BlackBerry -- конец прекрасной эпохи

14 сентябрь, 2004 - 23:00Александр Черников
Телефон, электронная почта, доступ к Web, корпоративным приложениям и базам данных -- это практически все, что нужно большинству сотрудников предприятий и организаций. Последние несколько лет позволили добавить к этому утверждению всего несколько слов: "где бы они ни находились".

BlackBerry -- конец прекрасной эпохи
Майк Лазаридис: "В нашем портфеле достаточно разработок, чтобы мы смогли сохранить лидирующее положение в мире"
Такой подход -- не прихоть избалованных новыми технологиями западных менеджеров. По сведениям канадской компании Research In Motion (RIM), уже 20 лет работающей в данном направлении, ее специальные сети и карманные устройства BlackBerry сокращают ежедневные вынужденные простои персонала в среднем на 54 минуты, высвобождая в год 196 часов рабочего времени. Эффективность бизнес-процессов возрастает почти на треть. Средний пользователь, вооруженный BlackBerry, обрабатывает до 2 тыс. электронных писем в год -- вдвое больше, чем если бы он применял существующие средства для мобильных телефонов. В сумме это обеспечивает экономию на одного пользователя более 17 тыс. долл. в год.

RIM честно заработала свои миллионы, выполняя очевидно полезную для множества фирм работу по созданию полнофункционального мобильного офиса "в кармане". Но сейчас ее монополии, похоже, приходит конец -- на данном рынке появляются новые агрессивные компании, предлагающие более привлекательные для клиентов решения.


RIM как столица империи

Как и во многих других случаях, особенно характерных для IT-индустрии, RIM появилась, когда ее идейный вдохновитель Майк Лазаридис (Mike Lazaridis) был еще студентом университета Ватерлоо -- в 1984 г.

Вместе со своим давним приятелем Дугом Фрегиным (Doug Fregin), ставшим впоследствии вице-президентом RIM, они, по общему признанию сокурсников, отличались редким пристрастием к новым технологиям. Это нашло отражение в своеобразной мантре компании: "Всегда следуйте за вашим любопытством, и вы окажетесь впереди всех". Соответственно, и ее название, что-то вроде "сила -- в движении", должно было отразить исповедуемую ими философию непрерывных новшеств.

BlackBerry -- конец прекрасной эпохи
BlackBerry -- конец прекрасной эпохи
BlackBerry -- конец прекрасной эпохи
Последние терминалы BlackBerry с цветным дисплеем для различных сетей США и Европы. Модель 7510 (посередине) также может использоваться как цифровая рация с большим радиусом действия
В течение первых четырех лет компаньоны в основном занимались установкой беспроводных POS-терминалов, использующих радиочастотные сети других компаний, но в какой-то момент Лазаридис понял, что они способны предложить лучшее решение. Друзья организовали двунаправленный радиоканал, который позднее и стал основой популярной системы пейджинговой связи.

В то время, в начале 90 х годов, беспроводные проекты уже не были в Северной Америке чем-то особенным, но их успех никогда не обеспечивался за счет характеристик самих применяемых устройств, являясь, скорее, результатом мастерской работы консалтинговых фирм, объединявших в громоздкое заказное решение изделия десятков и сотен производителей.

Лазаридис же исходил из ожиданий клиентов: им нужно было небольшое и легкое устройство, простое в использовании, экономичное, с безопасной и надежной системой обмена данными. Такой терминал должен был обеспечить им эффект постоянного присутствия в компании, где бы они ни находились. Поэтому следующей задачей RIM стало создание уникального мобильного терминала для собст-венных сетей, изюминкой которого было бы необычно длительное время функционирования на одной зарядке аккумуляторов.

К 1992 г. основные разработки были готовы к выводу на массовый рынок. В RIM трудилось десять человек, а в ее портфеле находилось несколько сотен патентов, дававших определенную свободу маневра и надежду на то, что лицензионные отчисления со временем покроют затраты. Этой политики Лазаридис строго придерживается и сейчас -- любая стоящая идея должна немедленно патентоваться.

Теперь компании потребовался опытный бизнесмен, который повел бы ее от технических к финансовым успехам. Им стал Джим Балсилли (Jim Balsillie), руководящий сейчас советом директоров. Он убедил компаньонов сосредоточить усилия только на одном, наиболее перспективном из их четырех небольших бизнесов -- беспроводной двусторонней передаче данных. Балсилли вложил в компанию немалые собственные средства, а всего в течение двух лет RIM сумела привлечь инвестиций на 36 млн. долл. Теперь эти деньги должны были работать на фирму.

Первым изделием RIM стал крошечный Inter@ctive Pager, вышедший в 1994 г. Несмотря на то что ему было далеко до современных изящных моделей, он заполнил определенную нишу и пользовался коммерческим успехом.

За последующее десятилетие RIM создала целое семейство терминалов BlackBerry и радиомодемов "на все случаи жизни". Время вывода всех этих продуктов на рынок оказалось исключительно удачным, совпав с пиком популярности корпоративной электронной почты. В результате уже к 1998 г. компания вошла в список 100 наиболее быстрорастущих бизнесов Канады.

К сожалению, невзирая на значительный рост стоимости своих акций в 2000 г., в три последующих года RIM, как и большинство IT-фирм, терпела убытки. Тем не менее к концу 2002 г. число подписчиков BlackBerry достигло почти 500 тыс., и более 14 тыс. организаций использовали эту технологию. Фактически платформа BlackBerry стала признанным корпоративным стандартом в Северной Америке во многих отраслях промышленности и государственных учреждениях, а к 2002 г. компания вышла на европейские и азиатские рынки, находясь уже в первой сотне фирм, по которым рассчитывается биржевой индекс на NASDAQ.

Примерно тогда же RIM открыла новый завод в Ватерлоо и внедрила у себя SAP. Последние годы ознаменовались выпуском терминалов с цветным экраном и лицензированием своих технологий другим компаниям, среди которых Nokia и Sony Ericsson -- отдельные модели их бизнес-теле-фонов смогут работать в сетях Black-Berry.

Определенным феноменом является экономическая успешность этой относительно небольшой фирмы, в которой в прошлом году работало всего около 2 тыс. человек. Впрочем, до тех пор, пока продолжается своеобразный "ежевичный бум", это не будет удивительным. В период между 1997 и 2002 гг. объемы продаж устройств увеличились с 12 до почти 300 млн. долл. (в 1992 г. данная цифра находилась на уровне всего 500 тыс. долл).

Другое дело -- долговременная перспектива компании на мировом cutthroat markets -- рынке "головорезов". В течение довольно продолжительного времени технологии RIM казались настолько совершенными и были так хорошо защищены патентами, что ее потенциальным конкурентам оставалось только завидовать.

Но на саму идею мобильного офиса вроде бы никто не претендовал, и неизбежно должны были появиться фирмы, желающие получить свою долю этого рынка. Первой из них стала калифорнийская Good Tech-nology, предложившая иной подход для доступа к корпоративной почте.


Когда хорошее -- враг лучшего

Трудно найти компанию, так не похожую на RIM, как Good Technology, которая еще в прошлом году все еще числилась в стартапах.

Первые надежды основанной в марте 2000 г. Good Technology были связаны с разработкой MP3 плеера как внешнего расширения для КПК Handspring Visor. Эта попытка выхода на рынок потребительских устройств закончилась неудачей, но в декабре того же года руководителем компании стал Дэнни Шейдер (Danny Shader), который до этого успел поработать на высших постах в Amazon.com, ряде других фирм, а еще ранее -- в Netscape.

Трудно сказать, кому именно и когда в Good Technology пришла в голову идея составить конкуренцию солидной и высокотехнологичной RIM, но энтузиазм Шейдера и тщательно подготовленный бизнес-план привлекли крупных инвесторов, давших десятки миллионов долларов на альтернативную разработку. Сегодня совет директоров этой част-ной компании называют "командой мечты". В нее вошли один из основателей Palm, а также бывшие старшие менеджеры Sprint PCS, AOL и Netscape.

Компания с самого начала не собиралась идти по пути RIM, создавая собственный коммуникатор и обеспечивая для него сервис. Здесь она при всем желании не смогла бы тягаться с детищем Лазаридиса, в активе которого уже был добрый десяток терминалов различного назначения и разной степени совершенства. Good Technology попыталась найти слабые места в самой модели ведения бизнеса RIM. Одним из них клиенты называли зависимость от устройств и ПО, разработанных единственной компанией по своим внутренним стандартам. Многим не нравилось, что они не могут выбирать тип коммуникатора для работы в сетях BlackBerry на свой вкус.

Good Technology решила эту проблему исключительно программным путем, обеспечив клиентов аналогичными BlackBerry возможностями для распространенных моделей КПК и сетей открытых индустриальных стандартов.

Вторым широко рекламируемым ею преимуществом была возможность синхронизации с почтовым сервером в режиме реального времени без необходимости в стыковочной станции на десктопе или ноутбуке.

Правда, Лазаридис, узнав об этом, искренне удивился -- зачем нужна постоянная синхронизация? RIM исходила из того, что нужно обеспечить комфортную работу с устройством при минимальной полосе пропускания (и она действительно очень невелика для BlackBerry). "Но, если вы хотите, -- сказал он, -- мы легко добавим такие возможности к нашим терминалам".

BlackBerry -- конец прекрасной эпохи
BlackBerry -- конец прекрасной эпохи
Всего за два года Good Technology прошла путь от RIM 957 до Treo 600
Тем не менее к лету 2002 г. Good Technology торжественно сообщила о продажах созданного ею ПО первым двадцати корпоративным клиентам. Ее сервис мог работать с любым устройством, поддерживающим беспроводные сети технологии 2,5G или популярную в США сеть Mobitex.

Довольно неказистый, начального уровня по сравнению с "вылизанными" BlackBerry терминал Good G100 поддерживал только сервис, связанный с передачей данных, но Good Technology невозмутимо отвечала, что она не хочет ни давать чрезмерных обещаний, ни предлагать раздутых возможностей. Задача устрой-ст-ва -- получать почту, но делать это очень хорошо.

При его разработке ставилась основная цель -- дать пользователю возможно больший экран высокого разрешения с мелкими, но четкими шрифтами, но при таких размерах G100, чтобы носить его на поясе. Кроме этого, Good Technology беззастенчиво предлагала использовать и терминалы BlackBerry моделей 950 и 957 для сетей Mobitex, просто заменив в них ПО. Один из аналитиков Gartner Group тогда назвал это "лучшим решением для RIM, чем делает сама RIM".

Как ни удивительно, но многие организации выбирали альтернативный сервису BlackBerry комплект ПО GoodLink 2.0 лишь потому, что пользователи, имеющие квоту на размер почтового ящика, могли прямо с терминала удалять ненужные сообщения и на сервере. Кроме этого, GoodLink с самого начала позволял клиентам открывать многие приложения к электронным письмам -- этими свойствами терминалы BlackBerry обзавелись только недавно. Интерфейс GoodLink выглядел почти точно так же, как у привычного всем MS Outlook, в то время как в пиктограммах BlackBerry еще нужно было разобраться.

Почувствовав угрозу со стороны соперника, решения которого журналисты мгновенно окрестили BlackBerry Killer, RIM инициировала в 2002 г. против Good Technology сразу четыре судебных процесса подряд, обвиняя ее, попросту говоря, в воровстве своих разработок.

Впрочем, злые языки утверждали, что это не более чем прием для затягивания выпуска совместной с Palm модели Tungsten W с версией Goodlink, обещающей стать прямым конкурентом терминалам BlackBerry. С 2000 до 2002 г. объемы продаж RIM возросли втрое и были бы еще выше, если бы не экономический спад. Разумеется, она очень болезненно восприняла эту попытку вторжения на ее рынок. (Позже оказалось, что дым не без огня. Полтора года спустя, в марте 2004 г., суд обязал Good Technology выплатить RIM единовременную компенсацию в первом квартале 2005 финансового года и в дальнейшем совершать ежеквартальные лицензионные платежи, хотя их размер не разглашается.)

Не теряя времени, в апреле 2003 г., Good Technology объявила о создании собственного бизнеса консалтин-говых услуг для быстрого выполнения проектов на основе использования ее ПО, а последний квартал прошлого года оказался для нее рекордным по объему продаж. Ее клиентами стали Avaya и Visa, что уже говорит о многом.

Новый продукт компании, Good-Link 3.0, вышедший 3 февраля текущего года, сразу получил прозвище CrackBerries. Вряд ли является совпадением, что он появился в тот же день, когда RIM сообщила о своем миллионном подписчике. Это первое на данном рынке изделие, позволяющее пользователям рассматривать приложения в их "родных" форматах, включая MS Word, Excel и PowerPoint, WordPerfect, HTML, PDF и RTF. Кроме G100, RIM 950 и 957, клиенты теперь могут использовать Treo 600 и Pocket PC.

Уже к концу этого года ПО Good-Link получат некоторые модели телефонов от Motorola и Siemens, которые первыми подписали лицензионные соглашения с Good Technology. Существует даже мнение, что для удовлетворения всех нужд современных пользователей понадобится совсем иное устройство, чем BlackBerry, -- но на нем будет установлено ПО от Good Technology.

Электронная почта -- только начало, самая насущная и, пожалуй, наи-более простая часть работы. Бли-жайшая перспектива -- мобильное использование корпоративных систем, среди которых называют приложения Cognos, Manugistics, Oracle, People-Soft, SAP, Siebel, а также корпоративных и правительственных Web-сайтов. Уже есть опыт применения GoodLink для биллинга и работы с клиентами.

RIM, в свою очередь, объявила о релизе BlackBerry 4.0 с дополнительными возможностями, которые должны, по крайней мере, обеспечить ей паритет в гонке с Good Technology.


Как нужно бороться с брендом

BlackBerry -- конец прекрасной эпохиПо современным представлениям, независимо от используемых технологий, беспроводное корпоративное решение (Wireless Enterprise Solution, WES) должно обеспечить безопасные корпоративные сервисы, которые будут работать во всех известных сетях -- GSM/GPRS, CDMA, iDEN, Mobitex, Datatac -- и тех, которые появятся завтра, а также иметь возможность взаимодействия с устройствами, разработанными третьими компаниями.

На схеме представлено продемонстрированное на CeBIT 2004 типовое корпоративное решение от BlackBerry. Точно такую же схему предлагает и Good Technology. Ее ПО, как и BlackBerry Enterprise Server, устанавливается за корпоративным брандмауэром, обеспечивая соединение с сетью, шифрование, транскодирование данных и т. д. Если не вдаваться в тонкости реализации инфраструктурных решений, при относительно равных возможностях сервиса пользователю оказывается важнее ценовая политика компаний. Гораздо более гибкая Good Technology имеет здесь больше пространства для маневра, используя агрессивные цены. Например, корпоративный сервер BlackBerry с 20 пользовательскими лицензиями как для MS Exchange, так и для Lotus Domino стоит 5 тыс. долл. За каждую дополнительную лицензию нужно будет заплатить еще $80. Терминалы также покупаются отдельно. Например, в AT&T Wireless модель BlackBerry 7230, как и Treo 600, обойдется клиентам в $450. Модель 7280 предлагается за $300, но с обязательным тарифным планом -- $50 за передачу данных и $35 за передачу голоса, без ограничения объема или времени.

Good Technology, в свою очередь, предоставляет годовую подписку на пользование своим ПО для Treo 600 за $330 на одного пользователя (без стоимости услуг телекома). Если необходима только почта, можно использовать RIM 957 за $150 в год плюс активация сети ($25) и $40 ежемесячно за неограниченный объем данных (для сети Cingular).


Терминалы и терминаторы

Эта неоконченная история еще раз подтвердила, что ситуация в IT-индустрии усилиями множества компаний меняется очень быстро. Возможность BlackBerry быстро работать на низких скоростях обмена данными по мере совершенствования беспроводных сетей становится все менее актуальной. Создание более функциональных гибридов КПК и мобильных телефонов делает малозначимыми достоинства специальных терминалов, если все нужные свойства можно получить программным путем. Вполне вероятно, топливные элементы уже в следующем году лишат устройства BlackBerry еще одного козыря -- экономичности. Лицензирование своих технологий -- еще один признак наступающих перемен в жизни и бизнесе RIM.

Что ж, то, что было конкурентным преимуществом десять лет назад, неизбежно со временем сходит на нет. К тому же RIM недавно проиграла процесс против ком-пании NTP, защищающей права изобретателя Томаса Камапана (Thomas Camapana), связанные с конструкцией терминалов. Мало того, что RIM грозит теперь выплата 8,55% лицензионных отчислений от продаж устройств BlackBerry в Северной Америке, ей также вообще запретят производить их, если апелляция к высшей инстанции будет отклонена.

Пока исход соперничества между RIM и Good Technology совершенно неясен. Все же вряд ли GoodLink станет убийцей BlackBerry. Эксперты полагают, что рынок настолько огромен, что на нем легко уместятся и RIM, и Good Technology, и еще несколько компаний. В конце концов, кроме миллиона подписчиков BlackBerry, есть еще более 100 млн. только американцев и европейцев, которые пока не охвачены подобными мобильными сервисами. Но для тех, кому нужна только почта и ничего кроме почты и MS Outlook, пока более привлекательными выглядят решения Good Technology.

Ну и, как всегда, в этой битве незримо присутствует Microsoft, крайне заинтересованная в создании корпоративной ниши для применения Pocket PC.