Чем привлекают пользователей CRM «облака»?

17 апрель, 2015 - 20:18Євген Куліков

В отсутствие объективных данных независимых агентств о состоянии украинского рынка CRM за 2014 г. мы обратились за комментариями к экспертам. По их оценкам общий объем продаж в прошлом году, безусловно, снизился. Однако, отмечается несколько интересных позитивных тенденций. Узнать о них Вы сможете из статьи.

Сергей Маглюй

генеральный директор компании «Ареон Консалтинг»

Чем привлекают пользователей CRM «облака»?

Сегодня CRM-системой нередко называют любое приложение, в котором собираются и хранятся персональные данные клиентов. В такой ситуации очень тяжело объективно оценить объем рынка. Единственное, что можно отметить с уверенностью – в 2014 г. украинский рынок сократился на 40-45% в сравнении с предыдущим годом.

При этом, если мы говорим о промышленных CRM-системах, их перспективы на 2015 г. выглядят достаточно оптимистично. Любой кризис – это отличная возможность быстро изменить расстановку сил, что практически исключено на стабильном рынке. И роль эффективной CRM-системы в таком процессе сложно переоценить. Компании, которые до 2014 г. успели оптимизировать себестоимость процессов и инвестировали в более эффективное взаимодействие со своими клиентами, сегодня смогут не только сохранить, но и укрепить свои позиции.

Наиболее показательной сегодня является ситуация на телекоммуникационном рынке и в банковском секторе. Распределение 3G лицензий и активное закрытие банков привели к тому, что на стагнирующих до этого рынках с высокой конкуренцией появилось большое количество «неопределившихся» клиентов, привлечение которых может существенно повлиять на изменение рыночной доли. Именно телекомы и банки больше всего инвестировали в развитие CRM в 2014 г. и тенденция сохранится в текущем периоде. Для минимизации рисков такие компании с готовностью используют отраслевые решения, основанные на лучших мировых практиках и проверенные в наших реалиях.

При этом интерес к CRM-системам определяется не размером предприятия, а, скорее, наличием большой клиентской базы или планами по ее увеличению.

По функциональности можно отметить рост интереса к CRM-решениям для корпоративного бизнеса, управлению территориями продаж и обслуживания, а также по-прежнему актуальны маркетинговые возможности для эффективного взаимодействия с клиентами.

Несмотря на то, что информации о CRM-решениях по модели SaaS с каждым годом появляется все больше, доля реальных проектов в данной сфере в Украине мала. Наибольший интерес к ним традиционно проявляют представители среднего и малого бизнеса, задачи которого могут быть решены с помощью предлагаемой стандартной функциональности. Для крупных игроков CRM-проекты, как правило, связаны с большим количеством интеграционных работ и определенной доработкой существующих возможностей, что пока не могут предложить в надлежащей мере поставщики SaaS-решений.

Кирилл Руднев

директор по продажам SMART business

Чем привлекают пользователей CRM «облака»?

Объем отечественного рынка CRM в деньгах мне сложно назвать. Слишком много разных событий происходит. Думаю в целом объем рынка несколько уменьшился. Потому что большинство новых сделок заключается на облачные версии. По крайней мере, мы это видим по Microsoft. И схожие данные я получал по другим вендорам. У нас сейчас более половины новых клиентов выбирают облачное размещение, а не покупку лицензий на свои серверы. Поэтому на прежний объем мы выйдем, наверное, года через три-четыре. Дело в том, что если раньше пользователям приходилось покупать лицензию, а это десятки тысяч долларов, то сейчас они просто платят погодичную аренду.

Возросшая популярность облачного размещения связанна с тем, что при таком подходе существенно снижается граница входа во владение системой. Если раньше, условно говоря, с 20 тыс. долл. об этом нечего было даже думать, то сейчас с тремя тысячами вполне реально запуститься и работать и начать получать выгоду. А дальше уже принимать решение о развитии.

Нередки случаи, когда компании в результате решают перейти на свои серверы. Особенно это касается динамично растущих компаний. Для сравнения, облако ориентировочно стоит $65 за пользователя в месяц, а если покупать, то около 1 тыс. долл. Т.е., грубо говоря, система окупается примерно за 20 месяцев. Поэтому если компания уже четко определилась с долгосрочным использованием, то возможно ей имеет смысл развернуть все у себя. С другой стороны, облако обновляется автоматически. А обновление решения on-premises придется делать самостоятельно. Плюс со временем потребуется модернизация оборудования и т.п. Поэтому на старте облако существенно выгоднее и в долгосрочной перспективе точно не дороже. В среднесрочной перспективе on-premises может быть выгоднее. По сути, только когда речь идет о крупном внедрении на сотни пользователей, облако может выходить дороже.

В текущем году мы ожидаем роста на 30-40%. Активность потенциальных клиентов значительно выросла. Новые запросы поступают буквально ежедневно. Конечно, конверсия пока не очень хорошая – количество сделок растет меньшими темпами. Однако, даже в нынешние неспокойные времена по несколько новых клиентов в месяц мы получаем.

При этом речь идет о самых разных отраслях. Для примера, у нас сейчас идут проекты в школе и в аудиторской компании. Но в нашем случае номер один – сфера профессиональных услуг, номер два – дистрибуция. В плане масштаба предприятий – это в основном малый и средний бизнес. Подразумеваются проекты с количеством пользователей CRM от пяти до пятидесяти.

Хотелось бы отдельно отметить, что сейчас четко стала просматриваться тенденция когда большинство заказчиков готовы стартовать со стандартной функциональностью и только после использования системы на протяжении 3-5 месяцев принимается решение о необходимости модификации. В то время, как раньше практически всегда начиналось сразу с разработки каких-то индивидуальных решений. Сейчас клиенты к этому подходят гораздо более взвешенно. В том числе потому, что это влияет и на скорость запуска и на его стоимость.

Катерина Костерева

управляющий партнер группы компаний Terrasoft

Чем привлекают пользователей CRM «облака»?

Дать корректную оценку объему украинского рынка CRM сложно в силу того, что открытой информации о реализованных проектах не так много. Безусловно, из-за спада экономической активности, в абсолютных величинах объем рынка уменьшился. В то же время, показатели нашей компании по динамике роста как потенциальных, так и существующих клиентов улучшаются.

Следует учитывать, что на развитие рынка CRM влияют не столько макроэкономические факторы, сколько потребность и желание компаний внедрять новые инструменты для сокращения затрат, улучшения эффективности работы с клиентами и повышения отдачи от инвестиций.

Фокус ИТ-рынка перемещается на облачные технологии, которые не требуют значительных затрат на содержание ИТ-инфраструктуры и освобождают компанию от огромного количества организационных вопросов, что обеспечивает быстрый старт работы и низкий «порог входа».

Готовые процессы для маркетинга, продаж и сервиса – тренд, который будет активно развиваться в ближайшее время. Главное их преимущество – симбиоз проверенного мировой практикой алгоритма работы с клиентом и возможность быстрой адаптации под особенности, правила и конкурентов на рынке, – по сути, идеальная стратегия развития в условиях экономической турбулентности.

В нашей линейке продуктов bpm’online есть различные пакеты, возможности которых покрывают потребности бизнеса с количеством сотрудников от пяти человек до нескольких тысяч. Большой популярностью пользуются наши отраслевые вертикальные продукты для e-commerce, банков, агентств недвижимости. Например, наш проект с Rozetka.ua покрывает процессы как клиентского сервиса, так и автоматизацию продаж. Наша стратегия на ближайший год – создание интеллектуальных процессов с элементами BI. Когда система сама, опираясь на полученные путем анализа клиентского поведения знания и опыт, рекомендует пользователям процессы и пошагово ведет их по этапам к конкретной цели. В синергии BPM с элементами BI и прикладного CRM-функционала мы видим наибольшие перспективы.

Значительная часть наших продаж уже сейчас происходит по модели SaaS – все больше клиентов предпочитают работать с облаком. Спрос стабильно повышается и мировая статистика говорит о том, что он продолжит расти на 20-30% ежегодно.

Если говорить о факторах, влияющих на выбор облачных продуктов, то все зависит от сферы деятельности клиента. Например, банки предпочитают размещать систему на собственном оборудовании, в то время как малый бизнес почти весь в облаке. В целом статистика такова: малый бизнес – 90% в облаке, средний бизнес – 50%, крупный – до 20% заказчиков работают через облако, все остальные – пока on-site.

Главное – обеспечить безопасность данных и удобство работы в облаке. Наш стратегический партнер – Amazon – соответственно, он обеспечивает полную безопасность данных наших клиентов и доступ к приложениям на платформе bpm’online 24х7 из любой точки мира.