Что стимулирует рост продаж средств ИБ?

9 февраль, 2009 - 10:23Євген Куліков

Сегмент средств информационной безопасности (ИБ) уже не первый год развивается динамичнее других видов программного обеспечения, и эта тенденция по-прежнему сохраняется. Почему так происходит и каким решениям отдают предпочтение пользователи, рассуждают производители, дистрибьюторы и интеграторы.

Андрей Слободяник

управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Украине

Что стимулирует рост продаж средств ИБ?

По нашим предварительным оценкам, рынок антивирусной и контентной фильтрации в Украине вырос за прошлый год примерно на 40%, а его объем составил около 12 млн долл. Думаю, и в 2009 г. рецессии здесь не должно быть. В худшем случае спрос останется на уровне прошлого года, ведь в современном мире антивирусные средства являются предметом первой необходимости.

Решение Kaspersky Internet Security 2009, содержащее антивирус, брандмауэр и антиспам, у нас фигурирует в линейке продуктов для домашних пользователей. По сравнению с 2007 г. объемы его поставок утроились. Между тем, если говорить о соотношении продаж систем для домашних ПК и корпоративных продуктов, то в Украине оно составляет ориентировочно 25 к 75.

Количество корпоративных проектов в прошлом году выросло не менее чем на 80%. Самым крупным из них для нас стало внедрение в одном из государственных учреждений – число лицензий, поставленных для него, превысило 50 тыс.

Александр Безруков

руководитель компании ESET-Ukraine

Что стимулирует рост продаж средств ИБ?

Отечественный рынок антивирусной безопасности, по нашим прогнозам, должен был вырасти в 2008 г. в 1,3–1,4 раза. Однако из-за кризисных явлений, а также падения курса национальной валюты в конце года реальный показатель едва ли превысил 25–28%. Точно оценивать объем – дело аналитиков, но субъективно он составил свыше 10 млн долл.

В прошлом году мы реализовали в Украине практически вдвое больше лицензий, чем в 2007 г. Причем только треть от общего числа пришлась на продления. Продажи крупным корпоративным клиентам выросли втрое – это государственные предприятия, банки и транспортные компании. Отмечу, что лицензии на бизнес-версии продуктов ESET не разделяются на серверные и для рабочих станций.

Наше комплексное решение, ESET Smart Security, мы начали активно продвигать фактически лишь недавно, поэтому статистики о его продажах пока мало. Но уже сейчас на этот продукт приходится примерно четверть выдаваемых лицензий.

Существенного спада продаж антивирусного ПО в 2009 г. в секторе коммерческих предприятий и частных пользователей мы не ожидаем, поскольку число угроз постоянно растет. Государственные предприятия в большей степени подвержены риску, но для них мы имеем специальные предложения, призванные сгладить недостаток финансирования.

Константин Здыбель

ведущий специалист компании «Бакотек»

Что стимулирует рост продаж средств ИБ?

Говоря о рынке информационной безопасности, следует учитывать, что для ее обеспечения используются не только антивирусы и брандмауэры, но и множество других средств. Поэтому оценить его достаточно сложно. Объем антивирусного сегмента в 2008 г. составил около 10 млн долл.

До середины осени мы наблюдали рост сбыта, и лишь в самом его конце динамика ухудшилась. На сегодня продажи идут на вполне приемлемом уровне, и это позволяет надеяться, что 2009 г. будет как минимум не хуже предыдущего.

Число конечных потребителей подобной продукции у нас выросло на 40–50%. При этом соотношение проданных и продленных лицензий составило приблизительно 35 к 65. Безусловно, в количественном выражении реализуется больше решений для защиты рабочих станций, чем для серверов, однако в денежном объемы по этим группам примерно равны.

Постепенно увеличивается и число крупных проектов. К примеру, в прошлом году мы обеспечивали несколько внедрений в украинских банках, которые приобрели по 3 тыс. экземпляров антивируса McAfee и приложения DeviceLock от SmartLine. Было немало договоров, включающих от 1 до 2 тыс. лицензий.

Я считаю, что на сегодня комплекс, состоящий из антивируса, брандмауэра и модуля антиспама, – это необходимый минимум. В последнее время заметно растет спрос на такие решения, как сканеры уязвимостей и средства предотвращения утечек информации.

Владимир Кармазин

руководитель украинского представительства компании «Доктор Веб»

Что стимулирует рост продаж средств ИБ?

Объем отечественного рынка информационной безопасности в 2008 г. составил около 14 млн долл. При росте 50–60% (в денежном выражении) он опережает по темпам развития ИТ-отрасль в целом. Несмотря на спад деловой активности в конце года, спрос на средства ИБ не снижается.

Клиентская база «Доктор Веб» в Украине за год практически удвоилась, а одной из наиболее востребованных услуг консалтингового подразделения стало сопровождение перехода на наши решения с альтернативных продуктов. Мы считаем, что в 2009 г. высокая динамика сохранится. Безусловно, применение комплексных решений предпочтительнее, хотя и требует специальных знаний от пользователей, а также разработки и внедрения корпоративной политики ИБ. Возможно, поэтому спрос на них растет не так быстро, как на антивирусы.

Крупнейшим заказчиком «Доктор Веб» в 2008 г. был госсектор – Государственная налоговая администрация (40 тыс. лицензий), Министерство образования и науки (около 20 тыс.). Кроме того, стартовал общенациональный проект по легализации ПО Dr.Web в органах власти.

Олег Ляшенко

менеджер по развитию бизнеса компании «Софтпром»

Что стимулирует рост продаж средств ИБ?

Рынок средств безопасности в 2008 г. показал очень хорошую динамику, которая по известным причинам замедлилась в последнем квартале. Его объем по сравнению с 2007 г. вырос больше чем на треть и ориентировочно составил 10–12 млн долл. Доля таких систем в общей массе продаваемого программного обеспечения увеличилась примерно до 10%.

В нынешнем году, полагаю, радикальных изменений не произойдет, потому что информационная безопасность бизнеса не прощает невнимания к себе. Конечно, объемы продаж уменьшатся как из-за ограниченности бюджетов заказчиков, так и из-за более гибкой ценовой политики производителей, которые для стимулирования рынка станут снижать цены. Возможно, 2009 г. станет первым, когда количественно покупки и продления лицензий сравняются. Что касается комплексных решений, то, по большому счету, у заказчика сейчас особого выбора нет, потому что практически все системы, предлагаемые в сегментах от среднего бизнеса до корпоративного, объединяют в себе несколько технологий защиты.

Соотношение продаж между продуктами для корпоративного сегмента и малого бизнеса плюс домашние пользователи разнится в зависимости от производителя, но в среднем, думаю, составляет где-то 3 к 1. Увеличивается количество крупных внедрений – уже сейчас в Украине есть проекты с общим числом объектов от 10 до 20 тыс.

Ростислав Теличко

директор компании «Инфобезпека»

Что стимулирует рост продаж средств ИБ?

Тенденция роста рынка средств ИБ в 2008 г. сохранилась несмотря на общее сокращение спроса на ИТ. Для примера, даже осенью наши продажи удвоились относительно показателей годичной давности. Основа нашей деятельности – проектные поставки и внедрения, которые планируются загодя. Реализация некоторых из них была отложена, но рост рынка мы ощутили сполна.

Добавлю еще, что для такой компании, как наша, лояльность существующих клиентов является более важным фактором, нежели рост их числа. Около 60% доходов были сформированы на базе имеющихся долгосрочных договоренностей.

Я уверен, что расходы на безопасность будут сокращать в последнюю очередь. Это убеждение сложилось в результате общения с большим количеством ИТ-директоров. Несмотря на банковский кризис, финансовый сектор остается крупным заказчиком средств ИБ. Что касается антивирусных решений, возможно, их доля немного уменьшится в пользу более специализированных.

Несомненно, комплексные решения – будущее нашей отрасли. Их доля на Западе уже составляет около 30% рынка корпоративной ИБ, в Украине же этот показатель пока не доходит и до 10%, но, безусловно, будет расти. Одной из важных тенденций 2008 г. можно назвать повышение интереса к аппаратным решениям IPS и SCM – корпоративный сектор стремится к централизации инфраструктуры ИБ и потому все чаще выбирает подобные системы.