Блиц-опрос. Ноутбуки дешевле $1000. Есть ли такой рынок?

31 июль, 2002 - 23:00КО
Продавцы портативных ПК отмечают сегодня существенное увеличение сбыта. Одна из основных причин -- снижение цен. Так, сейчас уже предлагают ноутбуки, стоимость которых ниже "психологической" отметки в $1000. Насколько емким и перспективным является этот рынок и как будут выглядеть самые популярные конфигурации лэптопов класса low-end к концу текущего года, рассказывают ведущие поставщики и производители мобильных систем.

Геннадий Бух
директор по продажам компании "ДКТ"

По нашим данным, рост продаж ноутбуков за последний год составил примерно 30%. Это связано, во-первых, с относительной стабилизацией национальной экономики, во-вторых, с падением общего уровня цен на портативные ПК, и в-третьих, с дальнейшим увеличением популярности этих устройств и приходом их на смену настольным системам.

Снижение цен вызвало огромный интерес, прежде всего, к бюджетным моделям -- на их долю в последний год пришлось не менее 50% продаж. Сегодня это системы all-in-one с конфигурацией Celeron 1,1 GHz/256 MB/20 GB/14"/DVD (или DVD+CD-RW)/Faxmodem/LAN по ценам в пределах $1200--1600.

Говорить же о новых ноутбуках brandname стоимостью ниже $1000, на наш взгляд, пока рано. Если бы подобный рынок и в самом деле существовал, большинство потенциальных покупателей давно переориентировались бы с настольных систем на портативные, однако сегодня по таким ценам предлагаются лишь устаревшие модели на базе процессоров с тактовой частотой до 750 MHz.

Если учесть, что в настоящее время выпуск ПК на базе Pentium III практически прекращен (исключением являются облегченные модели subnote, например Toshiba Portege), а ноутбуки собираются в основном на базе Celeron 1,2 GHz и Pentium 4 1,7 GHz, то к концу года наиболее популярной конфигурацией low-end будет Celeron 1,2--1,33 GHz/256 MB/20 GB/14"/DVD/56K/LAN по цене $1250--1450. А в сегменте mainstream -- Mobile Pen­ti­um 4 1,7--1,8 GHz/256 MB/30 GB/15"/DVD-CDRW/56K/LAN по цене $1750--2250.


Андрей Букреев
менеджер компании "Банкомсвязь" по дистрибьюции портативной техники

Общий рост спроса на портативную технику за последний год составил примерно 20%. Мы представляем структуру данного рынка в виде пяти отдельных сегментов: морально устаревшие устройства, low-end, mainstream, ультрапортативные модели и high-end.

Стабильное увеличение спроса наблюдается в первых четырех сегментах. Стоит отметить, что интерес к моделям начального уровня за последний год вырос примерно на 70--80% и даже сталкивается с недостаточным количеством предложений, поэтому около половины запросов на оборудование low-end удовлетворяется за счет несколько подешевевших mainstream-моделей и, в некоторых случаях, устаревших лэптопов.

Спрос на ультрапортативные ПК также увеличился примерно в полтора раза: он формируется опытными пользователями, для которых вес и габариты стали основными критериями выбора. Что касается высокоуровневых систем, то у них давно существует своя устоявшаяся клиентура, и, как следствие, продажи таких устройств остаются практически неизменными.

На наш взгляд, розничная цена на новый ноутбук в $1000 для отечественного рынка пока недосягаема -- реальная стоимость устройств начального уровня для конечного потребителя находится в пределах $1250--1300.

Мы ожидаем, что к концу года самой популярной будет следующая конфигурация ноутбука: Pentium 4 1,6--1,7 GHz /256 MB DDR/30 GB/DVD/LAN/Faxmodem/14"/Win XP Home Edition.


Евгений Падалка
руководитель отдела продаж компании BMS Trading

Наибольший рост продаж ноутбуков Acer, которые поставляет наша компания, наблюдается в ценовом диапазоне $1200--1300 (полнофункциональные системы на базе процессора Celeron). Модели с процессором Pentium 4 стоят от $1800 до $2700. До конца 2003 г. мы планируем открыть официальный канал поставки и сервисную поддержку ноутбуков Sony.

В модельном ряду Acer сейчас нет устройств стоимостью до $1000. Достижение такой цены, в первую очередь, возможно за счет использования "немобильных" процессоров, никельметаллгидридных аккумуляторов, жестких дисков малой емкости и уменьшения функциональности ноутбука в целом. Многие фирмы поставляют сегодня технику б/у, которая не обеспечена качественным гарантийным и послегарантийным обслуживанием. Тем не менее для отечественного покупателя, ввиду его низкой платежеспособности, этот сегмент безусловно интересен.

Мы ожидаем, что к концу текущего года самым популярным ноутбуком Acer будет модель Aspire 1203XV (Celeron 1,3 GHz/128 MB/20 GB/14,1"/DVD/FDD/Li/56K/wired LAN/IEEE 1394/S-Video/Win XP Home) по розничной цене $1300.


Игорь Рисман
руководитель отдела мобильных систем компании "МУК"

По нашим данным, наибольший рост продаж наблюдается в сегментах low-end (популярные модели -- IBM ThinkPad R30 на базе Celeron 900 MHz и Compaq Presario 700 на базе Duron 950 MHz) и hi-end (Compaq Presario 2800 на базе Р-4 1,5 GHz). Продажи устройств среднего класса нацелены преимущественно на корпоративный рынок и остаются стабильными. Именно такие модели во многих компаниях постепенно вытесняют настольные системы.

К сожалению, в ценовой рубеж до $1000 не попадает ни одна модель ведущих производителей ноутбуков. На наш взгляд, большинство покупателей готовы заплатить на $100--200 больше, но получить надежную и высококачественную систему. Этот рынок (до $1200) является одним из приоритетных для нашей компании, и именно здесь мы наблюдаем существенный рост продаж в последние полгода.

Как ожидается, самыми популярными к концу 2002 г. будут модели Presario 2800 и Presario 1500 на базе процессоров Р4 1,7--2,2 GHz в ценовом диапазоне $2200--2900.


Олег Стогниенко
менеджер по продукции Sony компании "Компьютерные Коммуникации"

Наибольший рост продаж ноутбуков Sony, в силу специфики модельного ряда этого производителя, наблюдался в сегменте hi-end. Дело в том, что все модели VAIO комплектуются специализированным ПО и представляют собой не только мобильный офис, но и центр обработки аудио-, фото-, видеоинформации.

Впрочем, в последнее время наблюдается повышение спроса на модели среднего уровня в диапазоне $1500--2000. Однако Sony не производит ноутбуки стоимостью ниже $1000, хотя спрос на дешевые модели в нашей стране безусловно велик.

Мы ожидаем, что к концу года в модельном ряду Sony наибольшей популярностью будут пользоваться модели новой серии Performance (на сегодня доступны две модификации -- NV170 и NV190). Это системы на базе процессора P-4, с экраном 15", оснащенные слотами MagicGate MemoryStick и Multibay.


Леся Униат
директор департамента компьютерных систем НПФ "Версия"

За последний год объем рынка портативных компьютеров, по нашим оценкам, увеличился на 80%, причем этот рост коснулся всех сегментов, особенно low-end.

Что касается систем стоимостью до $1000, то на них также наблюдается увеличение спроса -- покупатели все чаще предпочитают подержанным устройствам новые недорогие ноутбуки начального уровня.

Поэтому емкость этого сегмента не может не представлять интереса для производителя. Так, наша компания сегодня предлагает полнофункциональную модель Columb 33L по цене $999.

По всей видимости, лидером продаж в конце текущего года станет конфигурация Celeron 1,13--1,2 GHz/14"/128 MB/10--15 GB/CD/Faxmodem/LAN стоимостью $950--1000.


Сергей Усаткин
менеджер отдела дистрибьюции компании DataLux

При общей емкости отечественного рынка ноутбуков в 15--20 тыс. шт. наибольший рост продаж наблюдался в сегменте low-end, поскольку основным критерием выбора по-прежнему остается цена. В то же время самым динамичным был рынок hi-end, что связано, прежде всего, с появлением хорошо ос­нащенных моделей ноутбуков, ничем не уступающих новейшим десктопам.

К настоящему моменту сложился довольно емкий рынок подержанных ноутбуков, что подстегивает производителей к освоению сегмента новых устройств стоимостью менее $1000. Если они смогут предложить современный портативный ПК по таким ценам (однако мы считаем, что это пока нереально), то объем продаж может удвоиться. В целом, позиция нашей компании в данном случае следующая: если есть спрос, есть предложение от наших партнеров на подобные устройства -- мы будем осуществлять их поставки.

Но, несмотря на интерес потребителя к ноутбукам в ценовом диапазоне до $1200, самая популярная конфигурация к концу этого года, скорее всего, будет выглядеть так: Pentium 4 Mobile 1,8 GHz/14"/256 MB/30 GB/DVD (CD-RW).


Юрий Щербак
директор сборочного производства компании "МКС"

По сравнению с июнем прошлого года продажи портативных систем в нашей компании выросли ровно вдвое. Такие же показатели зафиксированы и по итогам работы в первых полугодиях 2001 и 2002 гг. До I квартала прошлого года темпы увеличения продаж ноутбуков составляли в среднем 30%, а в марте произошел более чем двукратный рост, что мы связываем с началом собственного производства мобильных систем.

Наши модели относятся преимущественно к классу low-end, исключение составляют P3113W и P31.2DW, которые по уровню функциональных возможностей скорее являются устройствами среднего класса.

Рынок ноутбуков стоимостью до $1000 представляет для нас большой интерес. Недавно мы начали продажи новых моделей C11N (по цене $990). Уменьшение стоимости, без­условно, приведет к увеличению продаж (примерно на 10%), хотя взрывообразного роста мы не ожидаем.

К концу текущего года обновление модельных рядов может переместить системы на базе мобильного Pentium 4 в разряд средних цен (до $2000), хотя едва ли такой ПК станет фаворитом. Ведь для пользователей ноутбуков важна не столько производительность, сколько мобильность и работа в любых условиях, возможности связи с внешними устройствами и другой сервис.

В сегменте low-end, по нашему мнению, наиболее популярной конфигурацией станет P-III 1,2 GHz/14,1"/128 MB/20--30 GB/CD(CD-RW, DVD).