Блицопрос. Растут ли продажи оригинальных картриджей?

9 апрель, 2007 - 23:00Євген Куліков

Лев Толмачев

директор компании «УТТК»

Усредненная оценка для лазерной техники в денежном выражении выглядит следующим образом: 30% – оригинальные расходные материалы, 70% – совместимые, перезаправленные и восстановленные картриджи. Для струйной техники – от 20 до 40% оригинальные, и от 60 до 80% – совместимые (колебания зависят от производителя, а точнее от используемой им технологии печати). Для матричных принтеров стараниями местных компаний рынок фирменных материалов практически сведен на нет, за исключением, может быть, высокотехнологичных устройств. Ведь средняя стоимость совместимого картриджа часто в 10–15 раз меньше.

Кардинально ситуация за последний год не изменилась. Можно говорить о появлении совместимых продуктов, ранее не предлагающихся в связи с высокими технологическими затратами на их изготовление. Или о некоторых трудностях при разработке этих материалов для новых печатающих устройств отдельных производителей. Однако, как бы там ни было, но серьезные перемены могут произойти только в том случае, если разрыв в цене между оригинальными и совместимыми картриджами сократится, и значительно.

Соотношение цены и качества перезаправленной «расходки» по-прежнему будет поддерживать этот рынок на хорошем уровне. Единственная тенденция, на мой взгляд имеющая место, – это появление все большего числа малых компаний, успешно конкурирующих с крупными игроками, особенно в сегменте SOHO. А вот рынок регенерации картриджей для лазерной печати может несколько уменьшиться за счет выхода новых совместимых моделей, которые будут незначительно отличаться по стоимости от восстановленных.

Наша оценкасегмента оригинальных расходных материалов такова – общий объем 45–50 млн долл. (за исключением продуктов для копировальной техники). Рост вторичного рынка оценивать трудно, однако мы предполагаем, что в 2007 г. он составит 25–30%.

Петр Будаев

директор по маркетингу группы компаний «В.М.»

По нашим данным, соотношение продаж оригинальные/совместимые расходные материалы для принтеров в штучном выражении составляет: для лазерных – 35/65, струйных – 20/80, матричных – 5/95, в сегменте устройств термопечати – 10/90.

В целом за прошедший год ситуация мало изменилась. Наблюдается незначительный рост доли фирменных расходных материалов в сегменте аппаратов лазерной и матричной печати. В первом случае – за счет усложнения конструкции картриджей и увеличения инсталлированной базы цветных принтеров, пользователи которых более требовательны к качеству отпечатков. Во втором – за счет снижения цен на оригинальные продукты.

Предпосылок для существенных перемен в ближайшее время я не вижу. Более того, если раньше о себестоимости отпечатка заботились в основном мелкие и средние фирмы, то теперь интерес к перезаправке и восстановлению, а соответственно, к снижению затрат, проявляют и достаточно крупные компании.

Отечественный рынок оригинальных и совместимых расходных материалов я оцениваю в 150–180 млн долл. Предполагаю, что в 2007 г. его объем в денежном выражении увеличится не менее чем на 40%.

Анна Васильева

руководитель направления расходных материалов компании ERC

На сегодняшний день ситуация с продажами оригинальных и альтернативных расходных материалов для струйных принтеров существенно не изменилась в сравнении с прошлым годом. Именно стоимость, а не качество, по-прежнему определяет выбор покупателя. По нашим оценкам, доля фирменных картриджей составляет не более 30% объема рынка. Так что сервисы по заправке без работы не сидят. Хотя в корпоративном секторе доля перезаправок неуклонно сокращается.

Мы предполагаем, что в ближайшее время ситуация изменится. Во-первых, компании, выпускающие оригинальные материалы, постоянно совершенствуют технологию. Это позволяет снижать стоимость картриджей и таким образом лишает финансовой выгоды альтернативных производителей.

Важна и маркетинговая активность вендоров. Набирающие обороты программы лояльности и всевозможные акции, например выпуск экономичных комплектов, включая бумагу у НР, Canon и Epson, медленно, но верно формируют у потребителя «вкус» к качеству. Практика показывает, что даже один раз «отважившись» на покупку фирменных картриджей, и напечатав фотографии на рекомендованной бумаге, пользователи положительно оценивают такой тандем и переходят на оригинальные носители.

Алексей Котов

директор компании Stik

Для новых тонер-картриджей к лазерным принтерам и МФУ соотношение оригинальных к совместимым составляет 70:30, а для других материалов и запчастей – в среднем 50:50. Рынок струйной печати более чувствителен к цене и самих устройств, и расходных материалов, здесь доля совместимых продуктов значительно выше – по некоторым оценкам до 70%.

На ситуацию оказывает влияние множество факторов, среди которых – «возраст» модели и ее популярность на рынке, позиционирование (для корпоративного или SOHO-рынка), степень защищенности оригинальных картриджей от перезаправки и уровень цен на них и т. п. За последний год доля фирменных расходных материалов в целом выросла: ориентировочно на 25% в сегменте лазерных печатных устройств и на 15% – струйных принтеров.

Предпосылок для сокращения рынка услуг по перезаправке картриджей пока нет, разница в цене между зарядкой старого и новым оригинальным, или даже совместимым, картриджем все еще ощутима для большинства пользователей. А вот замедление темпов роста продаж самих устройств печати уже наблюдается, что связано с развитием альтернативных технологий визуализации и все более широким распространением компьютеров.

По нашим оценкам, объем украинского рынка расходных материалов в 2006 г. составил около 150 млн долл., включая совместимую продукцию и услуги по перезаправке, а в 2007 г. он увеличится предположительно на 10%.

Юлия Щербанева

бренд-менеджер по расходным материалам компании МТI

Сегодня доля неоригинальных расходных материалов по-прежнему остается достаточно большой, так как потребители видят в использовании совместимых картриджей существенную экономию и пока готовы жертвовать качеством отпечатков и гарантией принтеров.

За прошедший год существенно выросло количество проданных оригинальных струйных картриджей на каждое печатающее устройство. Это вызвано прежде всего выпуском экономичных наборов для всех новых моделей принтеров, что способствует уменьшению ценового разрыва между фирменными и совместимыми расходными материалами. Также значительное влияние оказывает разработка представительствами маркетинговых программ для реселлеров, что увеличивает их активность в продвижении оригинальных носителей.

В настоящий момент существенного сокращения рынка услуг перезаправки не наблюдается, но тенденция к увеличению продаж фирменных расходных материалов очевидна. Это происходит за счет снижения их стоимости, увеличения доходов потребителей и, как следствие, растущими требованиями к печати, которые могут удовлетворить только оригинальные расходные материалы.

Исследования этого сегмента отечественного рынка пока не проводятся, поэтому точных цифр сегодня не может назвать ни один человек, хотя данный вопрос – один из самых животрепещущих для всех его игроков. Мы предполагаем, что рост продаж оригинальных картриджей по сравнению с предыдущим годом составит 10–15%.