Box, Google и то, чего еще нет

7 май, 2015 - 09:15Александр Черников

Недавно состоялось первое после выхода на IPO довольно крупное мероприятие известной своим облачным хранилищем компании Box. В один день, без особой помпы и с очень малым количеством постпубликаций − вплоть до того, что сайте самой Box найти ничего путного невозможно. Тем не менее, эта конференция была связана с весьма и весьма интересным и революционным анонсом.

Box, Google и то, чего еще нет

Этот небольшой ролик разместил у себя ресурс Fortune

Речь пойдет о машинном обучении (Machine Learning). Его сегодня называют следующим витком развития облачных технологий. И Microsoft, и Amazon Web Services (AWS), и IBM − все они показали свои стартовые проекты, в которых предусмотрено использование больших данных для более точных, интеллектуальных предсказаний.

Ежегодная конференция boxdev15, прошедшая в Сан-Франциско 22 апреля 2015 г., началась с «беседы у комелька» (fireside chat) «облачного вундеркинда», соучредителя и CEO компании Box Аарона Леви (Aaron Levie) и одного из «взрослых зубров» IT-индустрии, исполнительного председателя Google (Google’s Executive Chairman) Эрика Шмидта (Eric Schmidt).

Эта беседа не задавала тематику и тон всему мероприятию и прошла как бы между прочим, − между завтраком и ключевой презентацией. Леви туманно сказал только, что «это наш шанс говорить о будущем нашей платформы и изучить лучшие методы по опыту людей, прошедших через это».

Почему Леви пригласил Шмидта для душевного разговора при 2400 свидетелях и почему исключительно занятый Шмидт принял это приглашение?

Прежде всего, 22 января 2015 г. Box вышла на IPO и выручила за акции ни много ни мало 175 млн. долл. В последующие три месяца, вплоть до сегодняшнего дня курс акций был стабильным. Затем следует отметить, что Box − компания, продающая исключительно облачные услуги. Третье − имеется хорошая перспектива использования Box как площадки для обкатывания новых технологий Google. Вот об этом, если отбросить разную маркетинговую шелуху, собственно, и говорил Шмидт всему миру, − в лице своего 29-летнего собеседника.

Box, Google и то, чего еще нет

Шмидт был безупречно корректен и ничего не утверждал наверняка

Шмидт отметил, что большинство отраслей промышленности, связанных с потребительским миром, было успешно построено только потому, что «у предприятий были небезразличные, активные и опытные клиенты, с проблемами, которые должны были решаться в режиме реального времени».

Затем он сказал, что наиболее готовыми к инновациям в ближайшие годы являются Machine Learning и Smart Technology. «Мы пытаемся делать вещи, которые, вероятно, дадут большую отдачу лет через пять-десять, после соответствующей обкатки, − сказал Шмидт.

Machine Learning и Smart Technology

Я далек от того, чтобы в данном контексте описывать принципы машинного обучения. Для начального знакомства подходит, например, обширная и толковая статья в Википедии.

Box, Google и то, чего еще нет

Вот такими глупыми картинками в основном иллюстрируется сегодня Machine Learning

Что же касается «умных технологий», то здесь даже сам предмет пока достаточно темен. Уже первые две страницы гугления по ключу «Smart Technology» выбрасывают вам Smart Home, Smart Watch, Smart Collaboration, Smart Gadgets, Smart Car, Smart Cities… Бог знает, что еще там дальше. Это уже, извините, примерно как «Поющие Трусы».

Box, Google и то, чего еще нет

Ни на йоту не лучше пока положение с пониманием Smart Technologies. Типичная иллюстрация из той же Google, которая занимается этими самыми «умными технологиями». Ну, всему свое время…

Если серьезно, то в контексте машинного обучения, о котором говорил Шмидт, для понимания современного смысла «умных технологий», в первом приближении, возможно, подойдет содержание журнала (точнее, ежеквартального сборника научных работ) «International Journal of Smart Technology and Learning» (IJSmartTL), редактируемого в Великобритании независимым издателем «Inderscience».

Вот что его главный редактор, профессор East China Normal University (China) Xiaoqing Gu, считает относящимся к предмету. Я попытался было перевести этот список, но очень быстро пришел к выводу, что нужно оставить его на языке оригинала во избежание последующей путаницы, поскольку аналогичные эквиваленты в русском языке еще не устоялись.

Smart Technology

– Smart technology trends in education, e.g. cloud computing, wearable technology, mobile/game-based learning, open content, etc.
– Design and development of learning environments using various smart technologies
– Evaluation of smart technology-based learning environments
– Influence of different smart technology-based learning environments on learning, achievement and motivation

Smart Learning

– Various learning strategies supporting smart learning: formal/informal, personalised, adaptive, social, self-directed etc.
– Understanding smart learning processes
– Applications of learning analytics and educational data mining
– Role of monitoring and assessment in smart technology-based learning
– Effectiveness of different types of monitoring approaches, assessment and evaluation

Smart Teaching

– Pedagogical frameworks for integrating smart technology into learning environments
– Role of learning sciences, educational psychology and instructional theory in smart teaching
– Role of teachers in smart technology-based learning
– Challenges and barriers teachers face when adopting smart emerging technologies
– Models/frameworks that guide the professional development of smart teachers

Что хотел сказать Шмидт

Так вот, Шмидт хотел сказать, что сегодня главным направлением R&D в Google является в основном разработка методов машинного обучения (прежде всего для собственной поисковой структуры). Три технологии, которым уделяется наибольшее внимание, следующие.

– Voice recognition. В этой области, согласно Шмидту, Google выполнила много новаторской работы, «даже при том, что пока все сливки снимает Siri»;

– Image recognition. Эта технология должна позволить Google размещать изображения согласно определенным «intelligent categories»;

– Machine learning. Основная задача − научиться узнавать по запросам все больше и больше о каждом из своих пользователей, накапливать знания в течение долгого времени и выдавать максимально персонифицированные результаты поиска.

После этого, согласно Шмидту, Google сможет предложить клиентам совершенно новые, «неотразимые» продукты. Вот теперь совершенно несложно понять, каким боком эта работа может быть взаимно интересна и Google, и Box с ее действительно отличными технологиями размещения и хранения больших массивов информации (читай − «больших данных») в облачных структурах.