Цифровой гольф, или Выставка достижений IT-розницы

18 июль, 2006 - 15:16Олег Овчинников

В начале июня в подмосковном отеле (а по совместительству – крупнейшем гольф-клубе России) Le Meredien прошел 3-й ежегодный форум Digital Consumer Channel. Крупнейшая бизнес-площадка для IT-ретейлеров из стран СНГ работала четыре дня – за это время ведущие производители представили продуктовые линейки и рассказали о нововведениях в системах дистрибуции.

Digital Consumer Channel (DCC) входит в международную сеть форумов, проводимых французской компанией DistreeEvents для дистрибьюторов и дилеров компьютерных комплектующих и потребительской электроники в Восточной Европе, Азии и Африке. Согласно статистике, обнародованной организаторами, в этом году в DCC приняли участие 170 топ-менеджеров из 135 ритейловых компаний, в совокупности располагающих 8300 торговыми точками в 55 городах и шести странах СНГ.

Цифровой гольф, или Выставка достижений IT-розницы
Возможностью представить новые разработки и бизнес-стратегии воспользовались более 50 вендоров, принявших участие в форуме
Цифровой гольф, или Выставка достижений IT-розницы
Алекс Розенфельд: «Мы постарались организовать сугобо деловое мероприятие, помогающее вендорам, дистрибьюторам и ретейлерам за несколько дней решить наболевшие вопросы, в том числе и в ходе неформального общения»

«Обычные дилерские конференции ограничивают участников общением с представителями вендора-организатора, – отметил в перерыве презентационной сессии директор небольшого розничного салона по продаже компьютеров из Новосибирска, – а формат DCC предполагает своеобразное соревнование производителей. Плюс возможность решить в личном контакте многие вопросы, накапливающиеся месяцами...». Пожалуй, проще всего описать Digital Consumer Channel как выставку, экспонаты на которой расставлены не с целью впечатлить потенциальных потребителей, но организованную исключительно для деловых людей. Об этом говорил, открывая форум 2006 г., один из основателей DCC Алекс Розенфельд.

Что изменилось в рознице за последний год? Во-первых, стал весьма заметным процесс сегментации салонов: продажа в конкретном магазине только одной категории товаров или организация монобрендовых розничных точек позволяет одновременно и улучшить качество обслуживания клиентов (например, введя специализацию консультантов), и вести грамотную маркетинговую политику (пример – открытие в Киеве фирменного магазина Apple m@с).

Вторая важная тенденция: супермаркеты электроники, пытаясь отличаться от гипермаркетов (где техника продается наряду с продуктами и одеждой), выделяют для себя наиболее прибыльные группы покупателей, сокращая при этом долю «невыгодных» посетителей. Об этом принципе рассказал представитель американского издания Multimedia IT Райан Маккей. По его словам, крупнейший в США ретейлер на рынке электроники Best Buy ориентируется сейчас на четыре группы ключевых клиентов: 1) обеспеченные профессионалы, не обращающие внимания на цену при принятии решения о покупке; 2) мужчины из среднего класса, ориентирующиеся на интересы семьи; 3) молодые женщины, делающие карьеру, покупательницы «редкие, но меткие», ценящие не только функциональность, но и дизайн; 4) технически опытные студенты – их бюджет сравнительно невелик, но интерес к электронным новинкам заставляет тратить на гэджеты солидный процент своих доходов. В соответствии с потребностями этих четырех групп организованы закупки товара и размещение его в местах продаж. Такая методика, считает Маккей, подходит и для развивающихся рынков.

Основной «продуктовой» темой этого года стали ноутбуки – многие вендоры представили на DCC обновленные линейки и решения для мобильных компьютеров. Так, компания Lenovo продемонстрировала планшетные модели из серии ThinkPad, а также линейку полностью собственной разработки – 3000 N, в которой используется технология Intel Centrino Duo.

Acer заявила о радикальном расширении модельного ряда ноутбуков Travelmate – и здесь наиболее доступные устройства можно будет купить по цене около $700–750. Директор по развитию розничных продаж московского офиса компании Денис Кутников рассказал о новшествах в системе дистрибуции. Acer будет стремиться к соблюдению единой, рекомендуемой розничной цены во всех торговых точках, и в связи с этим намерена активно бороться с демпингом со стороны дистрибьюторов. За информацию о несогласованных с Acer ценовых предложениях дилерам даже предлагается премия, превышающая возможную выгоду от закупки мелкооптовых партий товара по заниженной стоимости. Нынешней осенью, помимо привычных ноутбуков и мониторов, тайваньская компания начнет продвигать относительно новую для себя продукцию – ЖК-телевизоры и проекторы для домашнего кинотеатра: именно направление домашних развлечений в Acer сейчас видят одним из наиболее прибыльных.

Цифровой гольф, или Выставка достижений IT-розницы
Форма общение за круглыми столами – одна из самых эффективных для подобных мероприятий

Весьма интересные презентации – во многом благодаря стараниям генерального менеджера Юрия Студеникина – провела для участников DCC компания BenQ. Речь в основном шла о мониторах с минимальным на сегодняшний день временем отклика – 2 мс. Одну из моделей, FP93GX, могли оценить в выставочном зале все посетители форума, об остальных, равно как и о принципах «вставки черного кадра», над применением которого бьются сейчас все производители «сверхбыстрых» мониторов, было рассказано с трибуны конференц-зала. Юрий Студеникин отметил и ряд рыночных тенденций – в частности резкое (на 27–30%) падение цен на мониторы, что привело к снижению дилерской маржи. Самое эффективное средство поправить ситуацию – поднять объемы продаж, с чем, по словам главы российского представительства BenQ, дилеры справились, а компания обеспечила бесперебойное пополнение складов.

Менеджер по развитию бизнеса российского представительства Epson Александр Савин рассказал о последних успехах бизнес-ориентированного «принтеростроения»: как следовало из доклада, наиболее быстро растет интерес потребителей к МФУ. Впрочем, стабильным спросом продолжают пользоваться и матричные принтеры – в первую очередь в силу своей износостойкости. На рынке цветной лазерной печати, по словам г-на Савина, Epson уверенно держит второе место – то же касается и рынка офисных проекторов. Если же говорить о портативных фотопринтерах, то здесь компания лидирует, впрочем, как и в сегменте струйных аппаратов.

Интересную презентацию подготовила испанская компания Cofimann Group: один из ведущих южноевропейских системных интеграторов готовит планы выхода на рынки цифровой электроники, аудио и видео в странах СНГ. На DCC директор по экспорту Гектор Родригес и менеджер по развитию бизнеса Эглис Кастильо представили продукцию под брендом Neus – ЖК-мониторы, телевизоры и портативные мультимедиацентры, а также ноутбуки.

В свободное время участники и гости форума имели шанс овладеть премудростями игры в гольф, продолжая при этом неформальное общение.