Цифровой телевизор - в каждый дом

14 июль, 2004 - 23:00Александр Москалюк
Какие преимущества несет в себе цифровой телеканал по сравнению с нынешними аналоговыми? Здесь вполне уместным будет сопоставление ранней аналоговой радиосвязи с современными цифровыми мобильными сетями -- переход "на цифру" позволяет применить алгоритмы компрессии и доставки контента "под заказ" на конкретный приемник. Цифровое телевидение при должной поддержке вещателем дает возможность клиенту получать стереозвук (при желании -- стереозвук для аудиосистем 5.1), использовать механизмы проверки и коррекции данных, что избавляет от необходимости забираться на крышу и править антенну каждый раз, когда на экране появляются непонятные помехи.

Наличие цифрового телевизионного канала позволяет его владельцу выступать в роли провайдера, предоставляя поставщикам контента доступ к клиентам. В целом, все то обилие услуг и максимальное удобство, которые мы сегодня наблюдаем в мире мобильной телефонии, становится возможным и в области TV.

Как отмечает IDC, быстрому распространению цифрового телевидения способствует популярность DVD-плееров и интерес покупателей к LCD-телевизорам и плазменным панелям. Как отмечают представители IDC, в большинстве случаев дифирамбы о прелестях цифрового мира и о преимуществах перевода аналоговых волн в биты и байты на покупателей воздействия не оказывают. Только увидев практически идеально чистую картинку, доступную по цифровому телеканалу, посетитель магазина тянется за чековой книжкой.

IDC предсказывает бурный рост на рынке цифрового ТВ, а подобные явления обычно наблюдаются там, где распространение технологии оставляет желать лучшего и где даже минимальное увеличение числа пользователей приводит к двухзначным и трехзначным показателям роста. Так и есть -- в США, где возможность предоставлять цифровые каналы имеют практически все кабельные провайдеры, цифровое ТВ покупают меньше 20% жителей.

Между тем рынок продолжает пополняться продуктами, которые в ближайшее время могут привлечь внимание покупателей. Так, 30 июня этого года компания Matsushita представила записывающий DVD плеер, поддерживающий диски формата Blu ray. Устройство обратно совместимо и со стандартными DVD-заготовками емкостью 4,7 GB, однако компания Matsushita под брендом Panasonic предлагает и Blu ray диски объемом от 25 до 50 GB. На 50 гигабайтовом носителе поместится от 4 до 5 ч цифрового видео в максимальном разрешении.

А что же телевизоры? IDC утверждает, что продажи на этом рынке в целом (т. е. речь идет как о цифровых, так и об аналоговых устройствах) вырастут -- с 170 млн. шт. в этом году до 196 млн. в 2008 м. В долларовом эквиваленте объемы сбыта составили 61 млрд. в нынешнем году, а к 2008 г., согласно прогнозу, сумма превысит 86 млрд. В 2003 г. только 7,1% из всех проданных телеприемников поддерживали цифровое ТВ, в этом -- такие устройства купит 12% клиентов, к 2008 г. аналоговые приемники останутся в меньшинстве, так как доля цифровых достигнет 60%.

Каким видят будущее цифрового ТВ лидеры рынка? Президент компании Com-cast, одного из основных американских операторов телевизионных кабельных сетей, Стивен Берк (Stephen Burke) считает, что в ближайшие 5 лет телевизионную индустрию ожидает больше изменений, чем за последние 20 лет. Кроме стандартных услуг, как то доставки цифровых фильмов под заказ и конвергенции Internet видео и телевизора, Берк предвидит появление видеопочты и видеомесседжинга для общения между пользователями системы. Более того, в эпоху цифрового телевидения широкополосный Internet канал даст возможность клиентам получить гамму телеканалов, телефонную VoIP линию и выход в Web от одного и того же провайдера.