Что сдерживает развитие ПО для GPS-навигаторов?

29 апрель, 2008 - 11:05Євген Куліков

Возможностями определения географических координат и ориентации на местности оснащается все больше мобильных продуктов. Однако по-настоящему массовыми они все еще не стали. Производители GPS-устройств связывают это с отсутствием достаточно полных и точных электронных карт Украины и городов с информационными слоями (например, о дорожных заторах). Как обстоит дело с их разработкой и какие решения предлагаются сейчас, мы спросили у игроков отечественного рынка картографического ПО для навигаторов.

Ирина Екимова

генеральный директор компании «Карт Бланш Украина»

Что сдерживает развитие ПО для GPS-навигаторов?

В настоящее время наша компания предлагает заказчикам электронную карту Украины и подробные планы 16 крупных городов с детализацией до уровня улиц. Все эти продукты интегрированы в единую геопространственную базу данных, что позволяет, в частности, осуществлять адресный поиск и автоматическую прокладку маршрутов по всей стране.

Всем легальным пользователям распространяемых нами навигационных продуктов предоставляются бесплатные обновления. Каждая последующая версия, кроме исправлений и уточнений, содержит несколько дополнительных детальных карт городов. Задача на ближайшую перспективу – охватить все областные центры. Потом примемся за районные и за крупные населенные пункты.

На наш взгляд, главный на данный момент фактор, сдерживающий развитие навигационных карт, – их нелицензионное использование. К тому же у нас в стране практически отсутствует цивилизованный рынок качественного картографического материала, необходимого для разработки навигационных продуктов. Несколько мешает также излишний контроль в этой области со стороны государственных органов.

Что касается дополнительных сервисов, например о пробках, то мировой опыт показывает, что при создании сети передатчиков дорожной информации более чем уместны государственные или муниципальные инвестиции. Ведь при относительно небольших вложениях это позволит использовать городскую инфраструктуру оптимальным образом.

Отечественный рынок картографического ПО, безусловно, находится в фазе активного роста, но привести достоверные цифры пока не представляется возможным. Основная часть (70–80%) наших карт на данный момент реализуется в Украине в комплекте с навигаторами.

Владимир Мирошниченко

менеджер проектов ЗАО «Визиком»

Что сдерживает развитие ПО для GPS-навигаторов?

На сегодняшний день мы располагаем картами 13 областей и областных центров, а также Крыма. Города в этих решениях имеют адресную часть и рубрикаторы. Заканчивается тестирование общей карты Украины, где присутствует вышеупомянутая информация. По мере готовности планов других населенных пунктов они будут добавляться в данный продукт.

Основные сдерживающие факторы развития этого рынка – время и деньги. Разработка качественных электронных карт – процесс очень трудоемкий и, естественно, затратный. К сожалению, многие потребители хотят использовать актуальные продукты и ничего за них не платить. С сервисами на базе карт проблема другая. Технически реализовать, скажем, передачу данных о пробках на навигатор не так уж сложно. Работу по созданию информационных слоев мы ведем. Главный вопрос – кто и за какие средства обеспечит сбор достоверных (именно достоверных) сведений?

Не возьмусь точно оценить объем отечественного рынка картографического ПО, но, полагаю, что за последние год-полтора он вырос вдвое и продолжает развиваться. Боóльшая часть продаваемых нами карт сегодня реализуется в комплекте с навигаторами.

Александр Скворцов

директор компании «Транснавиком»

Что сдерживает развитие ПО для GPS-навигаторов?

В нашем ассортименте имеются навигационные продукты по городам-миллионникам и по Украине в целом, для GPS-решений на базе ноутбуков и планшетных ПК. Компания владеет цифровыми картами всех областных центров, а также около 40 менее крупных населенных пунктов. В данный момент мы ведем активные работы по актуализации имеющихся карт и расширению географии покрытия, унификации формата данных в соответствии с международными навигационными стандартами.

Основная проблема развития нашего рынка – высокий уровень пиратства. Несовершенная законодательная база дает возможность, по сути, безнаказанно распространять контрафактные копии карт. Еще одним сдерживающим фактором является отсутствие сильных отечественных производителей навигационного оборудования. Ведь, как известно, создать по-настоящему качественное решение можно только в результате тесного сотрудничества производителей электроники и ПО.

Актуальная информация о ситуации на дорогах является весьма востребованной, и мы занимаемся ее сбором, в том числе с привлечением подрядчиков. Перспективной в этом ключе представляется конвергенция технологий GPS и GPRS, что позволило бы пользователям обмениваться данными в режиме онлайн.

Я бы сказал, что отечественный рынок спутниковой навигации находится на пороге бума. По итогам 2006 г. продажи превысили 15 млн долл., а в 2007 г. – уже 45 млн. Наиболее популярны портативные GPS-навигаторы, доля которых достигает 80%. По нашим оценкам, к 2012 г. объем украинского рынка навигационных систем может вырасти до 500 млн долл.

В силу специфики имеющихся у нас продуктов большая часть карт сегодня реализуется на дисках через салоны компьютерной и бытовой техники, интернет-магазины. При продвижении навигационных решений для специализированных устройств, естественно, более предпочтительна продажа в комплекте с навигатором.

Василий Шаров

директор по маркетингу ООО «Национальные электронные коммуникации»

Что сдерживает развитие ПО для GPS-навигаторов?

Компания Natec выпускает программные продукты «GPS-Навигатор» и «Автоспутник», позволяющие создавать навигационные системы на основе карманных ПК, коммуникаторов, ноутбуков и автомобильных навигаторов. В нашем ассортименте представлены карты Украины (в масштабе 1:500 000), Крыма (1:100 000), Киева, Донецка и Днепропетровска (1:10 000). План столицы встроен в карту страны, благодаря чему можно прокладывать маршрут из произвольной точки в Киеве до любого населенного пункта.

Программный продукт «Автоспутник Украина» имеет весь необходимый функционал для отображения информации о пробках на дорогах. Исходные сведения о дорожной ситуации должен предоставлять провайдер такой услуги, обладающий требуемой инфраструктурой для качественного сбора и трансляции данных о заторах. А обеспечить их прием и использование при построении маршрутов движения по городу технически не представляет проблем.

Оценить сектор картографического ПО в Украине сложно. Сегмент программного обеспечения для решения навигационных задач, по моим данным, составляет 6–7 млн грн. В 2007 г. тут наблюдался определенный спад по причине снятия с производства ряда популярных моделей КПК. Рынок в целом растет благодаря автомобильным навигаторам, и, думаю, в 2008 г. показатели увеличатся не меньше, чем на 50%.

Наша компания реализует карты только в комплекте с навигационным ПО, и для нас предпочтительнее вариант работы с поставщиками оборудования. Недавний пример – подписание OEM-соглашения с «Версия-Трейдинг».

Сергей Ющенко

директор компании «Аэроскан»

Что сдерживает развитие ПО для GPS-навигаторов?

На сегодня наша компания располагает картами Украины (в том числе топографической), 37 городов и бассейна Днепра. В ближайших планах – дополнение информации по районным центрам.

Основным сдерживающим фактором для развития рынка, на мой взгляд, является отсутствие качественного картографического материала. В том виде, в котором он предлагается сейчас, его нельзя использовать, поэтому у нас, например, работает целый отдел, исправляющий ошибки в исходных данных.

Насколько мне известно, в Западной Европе трансляция информации о ситуации на дорогах, осуществляется по FM-каналам. К сожалению, в Украине таких сервисов пока нет, а для их развития необходимо разрешение от органов государственной безопасности.

Точно оценить отечественный рынок картографического ПО сложно, поскольку многие используют нелицензионное программное обеспечение. Я думаю, что в целом его объем составляет около 10–15 млн грн, при этом за год показатели увеличиваются в два-три раза.

Для нас главным каналом сбыта продукции является реализация карт в комплекте с навигаторами – до 90% продается именно таким образом.