Цифровой абсурд

26 январь, 2013 - 13:22Игорь Дериев

То, что издательский бизнес переживает непростые времена, я, как многолетний сотрудник КО, знаю не понаслышке. Но даже меня действия иных компаний ставят в тупик.

Американское издательство Macmillan объявило, что, после долгих поисков, наконец-то придумало бизнес-модель для предоставления электронных книг библиотекам. Порядка 1200 наименований из серии Minotaur (фантастика и детективы) будут предлагаться по $25 (во многих случаях в 2-3 раза дороже, чем на Amazon) и при этом срок их жизни будет ограничен 2 годами или 52 выдачами на руки.

Некруглое число объясняется количеством недель в году, т.е. имеется в виду, что книгу берут примерно раз в 2 недели. И даже при этих ограничениях один экземпляр нельзя одновременно выдать более чем одному читателю. То есть вполне может случиться так, что конкретное произведение не получит большой популярности, и «лишние» экземпляры, пролежав два года невостребованными, все-равно вынужденно будут «списаны».

Изобретатель такой схемы не Macmillan, еще в 2011 г. издательство HarperCollins взяло на вооружение даже более жесткие ограничения: 1 год или 26 выдач. Справедливости ради, есть и обратные примеры: Random House вроде бы позволяет использовать свои электронные издания как угодно долго. Все три упомянутые здесь издательства относятся к так называемой «Большой шестерке» крупнейших мировых изданий литературы на английском языке, т.е. их влияние на рынок весьма высоко.

То что ситуация с электронными книгами пока далека от стабилизации – хорошо известно, хотя по продажам они уже догоняют, а кое-где и перегоняют бумажные издания. Есть вопросы и к ценообразованию, и к обоснованности применения цифровых прав. Как и представители индустрии звукозаписи, книгоиздатели пытаются максимально сохранить в новых реалиях принципы «старорежимного» бизнеса, вплоть до отказа от некоторых очевидных достоинств цифровых носителей (когда, к примеру, их в принципе запрещают передавать другим пользователям). Хотя для электронных книг, кажется, гораздо проще придумать подходящую бизнес-модель (скажем, вставлять рекламу), которая компенсировала бы гипотетические убытки издателей. Но библиотеки?

Из того, что довелось прочесть в посвященных данной теме форумах, можно сделать вывод, что и в США библиотеки (во всяком случае, в своей массе) не являются коммерческими организациями. Иногда они взимают абонентскую плату, но чисто символическую. Бумажные книги во многих случаях им достаются бесплатно в рамках различных программ, подклеиваются по мере износа и сохраняются до последней возможности (зачастую выдаются по 100 и более раз). Конечно, электронный способ распространения мог бы существенно упростить им жизнь: электронные книги не требуют физического места для хранения, не изнашиваются, легко копируются, упрощают работу библиотекаря и пр.

Но вот здесь-то и кроется подвох. В цифровом мире библиотеки невольно становятся конкурентами издательств и магазинов, которые и сами не прочь сдавать электронные книги в аренду, но только на гораздо более коммерческих условиях. Судя по всему роль издательств будет стремительно снижаться и в конечном итоге они должны превратиться преимущественно в магазины. Традиционным библиотекам в этой модели места, по-видимому, нет. К чему их и начинают готовить.