Cinema 4D: девятая серия графической киноэпопеи

18 февраль, 2005 - 00:00Артем Юрченко В декабре прошлого года исполнилось одиннадцать лет оригинальному программному продукту Cinema 4D. К чести немецких разработчиков следует отметить, что их детище развивается весьма интенсивно. Так, в 2001 г. функциональная насыщенность вновь вышедшей седьмой версии вынудила потесниться представителей элитного клуба грандов 3D. Не останавливаясь на достигнутом, в восьмом поколении архитекторы C4D не только ввели новые опции, но и кардинально изменили его концепцию, взяв на вооружение технику модульного исполнения. Благодаря этому полноценный редактор был разделен на семь взаимодополняющих блоков, что избавило от необходимости переплачивать за ряд редко используемых в повседневной практике опций. Приобретение и последующая стыковка требуемых "узлов" с основной консолью позволят расширить область применения пакета в профессиональном рендеринге, анимации персонажей, трехмерном рисовании и т. д.

Не нарушая традиций, нынешний релиз поставляется в трех вариантах. Первый из них -- Cinema 4D R9 -- представляет собой ядро графической системы от Maxon. Наделенный сугубо базовыми функциями, он, тем не менее, отлично справляется с изготовлением моделей и их последующим анимированием. При этом разнообразить ассортимент включенных в R9 функций можно любым модулем из богатого меню Maxon Shop. Следующий вариант, имеющий в своем названии приставку XL, оснащен усиленными средствами анимации персонажей, визуализации, генерации и взаимодействия частиц, а также дополнен диспетчером сетевого просчета с лицензиями на три клиентских места. И наконец, чтобы создать наиболее продвинутую версию C4D, специалистам Maxon пришлось достать из самых потаенных уголков собственной мастерской все существующие на сегодняшний день наработки и объединить их под маркой Studio Bundle. Каковы же ее достоинства и недостатки?

Cinema 4D девятая серия графической киноэпопеи
Cinema 4D девятая серия графической киноэпопеи
Интерфейс Cinema 4D R9 Studio Bundle
Cinema 4D девятая серия графической киноэпопеи
Модуль PyroCluster в действии
Cinema 4D девятая серия графической киноэпопеи
Технология SubPolygon Displacement особенно незаменима при попытках реалистичной имитации таких миниатюрных элементов, как волосяной покров
Cinema 4D девятая серия графической киноэпопеи
BodyPaint 3D 2 -- одно из лучших средств категории "3D Geometry Paint"
Придумав и воплотив в жизнь удачную рабочую среду, "синематики" справедливо не предпринимают никаких радикальных мер по ее реконструкции. От версии к версии GUI лишь оттачивается и дополняется небольшими, но весьма ценными элементами, оптимально вписывающимися в общую картину. В новом релизе такая роль была отведена быстрому контекстному меню HeadUpDisplay, наполнение которого происходит по усмотрению пользователя. Подобный подход удобен тем, что, открыв, к примеру, Менеджер Атрибутов, можно переместить любой из присутствующих там параметров в HUD и уже в процессе работы через мгновенно всплывшую панель (клавиша V) получить доступ к актуальным на определенном этапе опциям. Кроме того, экспресс-меню открывает дорогу к параметрам редактирования сплайнов, выделению элементов каркаса модели, плагинам. Менее существенные обновления произошли в Менеджере Объектов, который приобрел собственный локальный поисковик, чем избавил пользователей от утомительных странствий по тегам в сценах с большим количеством деталей.

К формообразующим инструментам примкнул моделлер N-gon, который оперирует многоугольниками с неограниченным количеством вершин (ранее их было всего четыре). Как результат -- более сложная и "плавная" геометрия. Добавленные трехмерные деформационные кисти дали отличный повод для занятий цифровой скульптурой. Конечно, по заложенным в них характеристикам это еще не знаменитый ZBrush, но такое начинание заслуживает всяческих похвал.

Изюминкой отделения персонажной анимации MOCCA 2 (Motion Capturing and Character Animation) можно считать ателье по пошиву виртуального платья Clothilde. Для кройки и пошива одежды был разработан отдельный вид подраздельных поверхностей -- ClothNURBS. От родственного HyperNURBS его отличает более гладкая низкополигональная геометрия с возможностью влияния на параметры плотности виртуального полотна и получения более точных "выкроек". Свойства материалов (будь то шерсть, хлопок или лен) не препятствуют сжатию, растягиванию, изгибу или разрыву. Технология DressOMatic позаботится о том, чтобы процесс примерки протекал быстро, ткань корректно подгонялась к телу и полностью повторяла его контур.

Помимо Clothilde, в MOCCA 2 нашли свое место инструменты нелинейной анимации Motion Blend. Воспользовавшись их услугами, можно смешивать различные типы движений, в конечном итоге получая уникальные типы поведения персонажей. Таким образом, пользователь создает собственный вариант перемещения составных частей модели, "разбавляет" его данными, импортированными извне в формате FBX и, проведя финишную доводку в Менеджере Атрибутов и панели Timeline, добивается естественной динамики тела.

Система частиц Thinking Particles успешно справляется с управлением как отдельными частицами, так и их скоплениями. Если же есть необходимость в объемных анимированных эффектах дыма, пламени или взрывов, то здесь на помощь придет модуль PyroClustrer. Для создания таких физических процессов задействуются специальные трехмерные шейдеры, которые, в свою очередь, опираются на возможности эмиттеров Thinking Particles. При настройке подобных эффектов можно учесть силу ветра, земное притяжение, турбулентность воздушных потоков и т. д.

Стадия рендеринга -- традиционно сильнейшее звено Cinema 4D. И это неудивительно, ведь своим появлением редактор обязан утилите просчета Fast Ray, которая на заре CG-революции поражала владельцев компьютеров Amiga навыками быстрого просчета сцен методом трассировки световых лучей. Со временем выступив в роли фундамента C4D, она приобрела собственные интерпретации техник Radiosity, всенаправленного освещения, каустиков, адаптивного антиалиасинга. Начиная с предыдущей версии стала возможной работа с картами замещения и подповерхностным рассеиванием. В своей девятой версии движок был дополнен технологией SubPolygon Displacement, позволившей увеличить степень детализации мелких объектов без существенного снижения скорости прорисовки сцены. Другими словами, миновать наделение модели "громоздкой" высокополигональной структурой можно, применив растровую или процедурную текстуру. SPD особенно незаменима при попытках реалистичной имитации таких миниатюрных элементов, как волосяной покров.

Еще один путь к сокращению времени на финальный рендеринг открывается после активации опции кэширования карт теней. Ответственный за эту операцию интеллектуальный алгоритм самостоятельно вычисляет сегменты, которым потребуется повторный просчет Shadow Maps, оставляя при этом нетронутыми те участки, которые могут обратиться к ранее воссозданным образцам теней.

За счет подключения модуля Advanced Render 2 также становится доступной технология освещения сцен на основании изображений HDRI. Сложные эффекты отражения и преломления световых потоков поддаются более реалистичному отображению благодаря увеличению степени вариации показателя Ray Depth с 50 до 500 пунктов.

Комментарий специалиста

Дмитрий Чурилов,
отдел дизайна музыкального телеканала М1,
www.m1stereo.tv

Прежде всего я бы хотел сказать, что на данном этапе общая стилистика канала М1 не предполагает использования трехмерной графики в "промышленных" объемах. Одна из последних работ с участием Cinema 4D -- оформление нового еженедельного хит-парада. Поставленная задача не требовала применения фотореалистичного рендеринга, и C4D справился с ней c легкостью. Требуемого эффекта мы добились за счет точной настройки материалов и освещения, поэтому даже не пришлось запускать хорошо разрекламированный Sketch and Toon.

Относительно впечатлений от последней версии C4D могу сказать, что они самые положительные. Первоначальные неудобства, связанные с косметическими изменениями в интерфейсе, а также появление новых возможностей там, где, казалось бы, все уже знакомо, заставляют почувствовать себя в приятной роли Колумба компьютерной графики.

Первые исследования девятой версии позволили мне сделать несколько открытий. Во-первых, свершилось то, чего мы с нетерпением ожидали уже давно -- технология N-gon заняла свое место среди моделлинг-инструментария "девятки". Правда, хорошо присмотревшись, в ее основе увидишь те же самые треугольники, но ведь можно и не присматриваться, а воспринимать все так, как заявлено производителем. На порядок улучшен набор инструментов для работы с мешем, вследствие чего моделировать стало еще комфортнее. Опция Close Polygon Hole -- прекрасный подарок для дизайнеров с ленцой. Уверен, найдет себе применение и очень полезное измерительное "устройство" Measure & Construction. Его достоинства в первую очередь придутся по душе архитекторам. Тканевый симулятор Clothilde весьма интересен, хотя еще и недотягивает до громкого звания "модуль". Так или иначе, но заявка сделана, и теперь будем следить за тем, в какую сторону Clothilde будет развиваться. Немного обеспокоил тот факт, что производитель совершенно забыл об анимации. На мой взгляд, со времен версии 8.5 в этом модуле не было никаких существенных изменений. Долгожданная функция редактора материалов SubPolygon Displacement заслуживает внимания, однако это не совсем то, чего я ожидал. Очень понравился удобный и экономящий уйму времени рабочий режим Auto Switch, "подсвечивающий" необходимые точки, вершины, полигоны.

Подытоживая все вышесказанное, хочу отметить, что я уже не первый год предпочитаю использовать именно этот пакет, и Maxon в очередной раз порадовала добротным и качественным решением.


Назвав новый модуль не иначе как Sketch and Toon, разработчики красноречиво указали на его принадлежность к семейству нефотореалистичных визуализаторов (NPR). Имитация им традиционных техник рисования происходит силами четырех эскизных шейдеров. Первый из них -- Art -- обеспечивает эффект рисования масляными или акриловыми красками. Шейдер Cel трансформирует анимацию в мультипликацию, при этом особенно интересными нам представляются попытки качественного подражания популярным стилям Манга или Анимэ. Шейдер Spot пытается повторить эффект печати в полутонах. И последний -- Hatch -- демонстрирует навыки выполнения композиций от руки. Эскизы получаются весьма добротными, особенно в сочетании с предшествующими результатами деятельности трассировщика лучей. Модуль Sketch and Toon может похвастаться наличием заранее подготовленных шаблонов, что облегчает знакомство с его возможностями.

Еще один не менее известный представитель графического семейства Maxon, приложение для трехмерного рисования BodyPaint 3D 2, в поставке Studio Bundle по умолчанию интегрировано в рабочую среду C4D. Владельцам "облегченных" девятых версий придется всерьез задуматься о его приобретении, ведь одно из лучших решений класса 3D Geometry Paint обладает великолепным набором кистей (с возможностью работы одновременно в нескольких каналах), располагает режимом рисования по просчитанному изображению RayBrush и без видимых погрешностей текстурирует модели в UV-координатах.

Завершая знакомство с детищем Maxon, будет не лишним упомянуть и о его последних заслугах в сфере практического применения. Сегодня по всему миру с огромным успехом демонстрируется кинокартина Роберта Земекиса "Полярный экспресс". Работая над его FX-начинкой, компания Sony Pictures Imageworks активно эксплуатировала как Cinema 4D, так и BodyPaint. Моделирование, текстуризация, рендеринг героев фильма и окружающей их среды немецким графическим дуэтом заслуживают всяческих похвал. Нам же остается заметить, что герой этой статьи уже нашел себе достойное применение и в нашей стране. В доказательство этому приводим мнение члена дизайнерской команды всеукраинского музыкального канала М1 Дмитрия Чурилова.