Блицопрос. Что мешает развитию интернет-платежей?

27 февраль, 2006 - 00:00КО

Суммарный объем интернет-платежей в нашей стране за последние несколько лет многократно вырос, однако этот вид оплаты по-прежнему трудно назвать популярным у населения. О том, как в целом сегодня обстоит ситуация на данном рынке, рассказывают представители компаний, предоставляющих финансовые услуги в украинском сегменте Всемирной сети.

Игорь Горин

президент компании Portmone.com

В 2005 г. объем платежей, совершенных с помощью нашей системы, увеличился до 25 млн грн, продемонстрировав уже второй год подряд пятикратный рост. Отмечу, что лишь за последний месяц оборот составил более 3 млн грн.

Исходя из статистики по транзакциям от интернет-магазинов и компаний, счета которых можно оплачивать в Сети, мы оцениваем суммарный объем онлайн-платежей в Украине в 3,5–4 млн грн в месяц, средний размер платежа приблизительно равен 70–75 грн, а количество транзакций – 50–60 тыс. По нашими оценкам, рыночная доля Portmone.com – примерно 70%.

Наибольшую роль в увеличении объема платежей в последнее время сыграл рост количества компаний, счета которых можно оплачивать через Интернет. Книги, CD и прочие товары люди покупают от случая к случаю, а оплачивать свои счета необходимо ежемесячно. Второй немаловажный фактор – внедрение современных технологий защиты и безопасности платежей. И третий – более качественный сервис, недоступный офлайновым расчетам, к примеру, зачисления платежей в Portmone.com происходит в считанные минуты.

Я не согласен с утверждениями некоторых игроков рынка, что государство и банки не помогают, а то и мешают активному развитию интернет-платежей в нашей стране. Не следует ожидать, что миллионы украинцев внезапно станут думать только о том, что бы им приобрести в Сети, – должна быть логичная динамика роста. Наблюдаемое в настоящее время пятикратное увеличение оборота определенно не является показателем того, что развитие интернет-платежей чем-либо сдерживается.

Алексей Гришин

директор ООО «Интернет.Деньги»

Если под интернет-платежами понимать все расчеты, осуществляемые через Сеть, включая интернет-банкинг для юридических лиц, я бы говорил об оборотах в сотни миллионов долларов в месяц. Этот сегмент ежегодно удваивается, и происходит это главным образом благодаря удобству и повышению надежности электронных систем.

По итогам 2005 г. оборот нашей компании вырос более чем вдвое, а количество транзакций – почти втрое. Основными причинами, сдерживающими активное развитие интернет-платежей в нашей стране, я бы назвал малое количество сервисов, доступных к оплате через Сеть (речь идет как об интернет-услугах, так и о различных офлайновых товарах).

Чтобы популяризировать данный вид оплаты, государству, прежде всего на законодательном уровне, необходимо ввести термин «интернет-деньги», банкам – повышать качество предоставляемых услуг и выводить на рынок новые востребованные продукты, а продавцам – выходить в Сеть и максимально задействовать все ее преимущества.

На примере нашей системы могу сказать, что украинцы используют платежи в Интернете в первую очередь для оплаты доступа в Сеть, мобильной связи, кабельного и спутникового телевидения, коммунальных услуг, покупки программного обеспечения, музыкальных и литературных произведений.

Лариса Нехороших

директор департамента банковских платежных систем НПФ «Юнисистем»

В 2005 г. оборот в системе «Интерплат» по сравнению с позапрошлым годом увеличился в пять раз. По моему мнению, это связано как с ростом оборотов и эмиссии карт НСМЭП, так и с тем, что клиенты данной системы рекомендуют ее своим знакомым. Полагаю, что на платежи в «Интерплат», осуществленные смарт-картами НСМЭП, приходится около 10% общего количества интернет-транзакций на отечественном рынке.

Активное развитие оплаты в Сети в нашей стране сдерживается следующими факторами: слабой информированностью населения в целом – многие слышали об этом, но не знают, где и как можно произвести интернет-платежи; сложившейся психологией – люди боятся всего нового, кроме того, по-прежнему существует большое количество мошеннических транзакций с магнитными картами.

В настоящее время украинцы чаще всего оплачивают в Сети пополнение счетов мобильных телефонов, интернет-доступ, коммунальные услуги, цифровое
телевидение и т. п.

Сергей Петренко

директор «Яндекс.Украина»

Основные факторы, которые сдерживают развитие интернет-платежей в Украине – это, во-первых, только зарождающаяся культура удаленных заказов. На Западе, к примеру, пользователи давно привыкли к покупке товаров по каталогам, и появление интернет-магазинов для них стало технологической, а не концептуальной новинкой. Во-вторых, мы не привыкли к удаленным платежам – для нас психологически более приемлемой является такая форма оплаты, когда деньги передаются в руки живому человеку (например, курьеру). В-третьих, и это самое важное – в Украине еще не очень хорошо развита логистика для интернет-платежей, т. е. у представленных систем сравнительно немного способов ввода денег, мало точек распространения, сеть партнеров также оставляет желать лучшего.

Однако все эти проблемы можно решить, развивая партнерскую сеть и планомерно разъясняя пользователям удобства применения интернет-денег. Что касается роли государства в данном процессе, то, по моему мнению, здесь традиционно для отечественного рынка достаточно просто не мешать.

Никита Сенченко

директор по развитию компании «УГА», гарант WebMoney Transfer в Украине

Для начала хотелось бы разделить интернет-платежи на два вида: первый – это управление через Сеть банковским счетом и платежи по картам, второй – системы на основе так называемой цифровой наличности. Мы работаем во втором, и его объем в прошлом году можем оценить примерно в 700 млн грн. Ежегодно он увеличивается в 2–3 раза.

За прошлый год в украинском секторе системы WebМoney осуществлено порядка 1,2 млн транзакций, в том числе и по гривневым единицам WMU. Мы полагаем, что в своем сегменте, т. е. без учета банковских интернет-платежей, занимаем примерно 80% рынка. Всего в Украине в системе WebМoney зарегистрировано примерно 250 тыс. кошельков.

Из факторов, сдерживающих развитие рынка, отмечу плохую осведомленность руководителей многих компаний о преимуществах работы с интернет-платежами, ведь пока многие из них воспринимают деньги лишь в виде наличности либо выписки по банковскому счету. Это субъективный фактор, и задача всех игроков рынка – преодолеть его.

Весьма важна и юридическая сторона процесса. Сдвинуть этот вопрос с мертвой точки попытался НБУ, признавший факт существования и востребованности электронных денег в нашей стране, а также разработавший положение «О порядке эмиссии электронных денег в Украине».

Самый удобный товар для покупки через Интернет – тот, который не требует физической доставки, либо услуга, предоставление которой возможно в отсутствие потребителя. Это прежде всего сотовая связь, доступ в Интернет, услуги ТВ, IP-телефония, электронные книги, музыка, ПО, азартные игры, коммунальные платежи, подписка на периодику.