Блицопрос. Какими темпами растет рынок интернет-рекламы?

21 август, 2005 - 23:00КО

Алексей Танчик

коммерческий директор компании SputnikMedia

Данные относительно объемов и темпов роста этого рынка, озвученные экспертами Всеукраинской рекламной коалиции, по нашему мнению, вполне соответствуют действительности: 1,5 млн долл. и 50% в год соответственно.

Наиболее распространенной сейчас является обычная баннерная реклама: чаще флэш в форматах 468×60 и 240×350 пикселов, а также статическое размещение. Причем за показы баннеров, а также за переходы по ним платят достаточно редко.

На втором месте по популярности – статьи в интернет-изданиях, заказываемые в основном политическими силами. Хотя на первый взгляд это не очень заметно, в действительности они присутствуют на многих новостных сайтах, и на них тратятся довольно значительные суммы.

Третье место за контекстной рекламой, однако отставание ее от первых двух позиций достаточно велико, поскольку игроков здесь пока еще мало.

Между тем заметно угас интерес к различного рода всплывающим баннерам в связи с их «надоедливостью» и отказом владельцев основных рекламных площадок размещать их у себя.

Чаще всего рекламодателями выступают операторы мобильной связи (в основном благодаря появлению новых игроков и, соответственно, ужесточению конкуренции), политические партии и, наконец, известные мировые бренды, продвигающие свои технические новинки (телефоны, MP3-плееры, видеокамеры).

В технологическом плане за последнее время на этом рынке ничего принципиально нового не наблюдалось. Впрочем, отметим одну положительную тенденцию на мировом рынке, которая также ощущается и у нас, – увеличение объема контекстной рекламы. Возможно, в связи с этим в Украине будут разработаны системы, подобные Google AdSense, «умеющие» анализировать содержимое страниц и показывать соответствующую рекламу. В российском сегменте уже появился аналог – Rorer.

Алексей Мась

руководитель проектов «Украинская баннерная сеть», «Украинский портал»

Объем рынка рекламы в 2004 г. составил 1,5 млн долл., а его рост уже два года остается на уровне 40%. Указанная сумма включает средства, потраченные на организацию различных интернет-акций, но не учитывает затрат на разработку Web-сайтов.

Различные формы размещения рекламы в Интернете служат разным целям. Например, крупные бренды покупают как динамическое размещение (баннерные сети), так и статическое (на титульных страницах и в разделах порталов).

В эффективности интернет-рекламы уже убедились все – от политических партий до рекламных агентств, что, с одной стороны, радует, но с другой – огорчает: рекламодатели порой опускаются до откровенных спекуляций.

Как в России, так и в Украине практически не развито спонсорство сайтов. Рекламодатель, как правило, не готов к долговременному сотрудничеству с ресурсами и их авторами, и, на мой взгляд, совершенно напрасно.

Справедливости ради стоит заметить, что интернет-реклама не является одинаково эффективной для всех видов деятельности, хотя времена, когда в Сети можно было предлагать лишь компьютерное и околокомпьютерное «железо», уже прошли. Так, сейчас через Интернет весьма активно продаются средства мобильной связи.

В рекламном мире зачастую оригинальность – залог успеха. Хотелось бы выделить такие, пока еще мало распространенные в Украине, подходы, как использование бренд-персонажей, продвижение продуктов (product placement) в интернет-комиксах и прочие нестандартные виды рекламы. Интернет оживляет информацию, а интернет-реклама должна оживлять бренд, делать ярче представление пользователя о товарах.

Баннерная и статическая реклама способна оказывать сильное «оглушающее» воздействие на большую аудиторию. Реклама в поисковиках также является хорошим «прикормом» сайта и годится для любого бизнеса.

Понемногу пробивают себе дорогу и новые технологии. Например, мы уже продаем места на «интернет-телевидении» (www.webnews.tv), но оно появилось недавно и его аудитория пока мала. Из других начинаний можно выделить карты украинского и российского сегментов Интернета (pixmap.com.ua и runetmap.ru). Готовятся также международные версии подобных карт.

Анатолий Попович

руководитель отдела продаж компании Mediacom

По нашим данным, объем украинского рынка интернет-рекламы в 2004 г. составил около 1,2 млн долл., а темпы его ежегодного роста мы оцениваем на уровне 40–50%.

На сегодняшний день Интернет зарекомендовал себя как медианоситель, способный или частично заменить любой другой, или служить хорошим дополнением при проведении рекламных кампаний. Размещение подобной информации в Сети уже включено в бюджеты многих рекламодателей.

Наиболее востребованными сейчас являются несколько видов рекламы, например флэш-баннеры 240×350 пикселов, растяжки 770×60, контекстная реклама, рассылки, скрин-глайды, всплывающие баннеры.

Самыми активными заказчиками являются операторы мобильной связи, крупные вендоры, такие как Samsung, LG, Nokia, продавцы автомобилей, банковские структуры.

Технологических новинок в области рекламы, способных кардинально изменить рынок, за последнее время не наблюдалось – продолжается лишь совершенствование имеющихся видов.

Алексей Чуксин

директор по маркетингу компании «МЕТА»

Объем интернет-рекламы в 2004 г. составил примерно 1–1,3 млн долл. (без учета затрат на разработку сайтов). В 2005 г., по нашим оценкам, он вырастет приблизительно в 1,8–2 раза. В частности, количество баннерной рекламы увеличится в 1,5–1,8 раза, а контекстной – в 2–3 раза.

Наиболее востребованной остается баннерная реклама, на долю которой приходится 85–90% рекламных бюджетов. Второе место за флэш-роликами, rich-технологиями, а также контекстной рекламой в поисковых системах (по 5–7%). Затем следуют рассылки (3%) и текстовая реклама на сайтах (1%).

Наиболее активными заказчиками интернет-рекламы являются мобильные операторы, финансовые компании, производители бытовой техники и мобильных телефонов, IT-компании, продавцы автомобилей, туристические компании, агентства недвижимости.

Алла Устименко

директор рекламного агентства «Интернет Эксперт»

2004 г. оправдал прогнозы – объем рынка интернет-рекламы в Украине составил примерно 1,5 млн долл. В нынешнем году мы ожидаем сохранения темпов роста на уровне 20–30%, что уже подтвердили результаты первого полугодия.

В коммерческой рекламе 70% бюджетов занимают баннеры. Технологии rich media не пользуются популярностью у владельцев ресурсов, поэтому заказчики иногда вынуждены отказываться от них в пользу баннеров премиум-формата.

Контекстная реклама теоретически интересна каждому рекламодателю, но на практике цель рекламных кампаний зачастую не предполагает ее использования. Впрочем, сегодня многие владельцы ресурсов более профессионально подходят к оптимизации своих сайтов, что обеспечивает им хорошие позиции в результатах поиска.

Пожалуй, на данный момент нет рекламодателя, которому невозможно предложить эффективное использование Сети, ведь интернет-реклама уникальна способностью появляться перед нужной аудиторией в зависимости от ее интересов.

На данный момент самыми активными заказчиками являются финансовые организации, мобильные операторы, автомобильные компании, продавцы электроники и многопрофильные фирмы, у которых есть предложения для разных целевых аудиторий.

Михаил Ушаков

руководитель пресс-службы компании «Яндекс»

Основная часть рекламы, продаваемая «Яндексом», – это текст, который появляется при поиске в зависимости от запроса пользователя. Самый большой оборот обеспечивает реклама с формой оплаты за переходы (в прошлом году обороты «Яндекс.Директ» выросли в шесть раз).

Поисковую рекламу активно использует малый и средний бизнес. Эти компании уже оценили эффективность «продающей рекламы» и заинтересованы в непрерывности такого информационного канала.

На самом престижном месте – на первой странице «Яндекса» – рекламируются крупные мобильные операторы и провайдеры, производители компьютерного оборудования и бытовой техники, банки и так называемые потребительские бренды, которые часто фигурируют на ТВ.

Еще несколько лет назад стало ясно, что навязчивость рекламы (всплывающие баннеры, pop-up и т. д.) не гарантирует ее эффективности. Стремительный рост продаж поисковой рекламы доказал, что информация, размещенная в нужном месте в нужный момент, привлекает гораздо большее внимание аудитории, тем самым стимулируя ее к действию. Все обсуждаемые в последнее время технологии сводятся к улучшению механизмов изучения поведения посетителя и, соответственно, таргетинга рекламы.