Более глубокий взгляд на «New Google»

2 сентябрь, 2015 - 12:01Александр Черников

Google будет существенно урезана и станет частью холдинга Alphabet. Новая структура будет включать довольно много компаний и стартапов, которые займутся проектами в самых различных областях. Так что же, собственно, произошло, и что ожидается? Попробуем разобраться объективно.

Более глубокий взгляд на «New Google»

После того, как в понедельник, 10 августа, в официальном блоге Google появилось «послание Ларри Пейджа к народу» (более прозаическое определение трудно и подобрать), западная пресса буквально взорвалась, подняв большую волну публикаций.

Как это часто бывает при недостатке информации и ограниченном понимании стремлений самой компании, многие статьи и блоги нафантазировали множество различных версий, предположений, спекуляций и тому подобного пресс-мусора.

Только спустя две недели начали появляться взвешенные и обдуманные публикации специалистов высокого класса, которые не опровергали и даже вообще не обращали внимания на все, что было написано ранее журналистами. Данная статья основывается именно на таком объективном аналитическом материале и старается избегать всякой сенсационности.

Что не стоит обсуждать

Не особенно углубляясь в традиционное для многих ресурсов смакование событий и выстраивание всяческих версий, очень кратко опишем то, на что НЕ стоит обращать внимания.

– На рассказы о новой структуре Alphabet – они все основаны на единственном источнике – блоге Ларри Пейджа от 10 августа (см. ниже);

Более глубокий взгляд на «New Google»

Типичная структура холдинга. Ничего особенного. Зато, по крайней мере, Nest с ее термостатами, Fiber с гигабитным оптоволоконным Интернетом в каждом городке США и Google X с самоуправляемыми автомобилями уже практически готовы для перехода из исследовательской в коммерческую стадию. Однако подробное описание каждого из проектов, вошедших в новую структуру, заслуживает отдельной публикации и наверняка статьи о них появятся в мировой прессе уже в ближайшее время

Более глубокий взгляд на «New Google»

Ну а такая схема должна окончательно устранить все недомолвки. Изменения вовсе не такие уж кардинальные, как может показаться

Более глубокий взгляд на «New Google»

Не стоит также тратить время на изучение нового сайта компании (там все равно пока ничего нет), на происхождение домена .xyz и на то, чтобы выяснить, во сколько он обходится Google

Более глубокий взгляд на «New Google»

Ну а это, собственно, сам «алфавит» Google, где каждой букве соответствует та или иная технология, которая будет выносится в отдельную компанию холдинга

– На параллели с зарегистрированным немецкой BMW сайтом Alphabet и толки о перекупке его доменного имени;

– На разговоры о том, как именно будет урезана нынешняя Google, что от нее останется и какие функции она будет выполнять;

– На кривотолки о том, почему именно Сандар Пичаи (Sundar Pichai) станет новым СЕО Google и почему и куда перемещается Ларри Пейдж;

Более глубокий взгляд на «New Google»

О том, кто такой Сандар Пичаи, сколько ему лет, почему он еще мальчиком перебрался в США и что он сделал за 11 лет работы в Google, лучше говорить отдельно, – но это уж точно выходит за рамки данной статьи

– На кривотолки о том, чем теперь станут заниматься Ларри Пейдж и Сергей Брин, устранившись от непосредственного руководства Google, и о том, не хотят ли они теперь просто почивать на своих миллиардных лаврах;

Более глубокий взгляд на «New Google»

Пришло ли время отдохнуть? Вряд ли. Такая захватывающе интересная жизнь, как у Брина и Пейджа просто не даст сделать это. Да они и не захотят

И на другие тому подобные вещи, которые интересны только потому, что «горячи», понятны большинству читателей, и забываются на следующий же день.

Мы же обратимся к мнениям серьезных аналитиков и обозревателей, которые представили свои материалы в основном в течение последней недели на таких ресурсах, как американские CNN Money, The Guardian, Fortune, The New Yorker, Financial Times, Business News, британская The Telegraph и им подобных.

Реструктуризация: причины и последствия

Изменения в корпоративной структуре Google говорят, прежде всего, о ее стремлении к рискованным инновациям и одновременно о желании в какой-то степени застраховать себя от возможных неудач.

Журналисты раскопали, что в свое время Стив Джобс сказал Ларри Пейджу, что «Apple пыталась сделать слишком многое». Очевидно, что эта не очень сложная мысль глубоко запала в душу Пейджу. Позже, в интервью Financial Times он как бы дал ответ уже покойному тогда Джобсу, сказав: «Мне кажется преступлением, если мы просто делаем те же самые вещи, что и прежде, и не делаем постоянно что-то новое».

Все же Пейдж признал, что Джобс был прав в одном смысле: можно управлять определенным количеством проектов до тех пор, пока слишком многие из них не потеряются при совершенствовании структуры компании.

Желание Google сегодня – делать новые вещи независимо от того, насколько они кажутся странными и не связанными с основным бизнесом Google (поиском информации и рекламой), и при этом иметь способ управлять новыми проектами вплоть до их коммерческой реализации.

Сегодня серьезные эксперты и аналитики объясняют неожиданный почти для всех пост Пейджа (собравший на сегодня более 3,3 тыс. комментариев) следующим образом. По сути, это – небольшая программная декларация под названием «G is for Google», которая коренным образом изменяет бизнес-модель Google в силу создания холдинговой компании под названием Alphabet.

Этот прием должен отделить прибыльные, связанные с рекламой подразделения Google, включая мобильное ПО для Android и видео-сайт YouTube, от перспективных проектов компании – самоуправляемых автомобилей, продления жизни людей, воздушных шаров для доступа в интернет, домашних устройств автоматики семейства Nest и других. Каждое направление, согласно Пейджу, будет развиваться самостоятельными компаниями-филиалами.

Более глубокий взгляд на «New Google»

Инициатива Google была хорошо воспринята инвесторами и биржей (более чем 5%-ный рост стоимости акций сразу после появления послания Пейджа). Однако при этом оговаривается, что это «просто первый шаг к достижению давнишней цели компании – обеспечить Google долгосрочный успех и сделать мир лучше»

С точки зрения экспертов, холдинг Alphabet в целом будет успешным только в том случае, если достаточно успешными окажутся новые проекты и развивающие их дочерние предприятия, – настолько успешными, что они могли бы в конечном счете стать самостоятельными компаниями. Новая корпоративная структура, в принципе, позволяет это, но, конечно, не гарантирует окончательного успеха.

Во-первых, важно рассеять предположение, что Пейдж и соучредитель компании Сергей Брин создали что-то вроде Berkshire Hathaway для Интернета, более современную версию этого известного огромного конгломерата Уоррена Баффетта (Warren Buffett). Это тем более важно, что целый ряд обозревателей в своих статьях уже успели провести такое сравнение.

У новой структуры Google если и есть некоторые исторические прецеденты (как в области технологических компаний, так и в других отраслях), то достаточно формальные и устаревшие на сегодня. Майкл Кусумано (Michael A. Cusumano), преподаватель MIT Sloan School of Management прямо говорит, что «это сравнение просто глупо».

Баффетт вкладывает капитал в существующие, но недооцененные компании. Это – прямая противоположность стиля Alphabet, который направлен на рисковые новые предприятия. Самым ярким примером здесь является Calico (California Life Company), которая хочет так или иначе бороться со старением людей.

Кусумано вторит Дэвид Б. Йоффи (David B. Yoffie) профессор администрирования международного бизнеса Harvard Business School: «Если Пейдж и Брин попытаются управлять Alphabet как «обновленным Berkshire Hathaway» (или даже холдингом типа General Electric, более сосредоточенным на технологиях), то они столкнутся с существенными проблемами. Ими управляют совершенно иначе, из уже успешных технологических компаний. Вообще, в техническом мире очень трудно иметь хорошо сгруппированную и постоянно успешную структуру».

Даже наиболее близкими Google по духу конгломератами, – Samsung, Microsoft, IBM, Hewlett Packard, – трудно управлять. Еще труднее извлечь прибыль из новых продуктов и услуг. Традиционные метрики возврата инвестиций, такие как поток наличности (cash flow) не могут быть корректно применены к появляющимся технологиям. Поэтому новые компании всегда склонны к коротким циклам управления и использования ресурсов.

В названии Alphabet скрыт еще один смысл – «alpha-beta». Это – финансовые понятия, связанные с рисковыми инвестициями. В контексте указанного выше послания Пейджа это уже в самом названии холдинга утверждает стремление получить отдачу от своих проектов выше стандартного значения.

Более глубокий взгляд на «New Google»

Выбор времени реорганизации Google фактически указывает на то, что, по крайней мере, часть из перспективных проектов уже ближе к коммерциализации, чем это кажется большинству людей. Но посмотрите, сколько новых проектов накупила Google с января 2013 г. по настоящее время. Очевидно, что они также должны быть классифицированы и структурированы

Nest, которая была приобретена в январе 2014 г., уже отгружает свои «умные» домашние термостаты и дымовые пожарные сигнализации. Самоуправляемый автомобиль Google, по отзывам, работает уже вполне приемлемо, даже при том, что еще не очевидно, каким бизнесом это направление могло бы стать. Project Loon уже также выходит за рамки чисто научной разработки.

«Точка риска» пройдена Google уже по крайней мере для полудюжины ее новых технологий, и в ее портфеле уже сегодня есть два-три реальных коммерческих проекта, – как принято говорить в компании, «Googles».

Однако выгода от большего количества внимания, уделяемого каждому новому проекту или бизнесу, будет в конечном счете видна только в том случае, если некоторые из них смогут стать независимыми фирмами, – а, другие, неуспешные, будут вовремя закрыты.

В целом набор перспективных разработок Google все еще характеризуется как «a crazy portfolio». Это – одна из главных причин того, что он в некоторый момент должен быть расколот на более рациональные части.

Те части, которые действительно могут стать независимыми компаниями в разумно ближайшее время, уже должны выходить из «большой технологической песочницы» (big technology sandbox) Брина и Пейджа, и работать в основном над тем, чтобы стать прибыльными.

Более глубокий взгляд на «New Google»

Для полноты картины – перестановки в руководстве при образовании холдинга Alphabet

Все только начинается

Как метко выразился один из аналитиков, «Инвесторы хотят видеть результаты работы своих денег еще до того, как они сами умрут от старости».

В любом случае такая решительная перестройка структуры поворачивает Google/ Alphabet на путь, который трудно будет изменить в будущем, если он не сработает, – потому что это больше, чем просто стремление сообщать о финансовых результатах Google и ее «альфа-бетов» раздельно.

Эта инициатива накладывает на новый холдинг определенные, довольно жесткие обязательства и делает его менее гибким в долгосрочной перспективе. Так что Пейдж и Брин, в определенном смысле, также сделали ставку (bet) на Alphabet, от которой уже не могут отказаться.