BI 2017 — Составляющие пейзажа

20 март, 2017 - 16:48Александр Черников

Платформы, которые традиционно строились от средств построения отчетов, уже в прошлом. Их заменяют «системы-советчики». Старые компании занялись переделками и приобретениями, а новые — захватом рынка. Посмотрим, кто есть кто.

MQ — что изменилось за год

У бизнеса появилась любопытная альтернатива — ориентироваться на известных разработчиков BI, которые дорабатывают свои платформы в соответствии с сегодняшними представлениями, или обратить внимание на «разрушителей» — молодые компании, которые с самого начала делают все не так, как признанные гранды.

Пока же переполненный рынок BI и аналитики включает все подряд — от давних, крупных технологических игроков до стартапов, многие из которых очень хорошо поддерживаются венчурным капиталом.

Gartner предсказывала радикальные преобразования в BI и аналитике еще несколько лет назад. Уже отчет 2016 г. был существенно перепроектирован в отношении весовых коэффициентов составляющих интегральной оценки по осям квадранта. В результате он более адекватно представил происходящие изменения.

BI 2017 — Составляющие пейзажа

Здесь следует обратить внимание на общее изменение расположения разработчиков. За счет введения новых коэффициентов облако компаний растянулось и стало более прозрачным. Теперь их возможности идентифицируются более четко.

Последний отчет дает достаточные доказательства того, что «agile BI» теперь становится стандартом индустрии. Разработчики, включенные в квадрант 2017 г., оценены по уровню их достижений в следующих пяти направлениях.

  • «проворное» централизованное BI обеспечение (agile centralized BI provisioning);

  • децентрализованная аналитика (decentralized analytics);

  • управление «открытием данных» (governed data discovery);

  • OEM или встроенный BI (OEM / embedded BI);

  • развертывание во внешних сетях (extranet deployment).

В квадранте появились ThoughtSpot, Datameer и Zoomdata. Platfora была приобретена Workday и больше не продается в качестве автономного решения, — она удалена из квадранта. Аналогично BeyondCore была приобретен Salesforce, и в квадрант вошла только последняя. Datawatch и GoodData были исключены, поскольку они больше не соответствуют критериям включения Gartner.

За исключением Tableau и Microsoft, которые активно двигаются вперед, все известные BI компании — Alteryx, Logi Analytics, MicroStrategy и Pentaho — испытали значительное ухудшение своего положения.

Относительными победителями годового промежуточного этапа мировой BI гонки можно назвать Sisense и Salesforce. Они вошли в число Провидцев рынка после прозябания среди Нишевых игроков в 2016 г. Еще нужно отметить Tibco, которая за счет модернизации упрочила свое положение в сегменте.

В целом размещение компаний в последнем квадранте свидетельствует о том, что традиционные разработчики BI очень нелегко приспосабливаются к новому пейзажу.

Microsoft

BI 2017 — Составляющие пейзажа

Microsoft Power BI сегодня является одним из самых мощных и в то же время простых для пользователя инструментом аналитики.

Исключительное положение Microsoft в сегменте Лидеров — это признание инноваций, которые были сделаны в Microsoft Power BI в 2016 г. В совершенствовании принимали участие более 200 тыс. членов сообщества. Они представили более чем 6 тыс. идей с июля 2015 г., которые непосредственно повлияли на развитие продукта.

Tableau

Tableau располагается в секторе Лидеров пятый год подряд. Кроме того, компания четвертый год подряд занимает высшую позицию по оси Ability to Execute. Компания полагает, что это признание устанавливает ее аналитическое ПО как первую позицию для выбора в индустрии.

Ее корпоративная аналитическая платформа включает NLP, ML и «умное открытие данных» (Smart Data Discovery, SDD). По мнению многих аналитиков, Tableau является действующим индустриальным стандартом для интерактивной визуальной аналитики.

BI 2017 — Составляющие пейзажа

Более 300 тыс. человек используют бесплатный Tableau Public, чтобы поделиться результатами своих исследований данных в блогах и на сайтах.

Oracle

Прошлый год был сложным для продуктов и сервисов этого семейства. Что же происходило в действительности? Положительный пользовательский опыт стал основным фактором роста использования Oracle Business Analytics.

BI 2017 — Составляющие пейзажа

Ничего особенного в аналитике Oracle нет. Разве что огромная база преданных пользователей.

Клиенты Oracle расположены по всему земному шару. Они представляют все основные отрасли промышленности и используют аналитику в своих ключевых деловых функциях, — таких, как продажи и финансовый анализ, управление качеством обслуживание клиентов, сегментация рынка и управление ассортиментом продукции.

Многие из них согласились участвовать в опросе MQ Gartner для 2017 г., и дали оценки, которые позволили Oracle войти в MQ BI и аналитики, — пусть и в роли Нишевого Игрока.

В специальном обращении Oracle вновь подтвердила свое обязательство перед клиентами и рынком в целом. Оно заключается в том, чтобы «поставить самый всесторонний портфель инновационных решений для аналитики, обращаясь к самому широкому спектру предприятий, бизнес-лидерам и IT-специалистам».

Дебют ThoughtSpot

BI 2017 — Составляющие пейзажа

ThoughtSpot позиционируется в нише «корпоративной аналитики на основе поиска» (Search-Driven Analytics for the Enterprise) и впервые включена в MQ.

Согласно Gartner, «к 2020 г. половина аналитических запросов будут производиться, используя поиск, обработку естественного языка или голоса, или они будут генерироваться системой автоматически».

ThoughtSpot — аналитическая платформа следующего поколения, приводимая в действие первым в мире движком типа Relational Search. Система развертывается на 85% быстрее, чем известные аналогичные технологии и чуть не в десять раз быстрее строит отчеты.

«Два года назад ThoughtSpot ввела радикально другой подход к аналитике», — сказал в интервью соучредитель и СЕО ThoughtSpot Аджит Сингх (Ajeet Singh). — «Следующее поколение технологии аналитики будет гораздо меньше связано с визуализацией».

BI 2017 — Составляющие пейзажа

С Аджитом Сингхом, одним из «гуглерсов» и сооснователем как ThoughtSpot, так и довольно известной Nutanix, стоит познакомиться подробнее.

ThoughtSpot создала концепцию и продукт Relational Search. Технология может встраиваться в порталы, приложения и использоваться по принципу самообслуживания (self-service). ThoughtSpot соединяется с любыми источниками данных — on-premise, облачными, Big Data или десктопными.

Характерно, что ведущие бренды Fortune 500 в розничной продаже, финансовых услугах, телекоммуникациях и здравоохранении быстро поняли преимущества решения ThoughtSpot, которое помогает каждому сотруднику быстро принимать решения на основе собранных данных, и уже вовсю используют его.

На этом пока все

По всем прогнозам, 2017 год будет относительно спокойным для BI и аналитики внешне (для клиентов) и очень напряженным для разработчиков. Квадрант Gartner отразил изменения и тенденции. Компаниям предстоит все это реализовать.

Основная задача клиентов — осознать происходящее, освоить новые принципы BI и перейти к преимущественному использованию BI неспециалистами. Ну а в какой степени все это совершится, покажет следующий квадрант.