Что сейчас происходит в сфере банковских ИТ?

26 апрель, 2013 - 18:28КО

Об актуальности последних тенденций в сфере банковских информационных технологий — развитии электронных сервисов, онлайн-банкинге, мобильном банкинге, а также концепции BYOD (Bring Your Own Device) — мы поинтересовались у представителей украинских финансовых учреждений.

Вячеслав Коваль

член Правления, и.о. председателя Правления Пиреус Банка в Украине

Что сейчас происходит в сфере банковских ИТ?Основная тенденция в ИТ и банковской сфере вообще — это усиливающаяся борьба за внутреннюю эффективность. Считается, что оптимизация процессов и затрат в ИТ может быть достигнута посредством:

  • более широкого использования ИТ-аутсорсинга (поддержка аппаратного и программного обеспечения, эксплуатация центров обработки данных, облачных вычислений и т. д.);
  • применение аутстаффинга в разработке/поддержке программных продуктов;
  • инвентаризации используемых решений/сервисов и постепенного отказа от экономически неэффективных, вплоть до пересмотра перечня используемых АБС.

Также хотелось бы выделить тенденцию внедрения новых технологий/решений/практик, позволяющих повысить отдачу от существующих информационных инфраструктур, улучшить взаимодействие с клиентами и т. д. Среди них:

  • in-memory-вычисления;
  • интернет-эквайринг;
  • применение методов BPM для построения фронт-офисных приложений и систем поддержки принятия решений;
  • более широкое внедрение/использование централизованных хранилищ данных;
  • терминалы самообслуживания (отделения без сотрудников);
  • сервисы геолокации для электронных каналов продаж;
  • NFC-платежи;
  • гамификация в электронном банкинге и АТМ.

В эпоху глобализации развитие систем электронных сервисов и онлайн-банкинга является для нас стратегической целью, поскольку использование информационных технологий продолжает динамично развиваться, мы стремимся идти в ногу со временем. Интернет-банкинг является одним из самых перспективных продуктов на рынке банковских услуг Украины. В связи с этим мы активно работаем над внедрением инновационных технологий в процесс обслуживания клиентов и стремимся сделать банковские услуги удобными и доступными в любое время и в любом месте.

Реализация инициатив мобильного банкинга сопряжена со следующими трудностями:

  • относительно низкое проникновение, малое количество активных пользователей;
  • достаточно многочисленные платформенные, версионные, форм-факторные и другие требования к клиентским приложениям и трудности их одновременной поддержки;
  • обеспечение механизма конфиденциальности, защиты данных при операциях, защиты данных от недисциплинированности самого клиента;
  • повышенные требования к отказоустойчивости систем мобильного банкинга.

Специфика банковской деятельности и уровень развития банковских систем таковы, что в ближайшее время вряд ли можно ожидать повсеместного внедрения BYOD-подхода. С другой стороны, и большинство сотрудников готовы лишь к ограниченному использованию личных устройств в ограниченных сферах, например, для доступа к корпоративной электронной почте.

Владимир Бурцев

ИТ-архитектор OTP Bank

Что сейчас происходит в сфере банковских ИТ?С попытками обеспечения бизнеса новой функциональностью возрастает хаос в программном обеспечении. ПО собирается из разнообразных приложений с несогласующейся логикой работы с данными. Адаптация старого ПО к новым требованиям нарушает начальную архитектуру и приводит к нестабильности систем. Развитие и сопровождение такого хозяйства становится все сложнее, время внесения изменений возрастает, и в целом ИТ все более отстает от ожиданий бизнеса.

В сфере банковских ИТ я бы выделил следующие тенденции:

  • экстенсивное наращивание бизнес-функциональности систем (если допустимо применить этот термин к системам), стремление в первую очередь обеспечить бизнес-функцию;
  • последовательное и согласованное развитие ИТ-архитектуры и инфраструктуры остается задачей второго плана, для больших организаций это становиться опасным, и некоторые уже начинают задумываться над возможными решениями;
  • в обиходе уже появились понятия мета- и мастер-данные, но практического выхлопа, соизмеримого с затратами, пока нет; понятия мета-языков и мета-обработки еще не попали в сферу применения.

Уменьшается необходимость физического посещения банка, но потребность в банковских услугах сохраняется. Растет количество безналичных платежей и переводов. К тому же законодатель пытается ввести ограничения на оплату наличными. Соответственно, банкам необходимо предоставлять услуги онлайн. И в этом случае необходимо обеспечивать сервис для большого количества платформ, пользовательских устройств. В перспективе интересно было бы персонализировать сервис, но пока до этого еще далеко. Овчинка выделки не стоит.

Если говорить про реализацию мобильного банкинга, можно отметить, что появляется большое количество новых технологий, но разработка надежных систем с их применением запаздывает. Кроме того, приходится тянуть за собой ворох старых систем и технологий, на которых реализованы существующие решения и с которыми необходимо интегрироваться.

Концепция BYOD для нашей компании пока не актуальна. По сути, пока не так много приложений, которые сотрудники могут использовать в собственных устройствах. Это, как правило, почтовый клиент и, возможно, доступ к внутреннему порталу. Адаптация пользовательского интерфейса рабочих приложений к большому разнообразию устройств еще больше усложнит имеющуюся архитектуру ПО и замедлит внедрение изменений. С точки зрения организации, использование личных устройств, без переключения контента на работу в рамках организации, не должно допускаться, поскольку содержит много приложений, способных отвлечь сотрудника от выполняемых функций. Кроме того, усложняется обеспечение безопасности и лицензионная политика. На сегодняшний день мне неизвестны реализации такого переключения контента.

Естественно, для ИТ-департамента BYOD — это головная боль. Пока это мода и игрушки, концепция для серьезной работы не адаптирована.

Анатолий Мачулин

ИТ-директор «Терра Банка»

Что сейчас происходит в сфере банковских ИТ?Среди тенденций в сфере банковских информационных технологий я бы выделил следующие:

плановые изменения в рамках потребностей развития новаторских продуктов и внедрения новых направлений каналов продаж услуг;

ИТ-службы активно реализовывают требования регулятора, например, в разрезе построения СУИБ, при этом ищут компромиссы с учетом тенденций рынка (виртуализация, облака, BYOD и т. п.);

владельцы бизнеса по-прежнему требуют оптимизации затрат, в том числе и по количеству персонала в службе ИТ, в данном направлении без внедрения автоматизации, унификации и использования единых стандартов не осилить задачу.

Потребность клиентов в банках не снижается. Потребность переходит в другое русло (измерения). Безусловно, банк работает над развитием развития электронных сервисов и онлайн-банкинга. Количество подключений к сервису свидетельствует о том, что интернет-банкинг является эффективным каналом продаж банковских продуктов и в ближайшее время будет развиваться именно данное направление.

Мы активно обслуживаем как юридических, так и физических лиц. Из последних успешных проектов — внедрение электронных денег совместно с GlobalMoney и запуск веб-версии системы дистанционного обслуживания клиент-банк, системы SMS-оповещения, предоставляющие не только информационные функции, но и позволяющие выполнять активные операции по счетам.

Реализация инициатив мобильного банкинга больше всего сопряжена с организационными трудностями. Клиентам нужно давать не только удобный сервис, но и объяснять культуру безопасности. Пользователю необходимо привыкнуть к пониманию, что виртуальная среда — достаточно опасное место и по ощущениям может быть соизмерима с темным безлюдным переулком на окраине. Можешь не успеть понять, кто и куда отобрал заработанное.

Сдерживающим фактором развития мобильного банкинга является низкая скорость передачи данных на устройствах пользователей. Стоит также выделить слабую поддержка кроссплатформенности и кроссбраузерности приложений для подключения через мобильные телефоны, различные портативные устройства и интернет-обозреватели, используемые клиентами.

Между тем, повсеместное расширение широкополосного доступа в Интернет даст возможность расширить количество и качество предоставляемых услуг через мобильный телефон.

Безусловно, направление BYOD актуально. Управление мобильными устройствами осуществляется с применением различных стратегий. Считаю, что бороться нет смысла, нужно находить компромисс между общими требованиями и личными желаниями. Сегодня уже есть продукты DLP, которые позволяют контролировать информационные потоки в разрезе отделения служебной информации от персональной. ИТ-службе данное направление позволяет скорее поддержать имя и заявить о себе, сделать так, чтобы бизнес получил большую отдачу от продуктивности сотрудника.

Олег Высоцкий

директор главного управления информационных технологий «Правэкс-Банка»

Что сейчас происходит в сфере банковских ИТ?В сфере банковских информационных технологий наблюдается дальнейшая централизация ИТ-систем, их управления и мониторинга. Также активные действия происходят в структурировании функций ИТ-систем с последующим преобразованием их на базе SOA-технологий.
На инфраструктурном уровне практически повсеместно происходит переход на виртуализированные платформы, что способствует оптимизации использования оборудования и снижения операционных расходов.

Наиболее яркие тенденции: дальнейшее развитие SOA-технологий, более активное использование интеграционных шин уровня предприятия, виртуализация практически на всех платформах, а также унификация фронт-офисных приложений.


Не думаю, что правильным будет утверждение о снижении потребностей клиентов в банках. Кажется, более верным есть утверждение о возрастающих потребностях в альтернативных сервисах по отношению к традиционному обслуживанию клиентов в отделениях банков. Наиболее значимой альтернативой видится развитие электронных сервисов и онлайн-банкинга. Это направление является приоритетным в ряде других инициатив в сфере развития информационных технологий.

Качественная реализация систем мобильного банкинга достаточно сильно зависит от архитектурного решения и способности его реализации на существующем ландшафте ИТ-систем. В основном упор делается на интеграцию выбранного решения и, конечно же, безопасность. Именно здесь возникают наибольшие трудности при внедрении систем интернет-, онлайн- и мобильного банкинга.

На сегодняшний день концепция BYOD имеет крайне ограниченное применение в банках. Речь может идти только о мобильных устройствах, в основном на базе
систем iOS и Android, которые достаточно активно используются для внутренней коммуникации (электронная почта, интранет, instant messaging и т. п.). Конечно же, мы активно применяем эту концепцию для руководства уровня высшего и среднего звена.


BYOD активно используется в нашем банке по направлению внутренней коммуникации. При правильном архитектурном решении и с соблюдением необходимого уровня безопасности, эта концепция приносит достаточно большие удобства для руководителей высшего и среднего звена и минимальные затраты на управление этим сервисом. В силу того, что в «Правэкс-Банке» построена современная техническая платформа с возможностью использования передовых технологий взаимодействия и внутренних коммуникаций, реализация концепции BYOD происходит достаточно просто и эффективно.


Сергей Зорин

директор департамента ИТ «Дельта Банка»

Что сейчас происходит в сфере банковских ИТ?Постепенно приходит понимание, что нужно ориентироваться на сервисный подход в общении с бизнесом, а бизнес начинает понимать, что пришло время процессного подхода и систем управления процессами (Business Process Management).

Из тенденций я бы выделил управление данными и превращение их в знания. Все больше сервисов становится доступными для мобильных устройств.

Потребность снижается не в банках, как таковых, а в банках как в здании — т. е. отделениях. Да, действительно по многим продуктам клиенты предпочитают не приходить в отделение, а пользоваться онлайн-каналами. И мы стараемся не отставать от запросов наших клиентов и достаточно активно развиваем электронные каналы обслуживания.

Сложность реализации инициатив мобильного банкинга связана, в основном, с реорганизацией внутренней архитектуры приложений, так как традиционно многие операции в банках выполнялись офлайн или при закрытии дня. Мобильный банкинг требует онлайн-операций. В остальном больших проблем нет.

В целом, проблема BYOD неактуальна, так как все сотрудники пользуются устройствами банка. Но многие сотрудники пользуются своими мобильными аппаратами. Мы постепенно расширяем эту возможность. Но не думаю, что это проблема для ИТ. Тенденция такова, что все системы постепенно переходят на тонкие клиенты, проще говоря, основной рабочей средой становится веб-браузер. В таком случае, все равно откуда и на чьем устройстве работать.