Блицопрос. Что ждет рынок КПК?

29 май, 2005 - 23:00КО

В связи со стремительным развитием смартфонов многие специалисты уже давно пророчат забвение карманным ПК как классу устройств. Тем не менее продажи КПК (по крайней мере, в нашей стране) продолжают расти. Чем это объясняется и какими тенденциями характеризуется сейчас данный рынок в целом, комментируют производители и продавцы такой техники.

Юрий Алексейчук

менеджер направления КПК компании RRC

Основной тенденцией прошлого года было увеличение объема продаж КПК класса high-end, а также моделей с интерфейсами Wi-Fi и Bluetooth. В текущем году наблюдается рост популярности смартфонов.

Ценовой диапазон микрокомпьютеров на платформе Pocket PC сейчас составляет $300–600, на платформе Palm OS – $130–400.

При этом удешевление КПК (как и всей электронной техники) происходит непрерывно. Обычной практикой компьютерного рынка является также постепенный переход high-end-моделей в бизнес-сегмент, в связи с чем стоит ожидать еще большего снижения ценовых порогов в 2005 г.

Наша компания продвигает на украинский рынок карманные компьютеры, использующие как Palm OS (palmOne), так и Pocket PC (ASUS и Fujitsu Siemens), исходя из чего мы можем утверждать, что рыночные доли конкурирующих платформ составляют 10–15% и 85–90% соответственно.

При этом структура продаж устройств по классам выглядит так: бюджетные КПК – 50–60%, средний класс – приблизительно 10%, high-end – порядка 30%.

В то же время за последний год доля продаж в корпоративный сегмент увеличилась на 10–15% и составляет сейчас около 20–25% от всего рынка карманных компьютеров, включая промышленные устройства. Если раньше заказчики видели в КПК лишь органайзеры, то в 2004 г. эти устройства закрепились на рынке как полнофункциональные мобильные компьютеры с возможностью доступа к беспроводным сетям.

На наш взгляд, развитие корпоративного сектора КПК произошло за счет укрупнения ведущих украинских и зарубежных компаний, работающих в сфере торговли и промышленности, а также благодаря осознанию ими необходимости автоматизации деятельности разъездного персонала и мобильной торговли, управления складом, отношениями с клиентами и усовершенствования IT-инфраструктуры предприятия в целом.

В ближайшее время КПК для конечных пользователей будут по-прежнему оснащаться расширенными «мультимедийными» функциями (встроенной фотокамерой, МР3-плеером и т. п.), тогда как для корпоративного сегмента станет более важным наличие интерфейсов беспроводной связи (Bluetooth, Wi-Fi), GSM-модуля.

По разным оценкам, рынок КПК в 2004 г. составил 12–25 тыс. устройств, и в 2005 г. мы ожидаем сохранения положительной динамики развития сегмента карманных компьютеров, а также значительного увеличения темпов роста рынка смартфонов.

По прогнозам рост объемов продаж КПК составит 100–150%, а для коммуникаторов он будет значительно выше – 170–230%. Это подтверждается наблюдаемой в настоящее время тенденцией проникновения смартфонов в канал продаж мобильных телефонов.

Игорь Волынский

директор по маркетингу компании DataLux

По нашему мнению, главные изменения в сегменте КПК связаны в основном с обновлением модельного ряда у бесспорного лидера рынка – Hewlett-Packard. Менее чем за полгода наша компания при поддержке НР вывела на отечественный рынок шесть новых моделей КПК iPAQ – 17хх, 2410, 2750, 3715, 4700, 6340, в то же время условно «старые» (1940, 2210, 4150) были также доступны в продаже, и потенциальный покупатель поздней осенью прошлого года имел возможность приобрести их ощутимо дешевле, практически не жертвуя производительностью, а также получил более широкий выбор.

Кроме того, начало поставок нашей компанией КПК Dell Axim X30 и Axim X50, известных отличным соотношением цена/производительность, также способствовало расширению рынка в целом.

Сейчас мы можем утверждать, что цена современного КПК снизилась в среднем на 10–15% в течение последних четырех месяцев, однако продолжения падения стоимости (более чем на 5%) в ближайшие три месяца мы пока не ожидаем.

В 2004 г. в Украине было продано порядка 10–12 тыс. КПК А-брендов (HP, Dell, ASUS), а в 2005 г. рост данного рынка составит 20–25%, причем в основном за счет увеличения спроса со стороны корпоративного сектора.

Что касается распределения по платформам, более 70% продаж КПК в Украине сейчас принадлежит Windows Mobile, и отрыв от Palm OS продолжает расти.

При этом на долю КПК начального уровня (класс HP iPAQ rz1710) приходится в среднем 17% от всего количества реализованных устройств, хотя сбыт предыдущей модели (iPAQ 1930/1940) был значительно выше.

КПК среднего уровня (серия iPAQ hx2110, hx2410, Dell Axim X30, ASUS My Pal 620ВТ, ASUS My Pal 716) наиболее популярны (порядка 62% сбыта), что объясняется высоким спросом на такие устройства в корпоративном сегменте рынка. При этом модель НР iPAQ hx2110 фактически является бестселлером, занимая до 40% продаж в данном классе.

Доля КПК высокого уровня (таких как НР iPAQ hx2750, hx4700, Dell Axim X50, ASUS My Pal 730W) составляет всего около 14%, а на остальные 7% приходится сбыт моделей iPAQ h6340 (КПК с развитыми коммуникационными функциями – GSM, GPRS, Wi-Fi, Bluetooth).

Заглядывая в будущее, можно отметить, что развитие дизайна современного КПК будет идти в нескольких направлениях. В первую очередь, возрастет разрешающая способность экрана (от QVGA до VGA) с одновременным ростом размера диагонали (от 3,5 до 4–4,2 дюйма) и увеличением производительности видеоадаптера (прежде всего, для 3D-приложений).

Множество усовершенствований претерпит и схемотехника, обеспечивающая адаптацию архитектуры к особенностям Windows Mobile OS. При этом немало внимания будет уделяться увеличению времени автономной работы.

Кроме того, ожидаются быстрый переход с CF-интерфейса на SD, а также увеличение объема памяти, выделяемого для функционирования приложений и хранения программ (объемы 128 MB/128 MB кажутся вполне предсказуемыми и объективно оправданными). Не исключено появление в КПК Wi-Fi-адаптеров стандарта IEEE 802.11g.

Рост производительности устройств, вероятно, будет происходить в первую очередь за счет совершенствования внутренней архитектуры и увеличения скорости работы контроллера памяти, нежели дальнейшего наращивания тактовой частоты процессора.

Иван Стовбун

менеджер по мобильным продуктам украинского офиса HP

На наш взгляд, в прошлом году на рынке КПК наблюдалось несколько основных тенденций: постепенное уменьшение предложения Palm-устройств, заметное увеличение доли моделей HP и незначительное – FSC и ASUS, а также уход с рынка Sony и Toshiba. Кроме того, все чаще коммуникаторы выпускают производители как КПК, так и мобильных устройств.

Достигнуть предела нижней ценовой планки практически невозможно, поскольку на замену старым устройствам всегда приходят новые, более мощные и дорогие, которые со временем, естественно, дешевеют, но очень плавно. Если говорить о порядке цен, то, вероятно, к середине 2006 г. можно ожидать массовых продаж Pocket PC стоимостью $220–320.

Сегодня же спрос сместился в сторону среднего ценового сегмента ($300–500), причем отмечается даже некоторое повышение средней стоимости этих устройств, связанное с появлением более мощных и продвинутых КПК (у НР это модель hx4700).

В настоящее время лидером продаж HP является серия 22хх и пришедшая ей на смену новая линейка, представленная тремя моделями – 2110, 2410, 2750. Кроме того, наша компания выпустила стильную модель 4700 с экраном 4", у которой пока нет конкурентов.

В ближайшем будущем на рынке КПК, вероятно, будут доминировать коммуникаторы, а также КПК со встроенными GPS-приемниками, продолжительным временем автономной работы, мощным процессором, фотокамерой от трех мегапикселов и вспышкой.

Дмитрий Король

директор департамента мобильных систем НПФ «Версия»

Украинский рынок КПК растет довольно динамично: если в 2004 г. его объем оценивался в 30 тыс. устройств, то в 2005 г. мы рассчитываем на увеличение до 40–45 тыс.

В то же время, ожидания в отношении снижения цен до $200 не оправдались – опустившись в 2004 г. на 15–20%, средняя стоимость бюджетного КПК зафиксировалась на уровне $250–300. Пожалуй, эта отметка близка к минимальному пределу, и дальнейшее удешевление возможно только за счет значительных технологических изменений (например, в производстве такого дорогостоящего компонента, как дисплей).

Что касается структуры продаж КПК «Версия», в настоящее время около 50% сбыта приходится на бюджетный класс (как правило, это Vesta 300), на бизнес-модели – 35% и порядка 15% – на КПК топ-класса (в том числе Vesta 500, оснащенная беспроводными интерфейсами Wi-Fi и Bluetooth). При этом стоит отметить, что продажи в корпоративный сектор выросли более чем на 25%.

Все наши карманные ПК выполнены на базе Pocket PC, хотя на украинском рынке победа данной платформы еще не абсолютна – около 35% продаваемых устройств используют Palm OS.

В ближайшем будущем не предполагается глобальных изменений в функциональности КПК – эти устройства уже достигли определенного технологического предела, и в дальнейшем стоит ожидать лишь наращивания объемов памяти, оптимизации массы и времени автономной работы, расширения мультимедийных возможностей, встраивания цифровых камер и т. п.

Владимир Левченко

менеджер департамента мобильных компьютеров компании «МУК»

Ценовая «лестница» для КПК уже сформировалась, и сейчас можно говорить о трех ее «ступенях»: около $300 для младших моделей, $400–450 – для средних и $550–650 – для старших. Снижения цены в ближайшем будущем не предвидится, вместо этого со временем некоторая функциональность последних будет «передаваться» первым (например, беспроводная связь, более быстрый процессор, больший объем памяти и т. д.).

Говоря о тенденциях, стоит отметить, что КПК FSC Pocket LООХ несколько потеснили в Украине (как в России и Европе) мирового лидера HP iPAQ. Между тем растет спрос на коммуникаторы класса i-Mate Jam и i-Mate PDA2k, а модуль мобильной связи, очевидно, в ближайшие год-два станет обязательным атрибутом КПК.

За последнее время существенно выросли продажи КПК частным покупателям, фактически сравнявшись с объемами сбыта устройств в корпоративном секторе.

Из наиболее ожидаемых новшеств в КПК можно отметить мини-диски на 6–10 GВ, встроенные GPS-приемники и модули WLAN стандарта 802.11g.

В будущем, возможно, произойдет кардинальная смена интерфейса, поскольку существующая концепция «коробочки с экраном» стремительно устаревает и никакие усовершенствования (как то:сверхпроизводительный процессор или экран с разрешением 800×600) уже не помогут. Таким образом, в ближайшее 2–3 года следует ожидать появления КПК с голосовым интерфейсом, причем для обращения к компьютеру уже не будет необходимости произносить команды вслух – достаточно сказать их про себя, а чувствительные датчики «снимут» информацию (кстати, точно так же можно будет общаться по «беззвучному» IP-телефону). Возможно, в этот период появятся и первые КПК, встроенные в верхнюю одежду и выполняющие массу полезных функций – от коммуникации до контроля за здоровьем человека и его безопасностью.

Геннадий Молодецкий

региональный менеджер Fujitsu Siemens Computers в Украине, Беларуси и Молдове

Что касается продукции FSC, в прошлом году одинаково хорошо продавались как недорогие Pocket LООХ 410, так и high-end-устройства LООХ 720. Думаю, что существенного снижения цен на бюджетные КПК в ближайший год не будет.

Доля Palm-устройств составляет порядка 35%, в то время как на Pocket PC приходится соответственно 65%.

По классам ситуация выглядит следующим образом: средний отсутствует, а на бюджетные КПК и high-end приходится по 60% и 40% соответственно.

Если в прошлом году почти все КПК FSC продавались в корпоративный сектор, то благодаря активизации нашего канала сбыта, около 30% устройств сейчас распространяются также через розничные сети.

По нашим данным, если в 2004 г. объем данного рынка составлял 8 тыс. устройств, то в текущем году он вырастет до 10–11 тыс. штук.

Олег Шкрыль

представитель по продажам ASUSTeK Computer в Украине

Во всем мире об «отмирании» КПК как класса говорят уже несколько лет, а они продолжают оставаться массовым товаром с высоким уровнем продаж. Я думаю, что карманные ПК будут находиться на пике популярности как минимум еще 2–3 года, после чего их потеснят смартфоны. К тому моменту появятся легкие, компактные и недорогие коммуникаторы с универсальным набором функций, габаритами и массой не большими, чем у современных компактных телефонов.

Пока же рынок КПК в Украине продолжает расти. Судить об объемах продаж трудно, поскольку 30% устройств (по большей части на платформе PalmOS) импортируются через неофициальные каналы. Однако, по нашим данным, отечественный рынок КПК в прошлом году составил примерно 12–15 тыс. единиц.

В то же время средняя стоимость устройств не прекращает снижаться. Сейчас цена бюджетного КПК на базе Windows Mobile находится в диапазоне $250–280. Доступность таких продуктов позволила большим категориям пользователей заменить ими свои деловые еженедельники.

Таким образом, лучше всего продаются именно недорогие модели, ведь серьезного недостатка производительности у такого устройства пользователь обычно не замечает.

Как следствие, в Украине продолжает доминировать корпоративный рынок КПК, в то время как доля розничных продаж составляет порядка 30–35%. Мы надеемся, что в текущем году благодаря возросшему профессионализму продавцов эта ситуация изменится.