Бизнес и ИТ, цены на Windows и реалии Украины…

10 февраль, 2010 - 17:52Игорь Шаститко

Поводом написать этот, совсем "нетехнический” пост на своем “техническом” блоге стали несколько событий – хотелось бы ответить на комментарии посетителей к предыдущему посту “A продукты Microsoft cтановятся все доступнее и доступнеe…” и посту Владимира Безмалого “Скупой платит дважды!”, но, самое главное – последнее мнение, услышанное мной от ИТ-руководителя о месте ИТ в бизнесе…

Начнем с предыстории “места ИТ в бизнесе украинских малых и средних предприятий” – описанные ниже события имели место чуть более года назад, в “самом начале кризиса”. Тогда, обсуждая с ИТ-директорами после семинара по модели оптимизации ИТ-инфраструктуры в неформальной обстановке те преимущества, которые дает оптимизация ИТ для предприятия, состоялся примерно следующий диалог:

- Заказчик(З): Так зачем все же оптимизировать ИТ-инфраструктуру?
- Я: Снижает общую стоимость владения, затраты на ИТ-отдел, повышает, в зависимости от выбранного уровня оптимизации, эффективность работы пользователей…
- З: И что, сейчас же руководство тратит деньги на наш отдел, столько, сколько нам нужно. Зачем мне идти к руководству и говорить, что мы работаем неэффективно, можно многое улучшить, кое-кого – сократить, в том числе – не только из ИТ-команды?
- Я: Да, но эта ситуация сейчас такая, а вот к нам подкрадывается кризис – что тогда? Когда у компании вместо показателей 100% прибыльности будет показатель 10% – что будете делать, как будете обеспечивать нужный уровень ИТ-сервиса для компании?
- З(ответ меня просто убил): если прибыльность компании упадет до 10% – мы сами ее закроем и уедем на юга пережидать тяжелые времена. За 10% ни шеф, ни я работать не будем. Потом, когда все “уляжется” и “кризис пройдет” – снова откроемся.
- Я: ???????!!!!!!!!! 8-[]]]]]]]]]]]]]]]]]] (траектория отпадающей челюсти)….

А буквально на днях я услышал следующую интерпретацию (уже кризисную) такого подхода бизнеса к ИТ (а, впрочем – не только бизнеса, но и ИТ-руководителей). Ситуация в некой средней компании “кризисная”, естественно, руководство массово увольняет людей (а какие еще методы снижения себестоимости производимого продукта занет “местячковый” руководитель, проживший 10 лет спокойной жизни, поскольку в ходу была просто наценка на продукт, обеспечивающая 100% прибыли?)… Дошла очередь и до отдела ИТ. Руководитель ИТ-отдела – “закадычный” друг владельца/руководителя компании – собирает коллектив ИТ и озвучивает решение “все свободны, всем спасибо”. На законный вопрос “А кто будет хотя бы саппортить работу более чем 300 десктопов?” следует мегаответ “Мы с главным посовещались и поняли, что даже если все компы сдохнут – заставим людей писать в толстенные гроссбухи и считать на калькуляторах. А электронную почту вполне заменяет телефон и смс”. Вот он, “бизнес по-украински”… Вместо практикуемого во всем мире подхода к повышению производительности труда сотрудников посредством внедрения новых технологий, в том числе и ИТ, у нас, как всегда – “экономия” путем отказа от современных технологий. Действительно, “руками”-то человек будет делать все “задаром” – разве что кроме того времени, которое он потратит на выполнение работу “вручную”… Но время работы сотрудника для украинского “предпринимателя” средней руки, как показывает личный опыт – вещь абсолютно абстрактная и аморфная… Денег никто не платит в этой стране за “переработку”, впрочем, как и не считает, сколько действительно времени сотрудник тратит на выполнение бизнес-процессов и решение производственных задач.

Если было бы иначе – то заявлений типа “компы заменим на счеты” не допускали бы – потому что комп – это те же счеты+канцелярский набор+телефон+смс+еще много чего – и его появление на рабочих столах “буржуев” было вызвано именно нехваткой рабочего времени – бизнес требует быстрее и лучше выполнять работу от каждого сотрудника…

Софт – именно удобство выполнения пользователем своих повседневных задач при помощи того или иного софта и лежит в основе его стоимости. Все эти новые версии офисов, которые, по мнению “суперпродвинутых ИТшников” не несут в себе ничего инновационного – они “незаметно” ускоряют процесс… Каждый новый Windows или Office от Microsoft – это колоссальная работа над эргономикой продукта, учет тех или иных пожеланий пользователей, наблюдений за их повседневными операциями. Все эти поиски документов в мешанине папок, операции с данными, форматирование представления, печать и сетевые операции – это время. И когда говорят, что новый десктоп от Майкрософт обеспечивает экономию 20 минут рабочего времени сотрудника в день, наши “мегаспецы” всегда отмахиваются - “ну и что”… Если один день работы сотрудника в компании (а именно на такое кол-во часов мы выходим, если посчитать эти 20 минут в день) ничего не стоит, то значит, у компании есть 5% запас средств, позволяющих компенсировать только эти прямые потери… не говоря уже о непрямых потерях, типа упущенных возможностей и отставания от конкурентов, о новых бизнес-процессах, которые могут быть построенны куда более эффективно, чем это сделано сейчас в организациях – примеров таких процессов, которые бы существенно упростили жизнь небольшой по размерам организации – масса. Одно внедрение Windows SharePoint Services с их процедурами утверждения документов и версионностью вместо “обычных” общих сетевых папок уже существенно повышает продуктивность работы с документами в группах.

Стоит ли новый “софт” этих 5% месячной (а, следовательно, и годовой) зарплаты сотрудника при условии повышения эффективности его работы? Прямые затраты на преобретения ПО окупятся за 2года (при условии, что зарплата в 500уе – вполне реалистична для Киева и других крупных городов). Непрямые затраты – развертывание и прочее – зависят от зрелости ИТ-инфраструктуры – для кого-то это будет 10% от стоимости ПО на рабочем месте, а для кого-то – все 100%.

Как говориться – считайте… Цена на ПО – это цена эффективности отдельного человека и всего коллектива для бизнеса. И если бизнес не готов платить эту цену – значит, он еще не созрел, как бизнес. Я, в свою бытность системным администратором, всегда отказывался от предложений работы в компаниях, где мне не могли назвать четкую цель наличия у компании той или иной ИТ-инфраструктуры – не было желания заниматься бесцельным переносом системных блоков, без понимания того, что твоя работа что-то дает компании, а не просто “чтобы было”…

Посчитали – оказывается, дорого? Сотрудники стольно не вырабатывают? Не хочется взглянуть на бизнес-процессы другими глазами? Все равно хочется установить “палёную” Windows, а потом, когда придут органы – будем кричать о произволе Microsoft и “высоких” ценах? Владимир Безмалый в комментариях к своему посту, упоминавшемуся вначале, очень правильно сказал – есть же альтернатива, бесплатное ПО – но зачем же продолжать воровать?

Что? Бесплатное ПО не такое удобное? Требуется переучивание пользователей, которых “бессовестный” Майкрософт “присадил” на свои Винды-Офисы? – Так никто не присаживал – человек сам интуитивно выбирает, с чем ему удобно работать, что его устраивает в отношении цена/качество… Этим, собственно, и отличается бесплатное ПО от ПО, предлагаемого Майкрософт – Майкрософт предлагает готовые универсальные инструменты, которые позволяют бизнесу зарабатывать деньги. И пока бизнес не поймет, что и как у него самого твориться и почему его деньги уходят, как вода в песок при минимальном росте производительности труда – так будем ходить вокруг да около, повторяя мантру - “снизте цены, снизте цены”…