Большие ожидания и маленькие революции

11 декабрь, 2002 - 00:00Владимир Исаев
Довольно часто приходится читать и слышать о появлении в научных лабораториях новых технологий, способных перевернуть сложившиеся представления о формировании изображения. Каждая из них в той или иной степени близка к промышленной реализации, но к серийному производству даже наиболее подготовленных для этого решений приступят, по всей видимости, еще нескоро. Главный вопрос остается без ответа: какая из новых концепций сможет достойно конкурировать с разработками, которые используются уже сегодня, к примеру CRT, LCD и PDP?
Из всех альтернатив наиболее близкой к промышленной реализации считается OLED -- Organic Light Emitting Display. Уровень технологичности и динамичное развитие в течение двух последних лет заставили многих экспертов серьезно рассматривать ее как наиболее подходящую в контексте вопроса, прозвучавшего во вступлении к статье. В частности, DisplaySearch, специализирующаяся на исследованиях рынка систем отображения, прогнозирует рост мировых объемов продаж OLED до 3 млрд. долл. в 2006 году, что составит 4% всего сектора FPD (Flat Panel Displays).

Большие ожидания и маленькие революции
Возможно, такие коммуникаторы от Sanyo-Sprint появятся уже в 2003 году
За 13 лет, прошедших с момента первого официального представления OLED учеными Кембриджского университета, немало компаний, традиционно занимающихся технологиями отображения, увидели для себя перспективы в новой нише. Однако до сих пор существенную роль в развитии OLED играют те, кто стоял у ее истоков. В эту группу входят CDT (Cambridge Display Technologies), UDC (Universal Display Corporation) и Kodak.

Естественное желание оптимизировать инвестиции приводит к появлению альянсов по примеру производителей LCD-матриц. Такое сотрудничество пока ориентировано на "разведку боем" -- создание прототипов законченных решений наряду с демонстрацией технологического потенциала.

Многообещающими альянсами, уже представившими конкретные результаты исследований в виде реальных OLED-модулей, считаются Eastmen Kodak-Sanyo (SK Display), Samsung-NEC (SMND), Seiko-Epson-CDT, Toshiba-Matsushita (TMDisplay) и Philips-DuPont. Samsung SDI, кстати, продолжает самостоятельные разработки дисплеев с активными OLED-матрицами.

В борьбу за долю "OLED-пирога" включились и другие крупные производители, такие, как Sony, Hitachi и даже Xerox.

Нынешняя ситуация очень напоминает развитие плазменных панелей в прошлом -- концептуально похожая технология (те же ячейки, заполненные реагирующим на приложенное напряжение составом) и "пилотные" дисплеи с малой диагональю. Технология PDP, однако, изначально была ориентирована на применение в крупногабаритных системах отображения из-за больших размеров пиксела, поэтому до первого коммерческого продукта она шла почти 30 лет. OLED в этом смысле уже сейчас близка к состоянию промышленной реализации. Основной причиной, мешающей этому, остается короткий срок службы активно-матричных OLED-дисплеев. Для коммерческого продукта необходимы разработки, способные обеспечивать яркость и контрастность в течение не менее 10 тыс. час. Пока же реальный предел составляет 3800 часов -- результат, которого удалось достичь исследователям UDC. Заявления Xerox о достижении рекорда в 40 тыс. часов кажутся, по меньшей мере, непроверенными, и сам производитель этого не отрицает.

Если не принимать во внимание постоянные анонсы прототипов OLED-дисплеев для мобильных телефонов, PDA или ноутбуков, рынок пока увидел очень мало собственно конечных продуктов, которые можно было бы рассматривать в качестве отправной точки для дальнейшего совершенствования.

Большие ожидания и маленькие революции
Универсальный CD/CD-RW/MP3/тюнер Pioneer с OLED-дисплеем 128 x 33 пиксела
Одной из немногих компаний, продвигающих OLED "в массы" уже сейчас, является Pioneer Electronics, выпустившая несколько моделей автомобильных CD- и MP3-тюнеров с пассивно-матричными OLED-дисплеями, отображающими различные графические варианты эквалайзера и заставок, а также трехмерные анимационные ролики, правда, пока все это в одном цвете.

Первый шаг навстречу пользователям сделала и Samsung, представив в июле текущего года прототип мобильного телефона с цветным экраном PHOLED (Phosphorescent OLED) от UDC. Сразу после этого о выпуске нового продукта заявила Sanyo. Вместе с американским оператором мобильной связи Sprint компания разработала мобильный телефон с 2,5-дюймовым полноцветным OLED-дисплеем. Причем его серийное производство партнеры обещают начать уже в следующем году.

SK Display на выставке CEATEC Japan 2002 показала прототип 15-дюймового OLED-монитора с разрешением 1280 x 720 пикселов и поддержкой 262144 цветов, а немногим раньше Sony продемонстрировала возможности портативного ПК с 13-дюймовым экраном на основе этой технологии.

Принимая во внимание все вышесказанное о пока небольшом количестве устройств для конечного пользователя, особый интерес вызывают маленькие технологические революции в сфере выпуска OLED-матриц. Разработки, направленные на снижение себестоимости их изготовления, одна за другой приближают технологию к реальному воплощению. В июне этого года AU Optronics объявила об изобретении более дешевого способа производства полноцветных OLED-матриц на базе совмещенных технологий a-Si (аморфный кремний) и TFT вместо нынешней низкотемпературной p-Si-основы. Сразу вслед за ней альянс Seiko--Epson--CDT представил промышленные струйные принтеры для создания матриц. Партнеры планируют не только использовать их для производства собственных дисплеев, но и продавать оборудование и расходные материалы другим компаниям.

И все-таки какой же вывод напрашивается? В ближайшие 5--7 лет OLED вряд ли будет серьезно рассматриваться в качестве альтернативы LCD и тем более PDP. На сегодняшний день в результате экспериментов появилось огромное число вариантов реализации OLED, и каждый из них может претендовать на роль индустриального стандарта. Продолжающийся поиск решений, способных повысить качество устройств и сократить издержки на производство, не исключает вероятности появления в обозримом будущем и какого-то совершенно нового варианта OLED. В конечном счете коммерческая реализация технологии может стать возможной именно благодаря такой разработке.