без. Главное для производителей - удержать цены в пределах $600-700 и не допустить слишком большого роста массы, обусловленного узлом крепления дисплея.

UMPC. Доказали свою несостоятельность. Как портативное устройство, UMPC слишком велик, как ноутбук - не позволяет удобно вводить текст, к тому же цена даже в $900-1000 для них слишком велика. Место UMPC займут нетбуки-планшеты; останутся также буквально единичные модели, которые вступят в конкуренцию с MID и коммуникаторами.

MID и интернет-планшеты. Концепция MID до сих пор непонятна. Ни пользователям, ни производителям, ни, в конечном счете, мне. Поэтому проблему я рассматриваю более широко, и формулирую так: в промежутке между коммуникатором-"телефоном" и нетбуком/нетбуком-планшетом есть ниша для еще одного класса мобильных устройств со следующими характеристиками: экран от 4" до 6", по габаритам помещается в карман пиджака, время активации до 3-5 с, задачи - PDA, веб-браузинг, электронная почта, text messaging, блоггинг, просмотр изображений, воспроизведение видео. Тесно интегрируется с телефоном (обработка SMS, синхронизация адресных книг, напоминаний). Что именно это будет - непонятно. Различные производители сейчас входят в эту нишу с очень разными устройствами и концепциями, как правило, основанными на наработках прежних лет. Здесь и "тяжелые" Windows-коммуникаторы, и таблетки Nokia N8xx, и Apple iPod Touch, и устройства на базе media jukebox от Archos, Cowon и прочих, а также многое другое. Устройства очень разные, назвать фаворита практически невозможно. Пока лучшими выглядят Nokia N810, HTC Touch MAX 4G, Apple iPod Touch, но картина этого сегмента меняться будет кардинально. Ясность наступит через года полтора-два, не раньше. Так вот, MID - это видение такого устройства от Intel, причем даже не устройства, а аппаратной платформы для него. Поэтому массово штамповать клоны, как в случае с Tablet PC и UMPC никто не спешит, все напряженно думают, и это похвально.

Медиа-плееры. Будут и дальше испытывать давление со стороны музыкальных телефонов. Средний сегмент уже практически перестал существовать; за $150-180 можно купить неплохой телефон-плеер. Качество звука, в массовом понимании, в этом сегменте не очень важно. Бюджетные устройства за $70 "живы" и жить будут еще долго. Они нужны для двух случаев - как музыкальное расширение для бюджетного телефона, если менять телефон желания нет; а также для "тяжелой" модели использования, длительного прослушивания без риска разрядить телефон, для тех людей, которые слушают музыку на рабочем месте, а род их занятий не требует что-либо воспринимать на слух, или не позволяет установить другой источник звука.

Топовый сегмент медиа-плееров, характеризующийся большим экраном и способностью воспроизводить видео, косвенно конкурирует с огромным множеством продуктов в рамках протокласса "MID". Плееры с развитыми коммуникационными возможностями и хорошим набором дополнительных функций будут интересны; менее же функциональные отомрут за ненадобностью.

Электронные книги. Перспективы неясны. Для специализированного устройства цена в $300 оказалась слишком высокой. Радикального снижения стоимости основного компонента - экранов e-ink в 2009 г. не ожидается. Поэтому путей развития остается три. Первый - ограниченная популярность при текущем уровне цен, и ее незначительный рост по мере удешевления. Второй - использование субсидированной бизнес-модели, по аналогии с операторами мобильной связи, но при участии крупных книжных магазинов, по типу проекта Amazon Kindle. Третий - резкое удешевление e-ink со взрывным развитием электронных книг и труднопрогнозируемым влиянием на другие классы мобильных устройств. Скорее всего, в 2009 г в этой отрасли сохранится статус-кво.

Мобильные игровые консоли. Прогноз - стабильный. Эти устройства, в виду своей специфичности на могут ни заменить прото-MID, ни быть замененным ими. Игровые консоли надежно оккупировали детскую и подростковую аудиторию, и MID-подобные модели, вроде Sony PSP, ограничивают проникновение в нее конкурирующих устройств.

Аксессуары. Будет расширяться ассортимент манипуляторов для управления в воздухе, по типу Logitech MX Air, ASUS Eee Stick, им подобных, и принципиально отличающихся.

GPS-навигаторы. Автомобильные навигаторы в 2008 году стали достаточно популярными; на 2009 г рациональных путей их функционального усовершенствования не осталось, поэтому отрасль будет развиваться по старому сценарию. Монофункциональные навигаторы имеют хорошую платформу для роста благодаря невысокой цене, пока еще небольшому уровню проникновения, и нетребовательности к IT-квалификации пользователя. Главное требование к этому классу устройств - радикальное повышение детальности покрытия территории Украины - в 2009 г остается трудновыполнимым ввиду органиченности финансирования (то же касается и картографических онлайн-проектов), хотя небольшие улучшения будут происходить. Правда, с учетом общей сложности обновления ПО навигаторов воспользоваться ими смогут очень немногие пользователи, а масштаб изменений будет недостаточным для замены устройства. Поэтому на GPS-рынке ожидается статус-кво.

Мобильная связь. Ожидается сохранение повременных тарифов примерно на нынешнем уровне, акционные предложения с предельно низкими тарифами никуда не денутся. Вопрос уже мной достаточно подробно исследовался. Вместе с тем, наиболее вероятно, что среднемесячный счет у рядового абонента возрастет, в гривневом исчислении это практически неминуемо. Наиболее вероятные средства, которыми операторы этого добьются - введение (или сокращение) сроков действия пополнений, повышение непрямых тарифов (ПЗС) и стоимости пакетов услуг, более активное продвижение дополнительных услуг, и даже возможные не очень лояльные к абоненту, но формально еще законные шаги (подписка "по умолчанию" на допуслуги, лотереи и розыгрыши, агрессивное продвижение контента). Но операторы, пожалуй, наиболее стабильно переживут этот год, по крайней мере, это касается первой тройки игроков.

С UMTS подвижки, наиболее вероятно, будут. До кризиса сценарий в этом сегменте был на 100% предопределен: выдача эксклюзивной лицензии "Укртелекому", формальное развертывание сети Utel, продажа "Укртелекома", (возможно) определенная при приватизации "пауза", дающая преференцию новому владельцу Utel, и затем открытый тендер на еще 2 или 3 лицензии. Кризис спутал все карты, сейчас продать "Укртелеком" невозможно, его можно только "слить". С другой стороны, деньги под выборы определенно будут нужны. Вариантов развития событий здесь два. Либо "Укртелеком" таки "сольют", чтобы получить хоть что-то, но сейчас. Второй вариант - пожертвуют эксклюзивностью лицензии и таки проведут тендер. Таким образом убиваются два зайца. Продать "Укртелеком" с неэксклюзивной лицензией года через полтора-два можно намного дороже, чем с эксклюзивной лицензией сегодня. А действующие игроки даже сейчас готовы  по настоящему раскошелиться за 3G-лицензии, хотя действительно астрономических сумм выручить за них не удастся. Впрочем, можно выставить на продажу, скажем, две лицензии, это позволит по максимуму набить цену. Но в любом случае все будет происходить не раньше лета.

Мобильный интернет-доступ. Развитие Utel, хоть и идет, но ни шатко, ни валко, эта сеть работает скорее формально, поэтому в сегменте услуг мобильного интернет-доступа "рулить" будет CDMA. Уже все операторы этого стандарта согласились с тем, что их основной продукт - интернет, и перестали "заморачиваться" голосовой связью. Наиболее благоприятные перспективы у "МТС Коннект", здесь есть главное - стабильное положение материнской компании и наличие возможностей для инвестиций; в этих условиях сеть неплохо расширяется и удерживает качество работы (хотя кое-что не мешало бы подправить). Конкуренция со стороны других стандартов до лета не угрожает, далее все будет зависеть от развития UMTS и WiMAX.

Публичный Wi-Fi, как средство систематического доступа в интернет, уже мертв, в следующем году это станет очевидно, в эти сети деньги никто вкладывать не будет. Соответственно, какого-то заметного роста количества хотспотов не предвидится.

Самая большая интрига следующего года - возможный запуск сети WiMAX от life:). С одной стороны, эта компания, поставив себе такую цель, действительно может в сжатые сроки развернуть работающую сеть с хорошим покрытием, финансовой базы и имеющегося уровня управления проектами для этого должно хватить (чего не всегда можно ожидать от стартапов). С другой стороны, стандартизация в рамках WiMAX, доступность терминальных устройств - все это тоже оставляет желать лучшего. Да и с законодательством все не до конца понятно. Очевидно, что WiMAX в "Астелите" рассматривают, как и CDMA в "МТС", как временное решение в отсутствие UMTS. Следовательно, открытый тендер на UMTS-лицензии, или хотя бы его четкая перспектива, должен повлиять на эти планы.

Розница. Этот сегмент ожидают большие перемены. Основные проблемы в торговле мобильными телефонами - избыточный ассортимент и сокращающийся спрос, в торговле ноутбуками - отсутствие четкого понимания структуры продуктового предложения, разрозненность в представлении марок. Это если не считать известных уже проблем с оборотными средствами и кредитованием. "Телефонисты" в России постепенно переходят под контроль мобильных операторов, в Украине этот процесс шел гораздо медленнее, мог бы быть ускорен кризисом, но не факт, что к этому готовы украинские операторы. Поэтому из отечественных сетей часть закроется, а часть сохранит самостоятельность (от операторов), но сменит владельцев. Сокращение количества торговых точек практически неизбежно, произойдет оно за счет закрытия части близкорасположенных конкурирующих точек, то есть суммарное "покрытие" и удобство потребителя не пострадает абсолютно. Ожидаем также уменьшения ассортимента до 10-15 моделей в точке типа "киоск", и до 50 моделей в магазине. Структура станет более близкой к европейской - будут более многочисленные сетевые салоны с небольшим ассортиментом, но сильным сервисом, в том числе и от операторов, и сравнительно немногочисленные "энтузиастские" лавочки, "в которых есть все". Высвобождающиеся торговые площади и объемы в обороте уйдут под аксессуарику и смежные сегменты - цифровые камеры, нетбуки, ноутбуки. "Компьютерщики" постараются разнообразить свой ассортимент таким образом, чтобы в нем гарантированно присутствовали ходовые модели от всех вендоров (для чего потребуется усилить активность в заключении дилерских соглашений), но за счет малопопулярных моделей от нынешних партнеров; общий объем ассортимента увеличиваться вряд ли будет.

Статус-кво с реальной и интернет-торговлей сохранится почти наверняка. В реальных магазинах цены непременно будут выше за счет более высоких накладных расходов и "прогнозного" курса доллара (хотя вероятно, что цены будут чаще пересматриваться, что позволит несколько их снизить), в интернете - дешевле, за счет более короткого интервала между закупкой товара и его продажей. Думаю, стоит ожидать роста интернет-торговли в регионах, а также появления смешанного вида торговли - с заказом в интернете, но без доставки. Это снижает риски и позволяет использовать менее выгодно расположенные, а потому гораздо более дешевые магазинные помещения. Это хорошая бизнес-модель для упомянутых выше "лавочек" с максимальным ассортиментом.

Контент и софт. Предпосылок для более активной "виртуальной" продажи лицензионной музыки, видео и электронных книг как не было, так и не будет. В iTunes Store уже принимают украинские кредитки, но большинство западных сервисов в Украине не работают и работать не будут, в первую очередь, ввиду слабости электронных платежных систем (даже украинские интернет-магазины так и не могут толком рассчитываться с украинскими же потребителями картами VISA, хотя эмитировано последних уже предостаточно). По этой же причине не стоит ожидать и Nokia Music Store (хотя Nokia Comes With Music, возможно, к концу года и удастся запустить), нормально работающих Nokia Maps и прочих давно и недавно анонсированных прелестей от Nokia, Sony Ericsson и других.

Пиратство никуда не денется, в нынешних условиях государству просто не до него. Впрочем, пиратство не означает, что какие-то страны или граждане плохие или хорошее, оно просто говорит нам о том, что "коробочная" модель продажи непригодна для программных продуктов, вот и все.

А вот SaaS, хотя до сих пор хода особого не имело, на сегодня набрало уже критическую массу интереса со стороны и производителей, и пользователей. Пиратство здесь практически исключено. Бума не будет, ввиду несовершенства технологий и все того же кризиса, но думается, пару интересных проектов в 2009 г мы увидим. Что-то наверняка предложит нам Google, что-то - другие производители. Возможно, во что-то более удобоваримое разовьется "Виртуальный офис" от life:), или появятся конкурирующие предложения.

------------

Вот такие мысли  посетили меня в первые дни 2009 года. Возможно, они несколько путаны и сумбурны, как и все предсказания. Впрочем, моя точка зрения находится в состоянии постоянного уточнения, коррекции. Поэтому приглашаю вас к диалогу, высказывайте свои суждения, критикуйте. Давайте поговорим.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+1111
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Огорчает лишь то, что Wi-Fi как Вы говорите "умрёт!((
А вот внедрение сети WiMAX от life:)это ОЧЕЬ даже радует!

Нет, весь он не умрет (с), но как средство доступа "в любое время и в любом месте", его позиции уже серьезно пошатнулись.
Что касается WiMAX, то не спешите радоваться, даже "на бумаге" там вероятно достаточно много проблем. Сначала посмотрим, как оно будет в жизни, а потом будем делать выводы.

Можливо мережа Utel все ще в зародковому стані, але чому ви визначаєте її статус як "формальний"? Користуюсь майже півроку і нарікань не маю. Особливо приємні повна відсутність реклами, тарифна сітка, статус стаціонарних номерів, національний роумінг... Можливо останній пункт і визначає її "формальність"?..

Особливо сподобався ваш прогноз стосовно хардверних сегментів (нет-, ноутбуки, e-book'и, ...). Практично з усім погоджуюсь. Опублікуйте в журналі.

Лише один нюанс: жаль, що максимально прості плеєри майже повністю покинули ринок. За умов якісної реалізації основної функції (використання loss-less, компактність, простота) вони б стали чудовими компаньйонами для людей, яким не потрібно ніщо, окрім музики (зовсім не потрібен екран, коли ви милуєтесь пейзажами за вікном).

Гарний приклад попередніх поколінь T.Sonic 310. Аналогів йому не бачу й досі...

Статус "формальный" я определяю по следующим критериям:
- низкие темпы расширения покрытия;
- низкие темпы "уплотнения" покрытия;
- низкие темпы роста абонентской базы;
- низкие темпы развертывания системы расчетов и биллинга (пополнение в кэш-матах не работает до сих пор, USSD-биллинг толком не работает);
- слабая работа с ритейлом (стартовые пакеты и карты пополнения стали массово доступны лишь сравнительно недавно, квалификация розничных продавцов относительно продуктов Utel на очень низком уровне);
- продвижение бессистемное, рекламные кампании, хоть и не самые худшие, но явно неоптимальны.

А простые плееры, я писал, живы и будут жить.

Ну ты врезал!
Чисто IDC плюс Gartner умножить на 10 и поделить на ноль %)
Не уверен, что с ноутами для бизнеса все будет так плохо, как ты обрисовал.
Все же ценители никогда не поддадутся на урезанные процесооры, хоть это и супер дешево.
Помните известную пословицу про "дешеву рибку"? ;)

В отличие от них, у меня циферок нету; шансов лохануться гораздо меньше:)
Ценителей мало, Тимур.
Большинство офисных компьютеров - офисные, сорри за каламбур. Офисные, в смысле конфигурации.
А нетбук, или бюджетный ноут - это типичнейшие офисные конфигурации.
По последнему поллу на KO Online, более чем в трети компаний IT-бюджет сокращается более, чем на 20%.
Думаю, на этот процент можно смело уменьшать и среднюю цену ноута, проданного в корпоративном секторе. Это никак не способствует популярности дорогих среднеформатных решений.

Насчет циферок ты прав, они не всегда приводят к правильным выводам, как это наглядно было продемонстрировано нашим общим знакомым на украинской презентации AMD Puma весной :))

А вот тему "офисных ноутбуков" обязательно стоит поднять более подробно ближе к весне, когда раскупят нынешние запасы.

Просто Ч.Дарвин «Происхождение видов...», настолько фундаментально.

Возможно ли появление unlimited тарифных пакетов для беспроводного интернет типа MTS CDMA-connect за сумму 150-200 грн?

Скорее нет, чем да.
Насколько я могу предположить, сети не готовы к таким объемам трафика.
При переходе к анлиму, вместо браузинга начинается безудержный скач фильмов в DivX, торренты - в результате трафик возрастает на порядок, не меньше.
Поэтому стоит рассчитывать на расширение лимитов за эти деньги до 20-40 ГБ, но не до полного анлима.
Хотя именно безлимитных условий многим пользователям очень хотелось бы.
Возможно разве что изобретение некоего "полуанлима", который позволял бы без ограничений пользоваться браузингом, почтой, и т.п., но исключал бы массированный обмен мультимедиа-данными.

Для каждого, конечно же, существуют свои представления о неограниченном объеме веб-серфинга (имеется в виду режим без скачивания фильмов). Но, по моему опыту, 3-4 ГБ в месяц достаточно за глаза.

К софту

Позволю себе добавить, что всеми нами горяче любимая BSA будет еще больше давить при этом ничего не делая для снижения цен, и нооральной организации продаж софта

По поводу UMTS от Utel:
я уже больше 2-х недель не могу приобрести карточку пополнения счета :-(. Ни в кэш-матах, ни даже на сайте portmone.com.au их нигде нету!!! С таким отношением они (Utel) долго не протянут.

Ну, в мене поруч відділення Укртелекому... Місто маленьке :)))

Не зовсім в тему, але близько - за прогнозами Gartner, Inc.:

  • Програми мобільного миттєвого обміну повідомленнями (мобільний МОП) набуватимуть все більшої популярності.
  • До кінця 2010, 5 платформ мобільних операційних систем охоплять 85% ринку смартфонів. До 2015 їх число зменшиться до трьох.
  • до 2011, більше 50% компаній із списку Fortune 500 будуть прямо взаємодіяти зі своїми користувачами через мобільні пристрої.
  • до 2012, 80% ринку програмного забезпечення для безпровідної е-пошти підприємств будуть належати компаніям RIM та Microsoft.
  • до 2015, мобільний МОП будуть регулярно використовувати 50% безпровідних передплатників у Північній Америці та Західній Європі.

Юрій Пероганич, Асоціація підприємств інформаційних технологій України (АПІТУ), http://apitu.org.ua

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT