Что происходит на рынке антивирусных решений?

6 сентябрь, 2013 - 17:24Євген Куліков

Облачные технологии и распространение мобильных устройств оказывают существенное влияние на ИТ-инфраструктуру современных предприятий. При этом, обеспечение информационной безопасности становится все более сложной и насущной проблемой. О современном состоянии рынка защитных решений и тенденциях развития рассказывают вендоры и поставщики.

Мирослав Бондарь

менеджер по развитию бизнеса группы компаний «Бакотек»

Что происходит на рынке антивирусных решений?

По нашим данным, украинский рынок антивирусного ПО за последний год, как и в течении нескольких предыдущих, показывает умеренный рост в пределах 10-15%.

Наш бизнес с McAfee сосредоточен в Украине в корпоративном сегменте. Ценность информации и стоимость простоя незащищенных систем побуждают крупных заказчиков обращать все большее внимание на комплексные системы обеспечения информационной безопасности.

В нашем случае, заказчик может одной и той же лицензией антивирусного пакета защитить как рабочую станцию, так и сервера. Поэтому, больше 90% денег в этом сегменте нам, естественно, приносит защита рабочих станций.

В то же время задача защиты серверных систем генерирует интерес к большому количеству других, не антивирусных средств защиты: решениям для контроля целостности, изменений, приложений на серверах, а также для защиты данных, СУБД и др. И если сравнение делать по всей линейке решений для защиты рабочих станций и серверов, картина по объему продаж может поменяться с точностью наоборот.

Защита мобильных устройств – конечно же актуальная задача. Сегодня все понимают, что смартфоны и планшеты – это не только рост производительности труда и мобильности сотрудников, но и брешь в безопасности. Поэтому в настоящее время наблюдается рост интереса заказчиков как к антивирусной защите устройств, так и к решениям класса Mobile Device Management и Mobile Data Protection.

Сам по себе антивирус – это большей частью и есть услуга – услуга постоянного обновления сигнатур. Если рассматривать этот вопрос в контексте продаж антивируса на основе помесячной подписки через площадки интернет-провайдеров – можно смело сказать, что данный рынок в Украине уже существует. Целый ряд антивирусных вендоров успешно подписали соответствующие контракты и используют этот канал продаж. McAfee сейчас также находится в стадии переговорного процесса с крупнейшими игроками телеком рынка.

Многие решения McAfee доступны для развертывания как на фирменном оборудовании производителя (hardware appliance), так и в виртуальной среде (virtual appliance).

Продажи программно-аппаратных комплексов (hardware appliance) показывают хорошую динамику и привлекают в первую очередь заказчиков желающих получить лучший результат с точки зрения надежности и производительности. Наибольшим спросом сегодня пользуются решения для фильтрации почты и веб, для защиты сети и для противодействия утечкам данных на сетевом уровне.

Спрос на услуги консалтинга в области информационной безопасности по нашим наблюдениям растет. И часто такой консалтинг, а также аудит, являются заметным двигателем рынка ИБ решений.

Тенденция рынка информационной безопасности – движение в сторону построения комплексных систем защиты. Заказчики сегодня начинают четко понимать – важно не просто строить защиту на разных уровнях, но и каким-то образом научить эти решения работать друг с другом, заставить их обмениваться информацией об угрозах и таким образом – сокращать время реакции на инциденты. С учетом сегодняшнего количества новых угроз и изощренности атак, только такой подход позволяет достойно им противостоять. Чисто сигнатурные методы защиты к сожалению теряют былую эффективность.

Павел Жданович

директор группы компаний «Софтпром»

Что происходит на рынке антивирусных решений?

По нашим данным и результатам первого полугодия в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, объем продаж антивирусного ПО, немного вырос по большинству вендоров. Однако этот рост до 10% и второе полугодие может изменить картину. Мы оцениваем рынок антивирусного ПО Украины в конечных ценах примерно в 10 млн. долл.

Доля SMB немного выросла, как и число заказов. В целом же доли SMB, Enterprise и розничных покупателей практически не меняются, незначительный рост наблюдается во всех сегментах.

Заметного рынка защиты мобильных устройств мы не видим. Это сегмент сложно анализировать ввиду того, что большинство производителей свои продукты для мобильных устройств либо продают он-лайн, либо включили бесплатно в продукты для ПК. Деление на серверные и десктопные продукты также сложно понять, так как часть вендоров в системе лицензирования их объединили.

Мы продаем Google Apps в СНГ и видим большой рост спроса на объединенные продукты. Антивирусы, антиспам, DLP, бэкап и другие решения безопасности просто инкорпорированы в такие решения для бизнеса и частного пользователя, отдельные решения для такого рода задач возможно в будущем не будут иметь смысла. Также серьезно меняет отношение к теме антивирусов рост рынка планшетов и других мобильных устройств.

Аппаратно-программные комплексы ИБ востребованы, это часто является требованием SLA, например телекоммуникационных компаний. Этот сегмент показывает в мире динамику роста более 20% в год, Украина не исключение.

Спрос на услуги консалтинга однозначно растет. Мы сейчас находимся на стадии подписания нового контракта по дистрибуции в России и СНГ с одним из вендоров, решения которого являются инструментами для предоставления именно таких услуг.

Информационная безопасность отличается тем, что каждый год появляется новые темы, и что-то из этого становится хитом продаж через пару лет. Сейчас ими являются DLP, Web Application Firewalls. А в числе новых интересных тем можно назвать Mobile Device Management, безопасность АСУ ТП.

Андрей Ищенко

маркетинг менеджер компании «Центр технической поддержки "Доктор Веб"»

Что происходит на рынке антивирусных решений?

На сегодня доля корпоративного сегмента составляет порядка 35%, сегмента SMB – около 15%, и 30% – розница. Также необходимо отметить популярность нашего SaaS-решения – интернет-сервиса Dr.Web AV-Desk. Благодаря этой модели поставок, абоненты многих украинских интернет-провайдеров и других компаний, предлагающих ИТ-услуги, по ежемесячной подписке получают качественную защиту от вредоносного ПО, а также от сетевых мошенничеств. Доля Dr.Web AV-Desk в наших продажах составляет 20% и мы уверены, что она будет расти. Касательно доли SMB – можно с уверенностью говорить о росте в 10% за первое полугодие.

В настоящее время, соотношение продаж между серверными продуктами и решениями для защиты рабочих станций у нас составляет 3 к 7 в пользу последних.

Что касается коммерческого потенциала сегмента защитных решений для мобильных устройств, он, безусловно, есть. На данный момент ситуация такова, что бесплатные продукты для защиты мобильных устройств пользуются широкой популярностью. Прежде всего – для платформы Android. Однако, популярность у широкой аудитории не означает, что те же крупные заказчики готовы интегрировать мобильные устройства сотрудников в общую антивирусную сеть. Ситуация такова не только для Украины, но и для других стран мира.

Как уже было сказано выше, SaaS-направление приносит порядка 20% нашего дохода. Следует также отметить, что услуга «Антивирус Dr.Web» занимает 95% украинского рынка в этом сегменте. В будущем, как мы полагаем, все больше людей, покупающих антивирус в коробке, будут переходить к подписке на антивирус. И мы надеемся на существенный рост нашей аудитории за счет этого.

Рынок консалтинга в области ИБ весьма развит в Украине. Однако следует отметить, что той же экспертизой инцидентов, связанных с заражениями или сетевыми мошенничествами, занимаются очень немногие. В нашей компании этим занимается специальный отдел, который уже накопил существенный опыт. Собственно, в нашу экспертизу вирусозависимых компьютерных инцидентов входит предварительная оценка инцидента и меры, необходимые для устранения последствий произошедшего. Затем следует экспертное исследование компьютерных и других артефактов. А также психологическая экспертиза персонала с целью выявления фактов причастности к совершению противоправных действий в отношении заказчика. И, наконец, рекомендации по построению системы антивирусной защиты.

Что касается тенденций, я бы обратил внимание на эпидемии троянцев-шифровальщиков. Если раньше они были опасны только для русскоязычных пользователей, то теперь их жертвы находятся как в Латинской Америке, так и в Северной Европе. Почему это можно назвать эпидемиями? Все дело в бот-сетях, через которые распространяются такие угрозы. В них входят миллионы компьютеров по всему миру и они продолжают расширяться.

Александр Савушкин

управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Украине, Молдове и Республике Беларусь

Что происходит на рынке антивирусных решений?

По нашим данным, рынок информационной безопасности в целом растет быстрее ИТ-рынка, так как защитные решения по-прежнему входят в базовые системы для работы предприятия. У нас по итогам 2012 г. выросли продажи как в B2C, так и в B2B сегментах. Что касается соотношения продаж продуктов для персональных пользователей и бизнеса, то тут сохраняется пропорция 50/50. Мы сейчас активно развиваем направление корпоративных решений по обеспечению ИБ, но при этом не забываем и про домашних пользователей.

После выхода нашего нового продукта Kaspersky Security для бизнеса, мы можем фокусироваться, как на Enterprise сегменте, так и на развитии в сфере SMB, подходя к каждому из сегментов с большим вниманием и учетом их особенностей. Если раньше минимальное количество ПК в корпоративных решениях было 10, то сегодня это уже пять ПК. Таким образом, даже маленькие компании теперь могут пользоваться нашими решениями для бизнеса.

Очевидно, что сейчас обычного антивируса для обеспечения безопасности уже недостаточно. В Kaspersky Security для бизнеса объединены функции по защите рабочих станций и серверов, как физических, так и виртуальных, а также мобильных устройств. Таким образом, наше решение предлагает целостный и комплексный подход к защите ИТ-инфраструктуры.

Мы сотрудничаем с рядом украинских провайдеров, предлагая наши антивирусные решения совместно с их услугами. Так, например, в январе мы начали сотрудничество с компанией «Воля», предлагая абонентам наши флагманские продукты в формате ежемесячной подписки на их использование.

Поскольку внедрением наших корпоративных продуктов занимаются партнеры, они же и предоставляют клиентам консультационные услуги. При этом «Лаборатория Касперского» активно помогает партнерам приобретать необходимые знания и навыки для предоставления консультаций посредством регулярных тренингов и мастер-классов в рамках проекта «Партнерская Академия». Кроме того, в Днепропетровске открылась первая региональная тестовая лаборатория на базе «АВЦ-Днепр», где заказчики могут протестировать решение Kaspersky Security для бизнеса.