BI: чего хотят покупатели

23 май, 2008 - 11:41Александр Черников

Бессмысленно относиться к бизнес-аналитике по принципу: «нажмите кнопку – вылетит птичка». Не вылетит. Нужно выполнить довольно много условий, чтобы соответствующее ПО начало приносить предприятию сколько-нибудь ощутимую пользу. Перспективность использования средств поддержки принятия обоснованных решений сегодня признается почти безоговорочно. А вот переплавить ее в реальное конкурентное преимущество оказывается далеко не просто.

В заключительной статье этой Темы номера прежде всего хотелось бы привести некоторые данные из мартовского отчета аналитической компании IDC «Business Intelligence and Analytics Survey, 2008».

Главный вывод исследования – потребители ИТ-продуктов по-прежнему рассматривают решения класса BIAS (Business Intelligence and Analytics Software) как покупки первой очередности, несмотря на глобальные экономические неурядицы. Что произойдет в течение 2008 г.?

  • Получат большее распространение мониторинг бизнес-активности (Business Activity Monitoring), сложная аналитика (Advanced Analytics) и средства построения «приборных панелей» (Dashboard-Creation Tools).
  • По сравнению с 2007 г. бюджеты на BI ПО и сервисы в целом увеличатся. Только 6% респондентов ожидают уменьшения своих расходов на бизнес-аналитику.
  • Соответственно увеличится численность и технического, и бизнес-персонала, который связан с эксплуатацией аналитических средств.

Основные результаты

Ассортимент доступной бизнес-аналитики сегодня простирается от электронных таблиц до узкоспециализированных приложений. При этом у решений, имеющих на сегодня меньшее количество внедрений, лучшие перспективы роста сбыта в ближайшие пять лет. Все же пока в качестве основного инструмента BI в мире используются электронные таблицы (85%). Вторая по популярности категория – средства построения запросов и отчетов (59–61%). Около 40% применяют финансовую аналитику, контент-анализ, data mining и статистику, мониторинг бизнес-активности, 30–35% – приборные панели и счетные карты, CRM-аналитику, хранилища данных и OLAP, 20–25% – анализ рабочей силы, GIS и расчет цепочек поставок. Лидер среди решений бизнес-аналитики, намеченных к покупке, – Business Activity Monitoring.

Если говорить об удовлетворенности имеющимися средствами BI, то основная оценка – тройка по пятибалльной системе. При этом не указывается, плохи ли сами приложения или персонал еще не удосужился освоить их как следует. Нет единства и в том, как организации оценивают успешность применения средств BI: чаще других назывались удовлетворенность потребителей, анализ возврата инвестиций (ROI) и контроль степени использования, а 27% организаций просто не измеряют значений данного показателя.

В техническом отношении в наибольшей степени мешает использованию BI низкое качество исходных данных (45%), отсутствие интеграции разрозненных систем предприятия, средств BI, встроенных в ИТ-инфраструктуру, а также единого представления субъектов анализа, за что отвечает Master Data Management (25–30%). А 9% респондентов просто не знают, что им мешает широко использовать бизнес-аналитику.

В деловом отношении главной помехой с большим отрывом является малый ИТ-бюджет (47%). Бесспорное второе место – дефицит времени для проведения BI-проекта (35%). Дальше предсказуемо разместились недостаточное образование пользователей и неясность того, для чего им нужен BI (25–30%). Как ни странно, оказалось, что такие часто упоминаемые в специальной прессе и на мероприятиях факторы, как необходимость соответствия регулятивному законодательству, выравнивания бизнеса и ИТ и поддержки руководства, как оказалось (вопреки распространенному мнению), почти не мешают (11–16%).

В наибольшей степени средства BI сегодня применяет руководство предприятий (свыше половины), но основной прирост пользователей в течение ближайшего года ожидается среди менеджеров среднего звена.

Из внешних потребителей чаще всего доступ к корпоративным средствам BI имеют покупатели (30%), и к 2009 г. это число увеличится до 43%. Поставщики, дистрибьюторы, правительственные службы и инвесторы используют данные возможности намного реже – в 13–16% случаев.

Попробуем сопоставить эти данные, так сказать, с местными реалиями.

Украинские параллели

Общий уровень проникновения бизнес-аналитики в повседневную жизнь отечественных предприятий и организаций можно косвенно оценить исходя из информационного сообщения той же аналитической компании – программы IDC «Business Intelligence Roadshow 2008» www.idc-cema.com/events/bi08ua), где говорится о проведении соответствующего мероприятия в Киеве 2 октября текущего года.

В его рамках планируется обсудить следующие вопросы: «восхождение по лестнице BI»; аппаратные и программные средства для управления оперативной деятельностью компаний; «всепроникающая» (pervasive) аналитика и возврат инвестиций, а также то, что бизнес-аналитика без качественной информации не приносит желаемых результатов; Performance Management 2.0, концепции on-demand и операционный BI; неструктурированные данные, их качество и роль Master Data Management; преимущества совместного применения порталов и BI-платформ; хранение, складирование данных и управление ими; Dashboards и Scorecards; Real-Time BI и целый ряд так или иначе связанных с BI других проблем.

Ключевое слово здесь – «связанных». Уже сегодня в подготовку к запуску нового бизнеса (пусть пока и не слишком часто) включается построение ИТ-инфраструктуры с соответствующими корпоративными приложениями, а бизнес-процессы, реализованные в западных компаниях, дотягиваются до украинских партнеров. Бизнес-аналитика – на очереди. Почему-то думается, что на ее освоение отечественные предприятия затратят меньше времени, чем когда-то на ERP и CRM.

С другой стороны, вряд ли у нас так быстро получат широкое распространение инициативы, активно продвигаемые на Западе, такие как, например, Open Source BI, использование аналитики для «гринизации» ИТ, ее внедрение во все звенья – от производственных цехов и маркетинговых отделов до советов директоров, – да и «реальное время» сегодня пока с бoльшим удовольствием произносится, чем реализуется (о чем достаточно точно высказался автор предыдущей статьи).

Ответы украинских компаний (полные их варианты будут приведены на нашем сайте ko-online.com.ua) также можно охарактеризовать как осторожно оптимистические. Довольно разноплановые, они свидетельствуют об активном формировании в Украине настоящего, «взрослого» рынка средств бизнес-аналитики – со своими сегментами и емкостью. Стратегии применения BI также еще только вырабатываются (или уже вырабатываются?).

И все же, как бы ни фантазировали энтузиасты по поводу возможностей BI, видимо, прежде всего следует принять во внимание два следующих факта. В первой части данной статьи мы отмечали, что, по данным IDC, шесть из каждых семи компаний используют в качестве основного BI-инструмента электронные таблицы. В обзоре «Бизнес-аналитика в Украине» Citia BTC отметила, что в нашей стране «пока актуально внедрение первого поколения инструментов, позволяющих автоматизировать внутреннюю отчетность».

Это характеристика не уровня предложения BI разработчиками, а уровня восприятия ее потенциальными заказчиками. Так что вряд ли мы сильно ошибемся, предположив, что основная борьба между поставщиками на украинском рынке бизнес-аналитики развернется примерно за 10–15% наиболее крупных финансовых, телекоммуникационных, торговых и подобных им структур, накапливающих большие массивы данных, нуждающихся в их обработке и способных за это заплатить.

А основной массе предприятий, особенно малых и средних, пока еще предстоит изучить возможности BI в рамках массовых офисных программ и несложных средств подготовки запросов и генерации отчетов.