CG-Событие-2006

9 октябрь, 2006 - 15:29Артем Юрченко

«Главное событие года в области компьютерной графики и 3D-технологий» – столь громким заявлением сопровождалась информационная кампания конференции CG-Event-2006. Забегая вперед, необходимо отметить, что прошедший в Москве в середине сентября форум полностью подтвердил его корректность.

CG-Событие-2006

Идея организации специализированного мероприятия для неуклонно растущей армии сторонников визуальных технологий обсуждалась достаточно давно. К сожалению, периодически материализуясь в виде фестивалей «Аниграф» и Pixel, подобные начинания не получали серьезного продолжения и со временем канули в Лету. Этим во многом и объясняется заметная доля скепсиса при появлении информации об очередном громком проекте. Впрочем, по мере приближения даты официального открытия от недоверия не осталось и следа. Отличным доказательством тому можно считать залы московского Центра международной торговли, которые, несмотря на большие площади, так и не смогли вместить всех желающих посетить целый ряд мероприятий.

Первым ярким эпизодом конференции стал доклад специально приглашенного гостя. В этой роли выступил Сергей Невшупов – талантливый русский дизайнер, уже давно работающий в студии спецэффектов Weta Digital. Это новозеландское детище Питера Джексона оставило неизгладимый след в VFX-истории благодаря огромному объему работ для трилогии «Властелин Колец» и фильма «Кинг-Конг». Собственно, выступление г-на Невшупова было в основном посвящено именно этим лентам. Наиболее ярким получился рассказ о моделировании образа Горлума и других фантастических персонажей саги Толкиена. Не менее захватывающим оказалось и подробное описание технологического процесса по воссозданию атмосферы Нью-Йорка 30-х годов прошлого столетия для «Короля обезьян». Безусловно, во время раунда вопросов и ответов особый интерес слушателей вызвал универсальный рецепт от Невшупова «Как получить работу в студии с мировым именем». По мнению докладчика, предпринимать для этого что-либо сверхъестественное нет необходимости. Для начала достаточно лишь подготовить собственное портфолио и разослать его в VFX-мастерские. Интерес к специалистам визуальной сферы сегодня довольно велик, хотя многое, конечно, зависит от квалификации соискателя.

CG-Событие-2006
До официального открытия CG-Event остаются считаные минуты...

Сергей Цыпцын – один из главных вдохновителей CG-Event и по совместительству ведущий специалист по Maya на постсоветском пространстве, поделился собственными впечатлениями от августовской поездки в Мекку визуальных технологий – на выставку-конференцию Siggraph 2006.

Как и следовало ожидать, самой горячей новостью прошедшего лета стал выпуск обновленных версий пакетов 3ds max и Maya, отныне принадлежащих компании Autodesk. Однако если о первом пакете в Москве упоминалось мало, то редактору, ранее носившему приставку Alias, повезло значительно больше. В рамках инициативы «Наша Maya» Михаил Бажуткин, ведущий аниматор студии Ulitka Postproduction, познакомил собравшихся с собственными успехами на ниве усовершенствования стандартного инструментария пакета. Первый из представленных продуктов – ikComplexSolver – призван облегчить работу по характерной анимации моделей путем тонкой настройки скелета через его IK-привязки, локаторы, ограничения. Другой подключаемый модуль – flashSelector – предоставляет чрезвычайно комфортную среду для быстрого и удобного управления базовыми параметрами персонажей. Еще один активист Maya-движения – Егор Чащин – подробно остановился на преимуществах интерактивного управления освещением сцен при визуализации в Maya с применением механизма рендеринга PRman.

CG-Событие-2006
...Поехали!

Ведущий режиссер Bazelevs Production Дмитрий Киселев поделился передовым опытом в части оперативной организации технологического киноконвейера путем распределения работ по созданию насыщенных спецэффектами сцен между несколькими независимыми студиями. По его мнению, при четкой координации действий всех вовлеченных в проект рабочих единиц подобное решение не только сокращает время на производство, но и существенно снижает связанные с этим затраты. В качестве примера была приведена кинолента «Ночной Дозор». Весьма приятно, что одним из главных звеньев процесса изготовления эпизодов была украинская студия Terminal FX.

На примере короткометражного анимационного фильма собственного производства Smokkaz специалисты из студии «Луноход» поделились несколькими вариантами решения проблем по оптимизации и ускорению фотореалистичного рендеринга. Одним из самых действенных способов стало создание уникальной системы освещения, работающей в режиме реального времени и исключающей длительную визуализацию сцен с измененными параметрами освещения или шейдерами. Помимо этого, еще один алгоритм «Лунохода» позволяет оперативно вычислять полученные трассировкой лучей размытые тени. Причем ускорение может быть выше в десять и более раз. Не меньшую экономию времени при производстве Smokkaz обеспечило приложение для потокового просчета массива рабочих файлов по локальной сети.

CG-Событие-2006
Мастер-классы стали неотъемлемой частью графического форума. Один из наиболее популярных – «Портрет с натуры» – был посвящен технике классического рисунка

Вопреки ожиданиям в докладе представителя Autodesk Ричарда Моравца (специально ради CG-Event покинувшего параллельно проходившую в Амстердаме вещательную конференцию IBC) в большей степени были затронуты проблемы нелегального использования продукции этого бренда, отчего аудитория слегка приуныла. Впрочем, наметившийся вакуум был восполнен главным партнером конференции – AMD. Выступивший вслед за г-ном Моравцом руководитель российского представительства компании Александр Беленький приподнял завесу таинственности над намеченным на середину следующего года выходом в свет четырехъядерных процессоров и их применением в предлагаемых на рынке серверных решениях. Не была забыта и актуальная тема поглощения графического гиганта ATI, открывающего AMD дорогу на рынок графики класса high-end.

«Что и говорить, программа докладов выдалась весьма сбалансированной, – констатировал известный 3D-виртуоз Владимир Забелин. – Интерес аудитории к происходящему почти всегда был высоким. Во многом это связано с тем, что все выступления были, что называется, «из первых уст», т. е. принадлежали профессионалам высокого уровня из числа руководителей проектов, арт-директоров, ведущих супервайзеров».

CG-Событие-2006
Очередные шедевры мировой VFX-индустрии уже на подходе

Финальным аккордом официальной части конференции стал круглый стол, собравший лидеров индустрий кино и спецэффектов. Как оказалось, в отношениях двух взаимодополняющих направлений по-прежнему остается множество подводных камней, связанных с несогласованностью действий между режиссерами и супервайзерами по спецэффектам.

Завершая рассказ о CG-Event-2006, необходимо отметить, что всем сожалеющим о пропущенном действе читателям из числа сторонников цифрового искусства огорчаться не стоит – в скором времени ожидается презентация официального DVD этого события. По заверениям организаторов, в него войдут наиболее популярные мастер-классы и выступления специалистов. Точная информация о сроках выпуска и заказе дисков будет доступна на сайте. Здесь же предполагается анонсировать и дату очередного CG-форума – в том, что он состоится, сомневаться почти не приходится.