Благие намерения

11 сентябрь, 2007 - 11:29Александр Черников

В рамках прошедшего нынешней весной очередного съезда Сообщества IT-директоров Украины состоялась дискуссия «IT-обучение и образовательные стандарты», в которой приняли участие представители киевских учебных центров, ряда профильных вузов и компаний, заинтересованных в подготовке персонала соответствующих профессий. Вряд ли прозвучавшие там выступления были услышаны (и тем более приняты во внимание) теми, кто формирует сегодня в Украине образовательную и кадровую политику, но картину происходящего в данной области они обрисовали достаточно ярко.

Аналогичная Тема номера, вышедшая в «Компьютерном Обозрении» ровно четыре года назад, носила название «Карьера: ситуация на рынке труда; чему и как учат в украинских вузах; сертификация IT-специалистов». Теперь мы решили поговорить о персонале, его поиске, обучении и удержании. Это значит, что положение за прошедшее время кардинально изменилось – не выпускники вузов обивают пороги компаний в поисках работы, а сами работодатели готовы (а вернее, вынуждены) прилагать значительные усилия для формирования своего коллектива. Это не может не радовать, поскольку свидетельствует в первую очередь о развитии отечественной экономики. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что уровень профессиональной подготовки специалистов существенно снизился, особенно в тех областях, где необходимо овладение сложными аппаратно-программными комплексами и новейшими прикладными информационными технологиями. Мы намеренно постарались избежать в приведенных статьях избыточной статистики, предоставив слово преподавателям вузов, сотрудникам учебных центров и коммерческих компаний для того, чтобы те, кто сегодня ищет свою первую работу, смогли составить реальное представление о том, как их воспринимают и каковы их карьерные перспективы.

Если попытаться выделить лейтмотив состоявшейся дискуссии (для нее понадобилось дополнительное время, чтобы все могли высказаться), получится примерно следующее: «Студент пошел уже не тот», и это самое мягкое из прозвучавших определений подрастающих IT-специалистов. Мы придерживаемся более нейтральной точки зрения: выпускник вуза стоит столько, сколько за него готовы заплатить организации, в которых он будет работать.

Высшие узы

Участвовавшие в дискуссии представители вузов в основном делились своими проблемами. В качестве позитивных сдвигов отмечалось, что с недавних пор IT-директора предприятий наконец-то начинают реально сотрудничать с вузами. Последние заключают договора с Microsoft, IBM, Cisco, согласно которым преподаватели бесплатно проходят тренинги и получают соответствующие сертификаты (подробнее об учебных программах IBM можно прочесть во врезке к следующей статье Темы номера), но возможности заплатить за тренинги в коммерческих учебных центрах у них нет. Вот если бы те включали в курсы хотя бы одного преподавателя бесплатно, было бы просто замечательно.

Есть примеры, когда занятия студенов экономических специальностей в области IT ведутся на реальных продуктах, среди которых CRM-система от «Террасофт», продукты «1С», «Паруса» и других менее известных разработчиков. Регулярно приглашаются для проведения лекций представители различных фирм. Лучшие студенты попадают к ним на практику. Да и сами работодатели порой обращаются на IT-кафедры вузов с тем, чтобы подучить своих сотрудников.

Мимоходом досталось и средней школе. Был приведен случай, когда из 36 школьных олимпиадных команд только в четырех преподаватели информатики имели профильное образование, остальные были историками, биологами и т. п. Вуз проявил инициативу и создал у себя центр работы с учащимися. Теперь четыре раза в неделю преподаватели-энтузиасты занимаются со школьниками основами информатики. Правда, тем интереснее возиться с «Фотошопом», чем изучать основы программирования, но все же, по мнению выступающего, из таких ребят впоследствии действительно можно сделать хороших профессионалов.

И особо подчеркивалось, что на сегодняшний день как таковые отсутствуют очень многие из тех специальностей, по которым реально приходится работать выпускникам. Готовятся некие «специалисты по информационным системам», что равносильно попыткам получить «универсального солдата». Да и очередей в приемных комиссиях на IT-специальности особо не наблюдается, несмотря на их острый дефицит в стране.

Те же, кто все-таки поступает, в ряде случаев получает действительно необходимых знаний по избранной профессии менее 10% от объема учебной нагрузки, а все остальное – общие книжные теоретические изложения. Это, конечно, не вредно, но эффективно работать с таким багажом на производстве невозможно. Однако исправить пока ничего нельзя, поскольку здесь нужны решения на уровне министерства.

В претензии вузы и к работодателям, ведь только они способны повлиять и на квоты наборов в учебные заведения, и на перечень специальностей. Раз за разом звучал призыв к компаниям о помощи: если вам нужны грамотные специалисты, помогайте нам. Очень важна аппаратно-программная база. Что вы хотите от наших выпускников, если требуемые вам профессии официально даже не предусмотрены? А это значит, что формально никаких IT в Украине вообще не существует.

Курсы: «но деньги – вперед»

Учебные центры, в свою очередь, хотят сотрудничать с техническими вузами, но на коммерческой основе. Главная идея заключается в том, чтобы студент уже к моменту окончания вуза в дополнение к основному диплому имел опыт практической работы по той или иной IT-специализации и международный сертификат от глобальных IT-компаний.

С другой стороны, участники согласились с тем, что компаниям и тренинговым центрам следует разрабатывать совместные программы по подготовке IT-специалистов. А «точечные», нерегулярные тренинги приводят только к тому, «что уже никто не знает, кто что знает», и заказчик не получит той отдачи, на которую он рассчитывал, заплатив за обучение своего сотрудника. Кроме того, исходя из практического опыта, в 90–95% случаев он точно не знает, чего хочет, а порой даже не понимает, зачем ему это нужно. Очень часто компании присылают учиться тех, кто совершенно не знаком с предметом и в принципе не может овладеть им.

Учебные центры попеняли и на себя, говоря о необходимости соблюдения в тренингах баланса «актуальность-качество», т. е. квалифицированной подготовки специалистов именно по тем направлениям, которые сегодня наиболее востребованы рынком.

Благие намерения
Согласно статистике, IT-специалисты востребованны в первую очередь. На втором месте – «сейлы». Но, как правило, первые просиживают за фиксированную зарплату весь день в своем отделе, а вторые – выбивают себе бонусы и отчисления от продаж

Разумеется, невозможно не упомянуть о подходе к подготовке кадров, практикуемом в фирме «1С». Здесь рассматриваются и решаются три аспекта проблемы. Первый – выпуск вузами IT-специалистов. В России проводилось специальное исследование, в ходе которого было определено, что в целом их выпуск в несколько раз меньше потребностей страны. В Украине ситуация примерно такая же. Партнеры-франчайзи около 70% новых кадров привлекают за счет старшекурсников и выпускников. Второй – рост квалификации специалистов внутри самих фирм-франчайзи. Этому способствуют учебные центры «1С» и партнерские центры сертифицированного обучения (ЦСО). Третий аспект – подготовка к работе с продуктами «1С» конечных пользователей. И в данном случае очень важен вопрос о введении учебной специализации, условно говоря, «внедренца-сопровожденца», знающего как предлагаемую апаратно-программную платформу, так и основы построения учетных и управленческих систем с точки зрения бизнеса.

Безусловно, эффективность обучения – основная характеристика тренингового центра. Поэтому сейчас лучшие из них еще до начала обучения прежде всего хотят получить от заказчика ответы на два вопроса: почему предлагается именно такое обучение и каков текущий уровень сотрудников (для этого может применяться специальное бесплатное тестирование). Современные IT-курсы достаточно углубленные, специализированные, и чтобы получить максимальную отдачу от них, у человека должен быть предварительный опыт.

Следующий шаг в данном направлении – интеграция IT-обучения с решением корпоративных задач. Не секрет, что сегодня компании используют очень широкий ассортимент часто дублирующих друг друга информационных технологий – как новейших, так и порядком устаревших. В результате оказывается, что одну и ту же задачу, стоящую перед IT-отделами, можно решить десятками разных способов. Поэтому в области корпоративного обучения появились первые признаки перехода к проектным методам, когда проводится не просто обучение «в лоб», по выбранному заказчиком номеру курса, а сначала решается общая бизнес-задача. Разумеется, учебная составляющая есть везде, но в разных проектах она может быть в очень различном соотношении с необходимым объемом консалтинга. Иными словами, учебные центры быстро «вырастают из коротких штанишек», и их нужно уже воспринимать как полноправных участников консалтингового рынка, оказывающих комплексные услуги.

Что нужно бизнесу

Благие намерения
То, что сегодня широко требуются программисты, – результат деятельности отечественных аутсорсинговых компаний. Обольщаться не следует: чтобы хорошо зарабатывать там, нужно реально думать головой и кое-что делать руками

Руководители ряда компаний, принимавшие участие в дискуссии, были настроены в основном скептически. По их мнению, IT-отрасль до сих пор в глазах студентов не потеряла имиджа интересной, высокодоходной и модной. В вузе или учебном центре студенту после окончания учебы часто сулят безбедную жизнь. И вот он приходит с сертификатом, например, Microsoft или Novell, в какую-либо компанию. Соответственно, если у него не было личного опыта работы с тем, что подтверждает бумага, то никаких навыков он не имеет. Возможно, IT-образование должно строиться по принципу медицинского – никого не допустят, например, к операции, пока он не приобретет необходимой квалификации. Это значит, что в вузах нужно иметь производственную базу. Причем не старые персоналки и даже не один сервер, а целый ВЦ, где студент ежедневно может что-то делать. Он должен выходить не знающим, а умеющим. Вот тогда он будет востребован.

Другой вопрос – то, что благодаря западным технологиям выросло целое поколение «эникейщиков», молодых людей, которые в лучшем случае обучены нажимать те или иные кнопки. Они не думают о том, что, как и зачем делают IT-системы с точки зрения бизнеса, и при возникновении нештатных ситуаций теряются. Именно поэтому сегодня настоящие специалисты нарасхват, и им готовы хорошо платить – но только им.

Инженеров советского образца уже не готовят. Поэтому вузы должны прежде всего научить студента думать, поскольку ни один учебный центр за неделю-другую этого сделать не может. Они выполняют свою задачу, но на практике большинство представителей бизнеса все же учит своих сотрудников самостоятельно. Как отметил один из выступающих, «когда центры предложат что-то такое, что мне нужно и чего я не смогу повторить на своей территории за меньшие деньги, тогда я обращусь к ним».

Правда, сейчас ситуация меняется. В Украине работает уже довольно много западных банков, в которых понимают, что быстро и хорошо научить нельзя. Процесс обучения должен быть постоянным, но обходится он недешево. А отечественные компании пока не готовы вкладывать деньги в постоянное образование. Поэтому задача и IT-директоров, и учебных центров, и вузов – убедить топ-менеджмент и собственников бизнеса в том, что в образование нужно инвестировать.

Во многих крупных компаниях процесс обучения сотрудников уже достаточно хорошо отработан. Набираются студенты и выпускники, к ним прикрепляются наставники для руководства стажировкой и затем направляются в учебный центр по определенной специализации. В итоге уже через полгода молодой специалист начинает участвовать в проектах, а через год – получает категорию. Но, опять же, это дорого стоит, и только серьезные денежные затраты на обучение сотрудников являются решением проблемы нехватки персонала.

В целом со стороны бизнеса к IT-обучению выдвигается одно-единственное требование: учите людей прежде всего работать руками. И плюс к этому – головой. Для этого нужны скорее хорошие наглядные пособия, а не толстые скучные учебники. IT-специалиста невозможно научить по книжке. Необходимы проекты, в которых студенты могли бы участвовать, технологические площадки и полигоны, где можно все делать «вживую».

Кроме того, IT-специалистом может стать и техник по ремонту ПК, и управляющий информационной службой крупного предприятия. Соответственно, на каждом уровне образование должно быть разным. Сегодня в Украине дефицитны буквально все IT-специальности. Но если учить студентов только азам, то они никогда не займут сколько-нибудь весомую должность. Если выпускник вуза не найдет в себе сил и желания постоянно учиться и переучиваться, то он для роста потерян. Так было и так будет всегда.