Блицопрос. Какие хиты мультимедийного и игрового ПО ожидаются в 2005 г.?

7 февраль, 2005 - 00:00КО Сергей Бакулев
старший менеджер НПФ "Алсита"

На мой взгляд, хотя последние пару лет на отечественном рынке мультимедийного ПО и происходили некоторые изменения, но их нельзя назвать кардинальными. Речь идет о программах прежде всего для домашнего применения, которые пользователи и сейчас частенько покупают на рынках, лотках, где не всегда можно установить происхождение такой продукции.

Тем не менее рост продаж лицензионного домашнего ПО в нашей рознице составил 40--70% в различных сегментах. Причем его доля на рынке, по нашим оценкам, сегодня приближается уже к 50%.

Безусловными лидерами в этой категории были и остаются игры, причем наиболее популярны шутеры и стратегии. Так, 2004 г. нас порадовал выходом долгожданных DO-OM 3 и HalfLife 2.

В этом году наиболее ожидаемыми, пожалуй, будут такие отечественные разработки, как "СТАЛКЕР" и "Казаки II". Много интересного обещают и зарубежные создатели игр. Немалым успехом пользуются также словари, переводчики, обучающие программы для школьников и студентов, мультимедийные справочники и энциклопедии.


Сергей Грушко
начальник отдела продаж компании GSC World Publishing

На рынке игрового ПО по-прежнему продолжает существовать пиратство, выраженное в том, что некоторые компании "официально" издают определенные продукты, не имея на них прав. Впрочем, нельзя не отметить, что масштабы таких нарушений за последнее время значительно сократились.

Все так же серьезную проблему для издателей представляет наличие на рынке большого числа дешевых (7 грн) дисков без коробок и полиграфии.

Оценить рост продаж лицензионного ПО очень сложно, ведь приходится сравнивать продукты, которые выходили в разные годы, а за это время многое успевает измениться.

Если говорить о наиболее популярных играх, то для нас понятие "хит" характеризуется, в первую очередь, большим числом проданных копий, нежели реакцией круга заядлых геймеров, ведь часто покупателями того или иного продукта становятся не слишком искушенные в этих вопросах пользователи.

Например, если вы зададите на игровом форуме вопрос, хороша ли игра "В поисках Немо", не думаю, что многие знатоки выразят восторг. Тем не менее эта игра очень хорошо продавалась, а ее фанаты c нетерпением ждали продолжения.

Безусловно, лучше всего реализуются те игры, которые нравятся всем -- и заядлым геймерам, и обычным пользователям, покупающим подобные продукты раз в полгода.

Уверен, что хитами этого года, в первую очередь, станут "СТАЛКЕР" и "Казаки II". Большие ожидания мы связываем с первой частью наших "Героев уничтоженных империй". Из игр других разработчиков, думаю, успех ждет "Ночной дозор". Эти четыре продукта имеют все шансы занять до 10--15% украинского рынка игрового ПО в этом году.


Александр Гурин
руководитель отдела "1С:Мультимедиа" компании "1С"

Конечно, ситуация на украинском рынке заметно изменилась, но все же нормальной ее пока не назовешь. По нашим оценкам, рынок лицензионного ПО в Украине за последние два года вырос в 3--3,5 раза, однако соотношение легальных и пиратских программ остается 30:70.

Следует отметить, что под лицензионным ПО мы подразумеваем действительно легальную продукцию (например, с нашей точки зрения "Русский проект" и "МастерМедиа" выпускают на 100% пиратское ПО).

Как и всегда, хитами продаж являются наиболее популярные игры.


Александр Маменко
директор по маркетингу и развитию компании "Мультитрейд"

Говорить о кардинальных изменениях на рынке мультимедийного и игрового ПО в пользу лицензионных программ пока не приходится. Впрочем, утверждать о том, что нет положительных тенденций, тоже неправильно. Учитывая сегментацию рынка по трем направлениям -- легальное ПО, "серая лицензия", пиратская и контрафактная продукция, -- рынок постепенно насыщался лицензионным софтом.

Ситуация изменилась лишь в отношении офисных программ, используемых компаниями и частными предпринимателями, которые частично подверглись проверкам со стороны правоохранительных органов. Что касается владельцев домашних ПК -- практически все осталось по-прежнему.

Если говорить о соотношении лицензионного и пиратского ПО на рынке, думается, в настоящее время его можно оценивать как 40:60 соответственно (два года назад было 10:90).

По нашим наблюдениям, наибольшим спросом сегодня пользуются игры, фильмы, офисные и обучающие, музыкальные и развлекательные программы.