Через аналитику к эффективности

24 октябрь, 2014 - 16:23Євген Куліков

Компании Supportio, Hewlett-Packard и Tableau, провели в Киеве конференцию по бизнес-аналитике, участие в которой приняли около 80 руководящих работников предприятий различных отраслей. Темой обсуждения стали современные аналитические системы и возможности их использования для повышения эффективности бизнеса.

Через аналитику к эффективности
Радован Дршата: «"Большие данные" позволяют компаниям быстро разрабатывать и запускать новые услуги и оперативно отслеживать изменения в предпочтениях пользователей»

«Большие данные» являются следующей ступенью развития систем бизнес-аналитики. Проводя параллели с добычей ископаемых, современные компании освоили и отчасти исчерпали потенциал роста, заложенный в технологии извлечения полезных сведений «открытым способом» и теперь переходят к более изощренным методам, а именно к обработке больших массивов слабоструктурированных данных. И если с традиционной бизнес-аналитикой большинство представителей отраслей, где ее применение дает ощутимый эффект, уже более-менее определились. Многие компании, чей бизнес связан с обслуживанием значительного числа клиентов, – торговые предприятия, финансовый сектор, телекоммуникационные и энергетические компании – уже либо используют в своей работе аналитические инструменты, либо как минимум сформировали осмысленное к ним отношение. То Big Data для многих специалистов в нашей стране пока остается terra incognita.

Познакомить своих партнеров с этой темой ближе взялись компании Supportio, Hewlett-Packard и Tableau, которые провели в Киеве конференцию с говорящим названием «Современная аналитика – залог успешного бизнеса». К участию в мероприятии были приглашены собственники и управляющие предприятий, руководители отделов маркетинга, финансовые и коммерческие директора, ИТ-специалисты. В общей сложности его посетили около 80 человек, а в выступлениях докладчиков помимо возможностей современных аналитических систем немало внимания было уделено примерам их внедрения и использования.

Сегодня сложно сказать наверняка станут ли «большие данные» очередным прорывом. Однако, некоторые специалисты не стесняясь в эпитетах называют их ни много ни мало, новой промышленной революцией эры Интернета и мобильности, которая вызовет фундаментальные социально-экономические изменения в обществе. К примеру, Радован Дршата (Radovan Dršata), руководитель направления по работе с партнерами и альянсами в Восточной и Центральной Европе компании НР, полагает, что Big Data позволяют создавать новые услуги, дающие возможность делать привычные вещи проще и удобнее, а потом быстро доносить их до значительной клиентской базы.

Не секрет, что темпы развития технологий постоянно ускоряются. Так, если телевидению чтобы охватить аудиторию в 1 млрд. человек понадобилось 40 лет, у персональных компьютеров на этой ушло 27 лет – целое поколение людей, то Android‘у понадобилось всего 7 лет. Соответственно бизнесу в подобных условиях также надо гораздо быстрее разрабатывать и внедрять новые сервисы для своих клиентов и реагировать на изменения в предпочтениях потребителей. И одним из помощников в этом призвана стать бизнес-аналитика.

В качестве примера современного подхода к делу Радован Дршата привел основанную в 2008 г. компанию Airbnb (AirBed&Breakfast), владеющую онлайн-платформой размещения и поиска краткосрочной аренды жилья. На сегодня через нее доступны около 600 тыс. вариантов поселения в примерно 200 странах мира. При этом стоимость компании оценивается в 10 млрд. долл. В то время, как сеть отелей Hyatt Hotels развивается уже без малого 60 лет, а ее капитализация на сегодня лишь приближается к 8 млрд. долл. Сервис поиска, вызова и оплаты такси Uber стартовал еще позже – в 2009 г. Но на сегодня с помощью одноименного мобильного приложения можно вызвать машину в 190 городах 45 стран, а оценка рыночной стоимости компании достигает фантастических 17 млрд. долл.

Возможностям актуальной версии аналитической платформы HP Vertica посвятил свое выступление Сердал Ютеу (Serdal Uteu), менеджер по развитию бизнеса Hewlett-Packard. Стремясь вызвать ассоциации с тяжелой спецтехникой, компания дает каждому релизу соответствующее кодовое имя – подъемный кран, скребковый экскаватор и т.д. Текущая версия имеет версию 7.1 и название Dragline. Она была анонсирована в конце мая и принесла целый ряд усовершенствований. Среди них: ускоряющая выполнение множества одновременных запросов функция Live Lookups, механизм динамического выделения ресурсов в зависимости от сложности запроса HP Dynamic Workload Management, расширенная система поддержки SQL поверх Hadoop, механизм анализа эмоциональной окраски записей Twitter и коротких текстовых сообщений, улучшенная система анализа геопространственной информации и пр. В будущем году согласно «дорожной карте» вендора планируется выпустить еще два обновления: «экскаватор» (где акцент будет сделан на технологии вычислений в оперативной памяти (in-memory), обработке многомерных массивов и анализе неструктурированных данных в текстах), а также «фронтальный погрузчик» – Frontloader.

Через аналитику к эффективности
Владимир Люлька: «Мы верим в перспективы Big Data и потому целенаправленно инвестируем в развитие компетенций в этой области»

О некоторых успешных проектах внедрения HP Vertica по миру и в Украине участникам конференции рассказал Владимир Люлька, генеральный директор Supportio. Он отметил, что его компания рассматривает «большие данные» как одно из наиболее перспективных технологий, наряду с облачными технологиями. И потому последовательно инвестирует в развитие компетенций в этой области. Объявив в начале года об открытии этого нового для себя направления деятельности Supportio уже в апреле стала первым сертифицированным партнером НР Vertica в Украине. А затем, благодаря активной работе с потенциальными клиентами, было реализовано несколько проектов, в том числе в BitBank и Union Standard Bank. И в результате уже в октябре компания получила статус HP Vertica Gold Specialist.

По словам Владимира Люльки, в Украине заказчики по сути только присматриваются к возможностям Big Data и если в соседних странах уже реализованы внедрения на десятки терабайт данных, а крупнейшие мировые проекты, например в Facebook, предполагают обработку посредством HP Vertica петабайтных массивов, то у нас в стране клиенты обычно начинают с нескольких терабайт.

Для чего же и где можно использовать «большие данные». Например, Bank Of America (США), создал на базе аналитических инструментов НР систему кредитного скоринга в реальном времени, которая позволяет выполнять оценку кредитоспособности заемщика в момент оплаты кредитной картой и при необходимости предлагать рассрочку прямо в магазине. Финансовый когломерат Credit Suisse с их помощью в четверо сократил время анализа инвестиционных рисков и теперь обрабатывает сложные агрегированные запросы по группе менее чем за секунду. Турецкий GarantiBank реализовал комплексную систему управления безопасностью, сократив время анализа соответствующих логов с часа до 30 секунд. Кроме того, интеграция с социальными сетями позволяет банку обогатить информацию пользовательских профилей. Уже упомянутая Facebook использует HP Vertica для анализа приоритетов более 12 млн. пользователей и общего потока кликов с сети, который состоит из 2 трлн. событий в сутки, а также оценки оборота и доходов рекламных кампаний и т.п.

Затем Кирилл Емко, представитель Tableau Software, партнером которой, к слову, Supportio недавно стала, рассказал о возможностях одноименной системы бизнес-аналитики с богатым инструментарием визуализации данных. Американская компания была создана в 2003 г. в стенах Стэндфордского университета. Ее штаб-квартира находится в Сиэтле (США), общее количество сотрудников превышает 1,5 тыс. человек, а клиентами является более 21 тыс. компаний. Доход в 2013 г. составил 232 млн. долл., а за первое полугодие 2014 г. – 141 млн. долл. В февральском отчете Gartner по рынку аналитических платформ она заняла лидирующие позиции.

В основе BI-платформы Tableau лежит технология VizQL, которая содержит мощные средства доступа к данным из разнородных источников и визуальные инструменты проектирования запросов, позволяющие существенно сократить время формирования наглядных отчетов.

В завершение конференции Евгений Олейник, руководитель департамента HP Autonomy в Центральной и Восточной Европе, провел демонстрацию некоторых возможностей решения анализа неструктурированных данных из различных открытых источников, включая социальные сети и онлайн СМИ.

Как отметил в своем выступлении Владимир Люлька, целью организаторов конференции было не углубление в технические особенности работы современных аналитических решений, а общение с руководящими работниками различного уровня, т.е. по сути с ключевыми пользователями подобных решений, с тем, чтобы донести до них возможности использования «больших данных» для повышения эффективности их компаний. Остается отметить, что мероприятие было организовано на высоком уровне и со своей задачей похоже справилось.