Отечественный рынок сотовых терминалов переживает период бурного развития – объемы реализации постоянно растут, массово открываются новые розничные точки продаж. Какие мобильные телефоны будут пользоваться в текущем году наибольшим спросом, на что в первую очередь обращают внимание украинцы при выборе аппарата и чем в целом будет примечателен данный сегмент в 2006 г., рассказывают представители производителей и продавцов сотовых аппаратов.
В текущем году потребителей ожидают новые возможности встроенных в мобильные телефоны камер – их разрешение увеличится до 3 Мп, появятся модели с оптическим зумом. Благодаря вводу EDGE станут доступны мультимедийные сервисы (онлайн-игры, видео, интернет-радио, видеочаты), что, соответственно, повлечет за собой рост продаж аппаратов с поддержкой данной технологии.
В бюджетных телефонах появятся функции, ранее доступные лишь в относительно дорогих устройствах, – полифонические и МР3-звонки, FM-тюнер, камера с разрешением 1 Мп и более, Bluetooth. Уже сейчас в магазинах нашей сети за 500–600 грн можно купить терминал с некоторыми из вышеуказанных опций.
В настоящее время порядка 30–40% клиентов компании приобретают стартовые пакеты мобильной связи вместе с телефонами, но мы отмечаем постепенное снижение данной цифры. Происходит это в большей мере из-за маркетинговой активности операторов, включая бесплатное предоставление SIM-карт.
При покупке терминала многие отдают предпочтение определенной торговой марке и только потом выбирают конкретную модель в зависимости от функциональности и цены. Безусловно, для покупателей важны внешний вид, а также давность анонса устройства и его популярность.
По моему мнению, в текущем году увеличатся продажи смартфонов – из дорогого бизнес-класса эти аппараты постепенно переходят в более доступный широкому кругу потребителей сегмент.
В наступившем году украинский рынок ожидает довольно значительный рост пользователей мобильной связи, что, естественно, повлечет за собой увеличение объема продаж сотовых телефонов. Nokia представит в 2006 г. большое количество продуктов абсолютно во всех категориях, и одной из главных функциональных особенностей в новых аппаратах будет наличие расширенных мультимедийных возможностей. К примеру, весной мы презентуем терминал N91, оснащенный 4 GB памяти и аудиоплеером с высоким качеством звучания. Вместе с этим аппаратом на рынок выйдет более массовая модель 3250. В целом мы уверены, что воспроизведение музыки в телефоне – это новая тенденция, сравнимая с появлением встроенных камер в свое время.
Украина – быстроразвивающийся рынок, в текущем году мы ожидаем даже более высоких темпов роста бизнеса, чем в 2005 г. Конечно, значительную часть продаж Nokia составляют телефоны бюджетного класса, но по объему реализации дорогих устройств наша страна уже сегодня вполне сравнима с некоторыми европейскими государствами.
Все чаще мобильные телефоны совмещают в себе функции видеокамеры, фотоаппарата, MP3-плеера и даже устройства хранения данных. Именно конвергентные аппараты, по моему мнению, будут пользоваться повышенным вниманием со стороны украинских потребителей в ближайшее время.
Массовое оснащение новыми опциями в сотовых терминалах в 2006 г. напрямую связано с ассортиментом услуг, предлагаемых операторами мобильной связи.
Samsung планирует выпустить в 2006 г. более 15 новых моделей. Среди функций, которые будут реализованы в них, следует выделить такие как 3-мегапиксельная камера, стереозвук с 128-тональной полифонией, поддержка 3D- и многопользовательских игр по Bluetooth, EDGE, а также воспроизведение потокового аудио и видео.
Характеристики бюджетных мобильных телефонов в этом году, конечно, расширятся. Мы, например, планируем оснащать терминалы нижнего и среднего ценового сегментов модулями Bluetooth, МРЗ-плеером, FM-радио и, конечно, VGA-камерой.
В последнее время при выборе аппарата покупатели обращают наибольшее внимание на дизайн, увеличенные мультимедийные возможности, объем внутренней памяти и поддержку флэш-карт.
По моему мнению, бюджетные аппараты в скором времени будут оснащаться камерами, позволяющими снимать с разрешением, приемлемым для печати фото 9×13, модулем Bluetooth, цветным дисплеем (от 65 до 262 тыс. оттенков), функциональной записной книжкой, большим объемом памяти либо разъемом для внешних карт.
Как правило, клиент приобретает стартовый пакет мобильной связи вместе с телефоном только в том случае, если это его первый сотовый аппарат. В прошлом году таких покупок в наших салонах было более половины.
Три основных фактора, которые сегодня влияют на выбор мобильного телефона, – это цена, функциональность и, разумеется, дизайн.
В 2006 г. предполагается очень активный рост розничных продаж аппаратов, особенно в регионах. Произойдет это, в частности, за счет поглощения большими компаниями более мелких игроков. По нашим оценкам, к концу 2006 г. крупные розничные сети будут контролировать до 50% розничного рынка сотовых телефонов. В следующем году отдельным магазинам и маленьким фирмам придется еще сложнее. Продолжится экспансия на отечественный рынок зарубежных поставщиков, в течение 2006 г. мы ожидаем проникновения в Украину ведущих российских сетей.
Активное развитие розничной торговли напрямую связано с популярностью мобильной связи. По данным операторов, в 2006–2007 гг. уровень ее проникновения в Украине достигнет 100%. Прибыль последних будет зависеть уже не столько от тарифов на традиционную голосовую связь, сколько от предоставляемых дополнительных сервисов.
После того как приток новых абонентов уменьшится, в структуре продаж сократится доля дешевых «трубок», значительно возрастет спрос на терминалы среднего и высокого класса.
При выборе телефона покупатели, в основном, отдают предпочтение функции Bluetooth, увеличенному размеру встроенной памяти, слоту расширения для флэш-карт, поддержке MP3-файлов, WAP и т. п. В ближайшем будущем, по моему мнению, значительно возрастет популярность мобильных игр.
В принципе, абсолютно все функции, которые сначала доступны лишь в самых дорогих телефонах, постепенно появляются в аппаратах среднего, а потом и бюджетного класса. Думаю, что сейчас это относится прежде всего к фотокамерам и поддержке МР3.
Как показывает наш опыт, больше всего клиентов интересует внешний вид телефона, а лишь затем его функциональность. Оригинальный дизайн – один из приоритетов при выборе мобильного аппарата.