Бизнес и IT: как устранить противоречия

31 май, 2005 - 23:00Александр Черников

Покупая много лет назад первый компьютер, начинающие бизнесмены меньше всего задумывались о том, что довольно скоро его собратья проникнут во все подразделения компаний, образуя сложную сеть, а сам бизнес станет зависим от ее «здоровья», которое обеспечивает многочисленная и весьма дорогая армия специалистов. Пока лучшим способом решения этой проблемы считается использование специального «интеллектуального» ПО, одним из ведущих разработчиков которого является BMC Software.

Активное внедрение корпоративных информационно-управляющих систем в Украине началось более десяти лет назад, и сегодня компьютерное хозяйство многих, в первую очередь финансовых и телекоммуникационных, компаний становится настолько сложным и запутанным, что это приводит к резкому повышению накладных расходов на управление инфраструктурой и увеличению разного рода ошибок и несогласованностей при организации работы пользователей. Соответственно, растет интерес подобных организаций к стандартизации процессов и технологий в области управления информационной инфраструктурой.

Подобные проблемы в западных компаниях начали проявляться гораздо раньше, и неудивительно, что ряд производителей ПО специализируется на продуктах для автоматизации процессов прогнозирования и локализации нарушений в работе сетей и систем, управления их развитием и заменой и т. д. Признанным лидером в этом сегменте аналитики в один голос называют корпорацию BMC Software. Основанная в 1980 г., она сегодня имеет суммарный доход на уровне 1,4 млрд долл. и представлена во многих странах мира.

Усилиями отечественной компании ProNET, заключившей около года назад партнерский договор с BMC, некоторые продукты последней стали доступны теперь и отечественным заказчикам.

Не так давно фирмы провели специальный семинар, в ходе которого мы попытались, с одной стороны, узнать о связанных с IT-инфраструктурой трудностях отечественных компаний, а с другой – оценить, насколько они могут быть устранены или, по крайней мере, уменьшены с помощью продуктов BMC.

Проблемы украинских компаний

Технический директор ProNET Андрей Гришанков, исходя из восьмилетнего опыта работы компании в области системной интеграции, считает, что сегодня IT-подразделения подавляющего большинства организаций испытывают все усиливающееся давление со стороны отделов, занимающихся основным бизнесом.

Кроме того, в последние годы наметилась тенденция заключения формальных договоров между этими департаментами о качестве предоставляемых услуг (Quality of Services, QoS), позволяющих до минимума сократить расходы на обеспечение работы IT-инфраструктуры.

По мере освоения отечественными компаниями передовых методов ведения бизнеса они также все чаще проявляют интерес к библиотеке мирового опыта ITIL (IT Infrastructure Library) и, соответственно, к продуктам и решениям, построенным на основе данных рекомендаций.

Именно с этой точки зрения следует рассматривать технологии, предназначенные для «выравнивания» (alignment) целей всех подразделений, приближаясь к идеалу, когда IT и бизнес работают как единый слаженный механизм. Пока эта задача весьма труднодостижима. Согласно оценкам Gartner Group, только очень малая часть компаний во всем мире полностью реализовала такую модель организации, а более 80% все еще работают по старинке. Как отмечают в ProNET, в Украине эта цифра достигает почти 100%.

Что может решить BMC

В целом на рынке имеется большое количество инструментальных средств для управления IT-инфраструктурой. Однако используя продукты, подобные тем, что предлагает BMC, можно дополнительно определить, как те или иные IT-проблемы сказываются на основном бизнесе и, наоборот, как изменения в бизнесе должны повлиять на IT-инфраструктуру.

Другими словами, технологии ВМС изменяют традиционные подходы к управлению IT-услугами. С их помощью организации устанавливают связь между IT-ресурсами, действиями IT-персонала и их влиянием на операционные процессы. В результате вырабатываются соответствующие методы управления инфраструктурой с целью достижения наивысшего уровня производительности основных бизнес-процессов.

В арсенале BMC на сегодня насчитывается более 300 продуктов, но в первую очередь, по мнению специалистов ProNET, в украинских компаниях найдут применение ВМС Patrol (управление сетями, приложениями и системами, в том числе класса ERP), Control-SA (управление пользователями и доступом), Consul (аудит безопасности) и SmartDBA (мониторинг распределенных баз данных).

Сфокусировавшись вначале на одной из «болевых точек», компании-заказчики могут в дальнейшем добавлять в систему другие продукты BMC, вплоть до реализации полной схемы управления инфраструктурой и приложениями, событиями и влиянием IT-услуг на бизнес, планированием и выделением ресурсов, конфигурациями и другими составляющими корпоративной информационной системы.

«Ключевую роль для нас играют партнеры»

Интервью с Золтаном Аведом, региональным менеджером BMC по продажам в Восточной Европе

Бизнес и IT как устранить противоречия

Gartner Group и другие аналитические компании уже в течение нескольких лет говорят о необходимости «выравнивания» корпоративных IT и основного бизнеса. По Вашему мнению, эта концепция актуальна в Украине?

Украина не является какой-то изолированной страной. Если это важно для западных компаний, то должно быть не менее важным и для украинских. Чем большее значение имеет IT-инфраструктура для организаций, тем сильнее она разрастается и тем сложнее заставить ее жить по законам основного бизнеса. Многие продукты, предлагаемые BMC, направлены именно на это.

В каких сегментах и отраслях продукты BMC могут найти применение в Украине в первую очередь?

Скорее всего, это финансовые организации, обладающие мощной IT-инфраструктурой и испытывающие потребность в управлении изменениями в данной области. Это также касается операторов беспроводной связи, но для банков и страховых компаний во всем мире подобное ПО является ключевым.

Сегодня в Украине используются самые разные корпоративные системы. Есть ли такие из них, с которыми продукты BMC работают лучше или которые предпочтительнее для интеграции с ними?

Конечно, лучше всего заказчик может использовать наши разработки с продуктами компаний, имеющих с нами партнерские соглашения, например с SAP. Мы долго и очень тесно сотрудничаем с этой компанией. То же можно сказать и об IBM, Oracle и некоторых других фирмах с мировым именем. Но нет особенных препятствий и при внедрении наших продуктов там, где работают иные системы.

Сегодня появилось большое количество новых технологий, таких как .NET, Web-сервисы, grid. Готова ли BMC работать с ними?

В своих исследованиях и разработках BMC старается опережать конкурентов не менее чем на полгода. Это относится и к новым технологиям. Конечно, реализация готового решения может занять определенное время, но мы всегда стараемся предугадывать тенденции развития в той или иной области и быть готовыми к появлению новых систем.

Расскажите о сотрудничестве BMC и ProNET и о планах на ближайший год.

В первую очередь мы будем уделять внимание управлению инфраструктурой. Один из наиболее важных для нас продуктов сейчас – Patrol. Данное ПО не только позволяет локализовать сбои в корпоративной системе, но и организовать определенным образом потоки информации. Мы будем также предлагать средства для управления различными базами данных. В более отдаленных планах – ПО для управления безопасностью систем.

Почему в Украине BMC первыми выводит на рынок именно эти продукты?

Patrol идеально подходит для начала нашей деятельности в Украине. Пока мы не хотели бы выполнять очень крупные проекты. Для нас важнее, чтобы у потенциальных заказчиков сложилось правильное и положительное мнение о нашей компании и ее ПО. Но со временем, думаю, украинским заказчикам будут предлагаться и другие продуктовые линейки BMC.

Все же методы и решения от BMC пока сложны для восприятия нашими компаниями. Предполагается ли специальное обучение заказчиков или проведение тренингов?

Конечно, вопросы и уточнения неизбежны, но мы надеемся, что специалисты ProNET окажут существенную помощь и поддержку при внедрении, обучая ключевых пользователей и передавая им необходимые знания. Очень важно также, что BMC может ознакомиться при этом с особенностями местного рынка и глубже понять проблемы и требования заказчиков. Это также будет способствовать более тесному сотрудничеству и взаимопониманию.