Беззеркальные системные фотокамеры: модное веяние или новый класс?

22 октябрь, 2010 - 13:22Юрий Сидоренко

Два года назад, когда о мировом финансовом кризисе еще никто не хотел думать и все были полны радужных надежд, в фотоиндустрии произошло неожиданное оживление. Показ системы Micro Four Thirds на кельнской Photokina в сентябре дал старт развитию нового класса техники – компактных системных камер со сменной оптикой.

Прошло два непростых года, в течение которых все основные игроки фоторынка не просто выжили, но продолжили расширять свои продуктовые линейки. Возможно, в других экономических условиях перспективы у нового класса аппаратов были бы лучше, но несомненно, что беззеркальные системные камеры уже получили признание в мире. Более того – в преддверии очередной Photokina 2010 наконец можно подвести предварительные итоги и оценить влияние этого явления на рынок и индустрию.

Однако чтобы лучше понимать, о чем идет речь и в чем, собственно, заключается разница между традиционной и новомодной беззеркальной конструкцией фотоаппаратов со сменной оптикой, давайте для начала разберемся в причинах появления этого класса техники и совершим небольшой экскурс в историю фотоаппаратостроения.

Краткая история развития фотокамер

Оговоримся: нас интересует не ход технического прогресса в данной области вообще, а лишь несколько аспектов конструкции фотоаппаратов. А именно: системы визирования (предварительного просмотра композиции), фокусировки (наводка на резкость) и экспонирования (проекции объективом изображения на светочувствительный элемент).

Беззеркальные системные фотокамеры модное веяние или новый класс?

Первоначально аппараты строились по карданной схеме (рис. 1). Визирование и наводка на резкость осуществляются в ней по большому матовому стеклу. Поскольку его площадь довольно велика, объектив не может обеспечить на нем яркое изображение, и фотографы зачастую пользуются черным покрывалом, чтобы исключить паразитную засветку. Затвор располагается за объективом и механически может быть как его составной частью, так и отдельным элементом. После фокусировки (вручную) и установки всех необходимых параметров место матового стекла занимает светочувствительная пластина (или пленка), и открывается затвор. Происходит экспонирование.

Достоинства этой схемы: 100%-ный охват будущего кадра при визировании; возможность контролировать глубину резкости до момента съемки. Недостатки – низкая яркость картинки на матовом стекле, громоздкость конструкции и полное отсутствие оперативности.

Следующим этапом развития стали шкальные/дальномерные камеры (рис. 2). Их основное отличие от карданных – полностью раздельные тракты визирования и экспонирования. Визирование осуществляется не через объектив, а посредством оптического видоискателя, в определенной мере повторяющего оптические свойства объектива.

Несомненные достоинства такой схемы – оперативность (стоит открыть затвор, и начинается экспонирование, не нужно тратить время на установку светочувствительного элемента), компактность (как в размерах корпуса, так и с точки зрения расстояния от светочувствительного элемента до объектива), отсутствие необходимости в дополнительных движущихся механических элементах (по сравнению с зеркальными камерами).

Недостатков же куда больше. Прежде всего это несоответствие изображения в видоискателе тому, что проецируется объективом (из-за параллакса – смещения оптических осей); невозможность оценки глубины резкости. На ранних этапах развития фокусировка выполнялась по шкале расстояний на объективе (отсюда и название), затем в обиход вошел дальномер (оптическая конструкция, позволяющая определить дистанцию до объекта за счет все того же параллакса), а в последней четверти прошлого века появились и автофокусные модели. Однако макросъемка и работа с телеобъективами для этого класса техники были настолько неудобны, что они почти не получили распространения. Случались и вовсе комичные ситуации – поскольку фотограф видел будущий кадр в видоискатель, он мог просто забыть снять крышку с объектива при нажатии на кнопку спуска...

Промежуточный этап – двухобъективные камеры с шахтным видоискателем (рис. 3). В этой схеме визирование и наводка на резкость осуществлялись по матовому стеклу, изображение на которое проецировалось дополнительным объективом, механически (через шестеренчатую передачу) связанным с основным.

Одна из проблем дальномерных камер была решена: фокусировка стала точной. Но остались параллакс и невозможность предварительно оценить глубину резкости. Появились и новые сложности – два объектива стоили дороже, чем один, кроме того, их необходимо было согласовывать...

Сменная оптика для двухобъективных систем не получила распространения. Однако именно там впервые появился такой элемент, как зеркало, отражающее изображение объекта на матовое стекло видоискателя. До появления доминирующей на сегодняшний день конструкции зеркальных аппаратов со сменной оптикой оставался всего один шаг.

Зеркальная однообъективная схема (SLR, single-lens reflex) (рис.4) оказалась практически идеальной – визирование и фокусировка в ней осуществляются через съемочный объектив. Можно оценить глубину резкости перед спуском затвора. Доступны автофокусировка и замер экспозиции с учетом особенностей оптики. Нет параллакса. Но и здесь без проблем не обошлось. Механизм подъема зеркала – высокоточный узел с ограниченной (хотя и достаточно высокой) скоростью работы, что сдерживает «скорострельность» репортерских зеркалок. Он также подвержен поломкам и создает нежелательные вибрации корпуса камеры, которые могут приводить к смазыванию изображения.

Конечно, зеркало можно поднять предварительно (этот режим стал стандартным для профессиональных камер) и/или сделать его полупрозрачным и неподвижным. Последнюю идею, воплощаемую до этого в специальных скоростных версиях пленочных зеркалок, недавно применила Sony.

Куда пропало зеркало?

Идея убрать из аппарата со сменной оптикой зеркало, пентапризму и оптический видоискатель стала актуальной в эпоху цифровой технологии. К этому моменту уже добрый десяток лет выпускались компактные камеры, в которых визирование и наводка на резкость осуществлялись с помощью электронного видоискателя (маленький, снабженный окуляром, или большой ЖК-дисплей, расположенный на задней панели – не суть важно). И очень многие технически неподготовленные пользователи, пришедшие в мир зеркальных цифровых камер из класса компактов, недоумевали по поводу невозможности «наводиться по экрану», поскольку этот режим визирования для них наиболее привычен.

Так родилась на свет технология Live View. Когда пользователь DSLR вместо оптического видоискателя задействует для визирования ЖК-экран, зеркало поднимается, и светочувствительная матрица применяется для считывания информации в режиме реального времени. При этом, правда, пропадает возможность быстрой фокусировки фазовым методом (так как изображение на датчик автофокуса в зеркалке попадает отражением от опущенного зеркала), а сама матрица должна быть особой конструкции, допускающей такой режим работы. Но здесь очень кстати выяснилось, что с помощью режима Live View можно «научить» зеркальные камеры не только фотографировать, но и... снимать видео!

Эта функциональность так понравилась пользователям, что сегодня ни одна новая DSLR не выпускается без Live View и съемки видео. Но позвольте, сказали инженеры – если в камерах большинства потребителей зеркало 80% времени находится в поднятом состоянии для работы этих функций, то, возможно, стоит от него избавиться вообще? А уж проблему фокусировки мы как-нибудь решим...

Таким образом и появились беззеркальные компактные камеры со сменной оптикой (рис. 5), называемые также «гибридными». Иногда используются и прочие обозначения, поскольку устоявшегося наименования для этого класса техники пока нет. Но его черты можно выделить явно: наличие сменной оптики; большой светочувствительный сенсор; отсутствие зеркальной системы и, соответственно, оптического видоискателя; укороченный рабочий отрезок объектива.

Почему и для чего

Мир не стоит на месте, и фотомир – тем более. Каждый день в исследовательских лабораториях ведущих компаний инженеры трудятся над созданием новых продуктов. Именно благодаря непрекращающейся конкуренции «большой пятерки» брендов в фототехнике последнего десятилетия прогресс особенно заметен.

Можно выделить три основные причины появления беззеркальных компактных камер со сменной оптикой. Первая напрямую связана с бизнесом. Известно, что создание электронных компонентов современного фотоаппарата – удовольствие не из дешевых. Фабрики по выпуску светочувствительных чипов стоят умопомрачительные суммы (даже по сравнению с точным механическим производством), и вернуть вложенные в них средства можно либо при очень высокой цене изделий, либо при их массовом изготовлении. В продажах фототехники работают оба подхода – сначала новые продукты с высокой маржой «снимают сливки», затем в игру вступают количество и массовый сегмент.

После 2000 г., когда удалось наладить выпуск матриц, обеспечивающих пригодное для профессионального использования качество изображения, начался бум цифровых зеркальных фотоаппаратов. Однако гранды индустрии не спешили. Сперва упор был сделан на вдвое меньшую (геометрически) по сравнению с классическим 35-миллиметровым кадром пленки матрицу типа APC-C. Она значительно дешевле в производстве, а количество светочувствительных элементов (сначала 6, потом 10 и наконец 12–18) соответствовало вычислительным возможностям встроенных центральных процессоров и скорости оперативной памяти.

Когда «сливки» были сняты, а бюджетные зеркальные камеры начали стоить почти столько же, сколько и дорогие «мыльницы», вниманию профессиональной публики представили полнокадровые аппараты. К тому моменту на руках у фотографов уже имелся не только солидный парк камер с «урезанными» матрицами, но и внушительное количество новых объективов, рассчитанных на работу только с этим типом сенсора. Кстати, когда «полнокадровая» матрица станет обыденностью (что наверняка произойдет в обозримом будущем), профессионалам начнут активно предлагать средний формат. Хотя объемы продаж в данном сегменте никогда даже не приблизятся к массовому рынку.

Однако фабрики по производству компонентов продолжают работать. И необходимо находить новое применение матрицам, процессорам и модулям памяти.

В истории есть несколько примеров удачного применения уже не приносящей большого дохода элементной базы. Так, в свое время Стив Джобс сделал мегауспешным MP3-плеер iPod на базе жесткого диска. HDD по 30 и 60 ГБ перестали пользоваться спросом у покупателей ноутбуков, зато отлично подошли тем, кто хотел иметь при себе всю фонотеку.

В этом плане производители фототехники находятся в привилегированном положении по сравнению с теми, кто выпускает, например, бытовую технику или автомобили. Вы купите домой вторую микроволновую печь? Скорее всего нет. А вот два фотоаппарата у одного владельца – далеко не исключение.

Беззеркальные системные фотокамеры модное веяние или новый класс?
Olympus E-P1 c установленным оптическим видоискателем (аксессуар)

Но как заставить тех, кто уже имеет камеру, раскошелиться еще и на вторую? Довольно просто: нужно предложить им либо что-то лучшее, либо что-то новое. А ведь есть еще и неофиты от фотографии!

Беззеркальные компактные цифровые аппараты оказались здесь очень кстати. Во-первых, в них можно использовать уже производимые для зеркалок компоненты. Во-вторых, это новый товар, привлекающий энтузиастов, как и любая новинка. В третьих, компактные габариты и качество снимков, аналогичное «зеркальному», позволяют предложить их серьезным фотографам как «карманную» повседневную камеру. А также порекомендовать тем, кто «созрел» к смене «мыльницы» на что-то более серьезное.

Вторая причина появления беззеркальных компактных системных камер – рыночная. Из славной плеяды производителей серьезной пленочной фототехники пережили переход на цифровые технологии далеко не все. Сегодня картина такова: на вершине пирамиды находятся Canon и Nikon, далее идут Olympus и Pentax. А дело Minolta стремится продолжить амбициозная Sony, купившая ее в 2006 г. Sigma не в счет, с одной моделью далеко не уедешь. Есть, конечно, средний формат, но это удел узкого круга топ-профи. Особняком стоит Leica.

Судя по всему, теперешнее положение пары лидеров их вполне устраивает – они продолжают разработку и выпуск новых моделей зеркальной техники.

Торговая марка Pentax в рамках своего нового владельца – корпорации Hoya – темная лошадка. С ограниченной линейкой зеркальных аппаратов она остается на плаву и делает рывок в средний формат, где в пленочные времена имела хорошие позиции. Остальным же игрокам явно тесно в прокрустовом ложе зеркальной технологии. И Olympus – яркий тому пример.

В эпоху пленки компания чувствовала себя уверенно. При переходе к цифровым технологиям она была лидером с псевдозеркальными аппаратами и могла упрочить свои позиции, предложив первую зеркальную камеру по разумной цене. Однако этого не произошло – по неизвестным причинам Olympus сосредоточилась на разработке системы Four Thirds, принятой неоднозначно.

А ведь есть еще производители бытовой электроники, которые тоже хотят участвовать в дележе прибылей от продажи фототехники. К последним, безусловно, относятся Panasonic, Samsung и Sony.

Беззеркальные системные фотокамеры модное веяние или новый класс?
Panasonic Lumix GF1 с объективом 20 мм 1:1,7

Panasonic (и другие торговые марки Matsushita Electric Industrial), как и Sony, никогда раньше не ассоциировалась с производителями фотоаппаратуры. Тем не менее вступление в альянс Four Thirds вывело компанию на передовые рубежи, и последняя модель Lumix DMC-G2 – пожалуй, наиболее интересное из того, что сегодня есть в рассматриваемом классе.

Samsung, по слухам, в свое время пыталась разработать зеркальную камеру и даже представила псевдозеркальную. Но, судя по результатам, попытки не оказались особенно успешными. Потом был альянс с Pentax, который породил два клона (К-200 и К-20), однако о нем уже два года ничего не слышно. И вот в 2010 г. корейский гигант выходит на рынок с революционной беззеркальной моделью NX-10, использующей матрицу формфактора APS-C, ранее применявшуюся только в зеркальной технике.

Sony успешно интегрировала наследство Minolta и выпускает линейку зеркальных камер Alpha, включающую как полнокадровые модели, так и APS-C. Однако потеснить лидеров продаж ей пока не удается, поэтому корпорация начинает экспансию в новом сегменте линейкой системных беззеркальных аппаратов NEX.

Появление нового класса техники открыло рыночные перспективы для производителей, которым при других условиях не удалось бы достичь серьезного успеха в сегменте зеркальных камер. А для тех, чьи линейки уже содержат их, это хорошее подспорье как в получении операционных прибылей, так и для формирования благоприятного имиджа компании-новатора у будущих потенциальных покупателей.

Наконец третья причина появления беззеркальных системных компактных камер – технологическая. Инженеры ищут способы представить более простую в изготовлении продукцию с меньшей себестоимостью. Ведь что получится, если из зеркального аппарата убрать сложный механизм подъема зеркала и пентапризму? Верно, выйдет устройство, которое в производстве будет похоже на обычные «мыльницы». Правда, с существенными отличиями – большим сенсором и байонетом для присоединения объективов.

Достоинства и недостатки

Сегодня, когда в целом границы нового класса техники очерчены, можно подвести первые итоги. Оставим маркетинговую составляющую специалистам по продвижению товаров и попробуем оценить характеристики и потребительские свойства доступных на украинском рынке устройств.

Начнем с того, что сразу видит потенциальный покупатель в магазине – корпуса. Он стал легким и компактным, фактически даже немного меньшим, чем у пленочных дальномерных камер. Насколько это важно? Чтобы оценить, можно попытаться почувствовать себя профессиональным фотографом и примерить на элегантном шейном ремне... добротный, еще советского производства, пятикилограммовый утюг. Топовая зеркалка с соответствующей оптикой, дополнительным батарейным блоком и вспышкой весит не меньше и даже более громоздка при переноске. Правда, между размерами и удобством удерживания аппарата приходится выбирать – тут зеркальные камеры дают новичкам фору.

Беззеркальные системные фотокамеры модное веяние или новый класс?
Olympus E-PL1 с объективом M.Zuiko Digital 14-42 мм 1:3,5-5,6

Перекочевавшая из зеркальных аппаратов матрица имеет большую, нежели у любой «мыльницы», площадь. Это означает, что плотность размещения светоприемных элементов у нее существенно (в пять раз, а иногда на порядок) ниже, а сами ячейки – крупнее. При прочих равных условиях качество снимков лучше за счет увеличения отношения сигнал/шум и снижения взаимного влияния соседних ячеек. С другой стороны, постоянное считывание матрицы приводит к ее нагреву, а это слегка повышает уровень тепловых шумов.

Отсутствие блока подъема зеркала позволяет не только свести на нет вибрации внутри корпуса в момент экспонирования, но и снимает ограничения по скорости съемки. А чтобы реализовать выдержку 1/2000 с или даже короче, не требуются высокоточные чудеса – достаточно лишь успеть считать информацию с матрицы именно за это время. Кстати, сейчас скорость считывания стала одним из критически важных показателей матрицы – «гонка мегапикселов» дает о себе знать.

Визирование и наводка на резкость посредством электроники позволяют не просто получить 100%-ный охват будущего кадра, но и оценить как глубину резкости, определяемую диафрагмой, так и яркость, зависящую от установленной выдержки, еще до момента съемки. Временный подъем чувствительности превращает по желанию фотографа ночь в день, упрощая фокусировку в полной темноте. Но в этой бочке меда, как водится, есть и ложка дегтя. При всем удобстве ЖК-дисплеи по-прежнему имеют относительно невысокое разрешение, что в ряде случаев затрудняет точную наводку на резкость, особенно в ручном режиме на открытых диафрагмах, когда счет идет не то что на сантиметры, а даже на миллиметры. А владельцам моделей с жестко вмонтированным в заднюю панель камеры (к сожалению, пока это наиболее распространенный вариант) ЖК-экраном впору запасаться на манер своих фотопрадедов черным покрывалом – на ярком солнце приходится часто прикрывать дисплей рукой, борясь с паразитными засветками.

Конечно, постоянная работа ЖК-дисплея, матрицы и процессора приводит к повышенному потреблению энергии. Пока зеркальные аппараты (особенно с дополнительным батарейным блоком) здесь вне конкуренции, но покупку запасного аккумулятора еще никто не отменял.

Пожалуй, есть два технических момента, которые вызывают основные дебаты. Сначала разберемся с фокусировкой. Уже упоминавшиеся достоинства и недостатки ручной наводки на резкость проявляются нечасто – нынешние фотографы избалованы автоматикой. Автофокусировка в беззеркальных компактных камерах выполняется на основе анализа контрастности участка изображения, которое объектив проецирует на матрицу. В зеркальных аппаратах используется более точный и быстрый фазовый метод, который без зеркала реализовать не удается.

Беззеркальные системные фотокамеры модное веяние или новый класс?
Panasonic GH1: фотокамера, оптимизированная для съемки HD-видео

Впрочем, в июле компания Fujifilm анонсировала компактную камеру Finepix Z800EXR с гибридной системой автофокусировки. Но исследовать ее реализацию пока не представляется возможным – аппарат еще не продается на украинском рынке. Из пресс-релиза неясно, как именно получилось «разделить поступающий свет на две пары изображений, чтобы вычислить фазовый сдвиг, возникающий из-за расфокусировки» прямо на матрице. Если же эксперимент удастся, можно ожидать появления гибридных систем и в матрицах других производителей.

Интересно, что автофокусировка на основе контрастности, будучи заведомо медленной, имеет все же и одно несомненное достоинство. Фотограф может выбрать для наводки на резкость произвольную точку кадра, не привязываясь к расположению фазовых датчиков, которых много только в топ-моделях зеркальных камер. Особенно удобно это реализовано в Panasonic Lumix DMC-G2: достаточно в нужном месте прикоснуться пальцем к сенсорному ЖК-дисплею.

Однако основные споры ведутся вокруг иной технической характеристики: сокращенного рабочего отрезка – расстояния между матрицей и крайним оптическим элементом объектива. С одной стороны, это позволяет создать меньшие по габаритам и более легкие телеобъективы, с другой – усложняет и удорожает производство широкоугольных и сверхширокоугольных. Размытие находящихся вне зоны фокусировки объектов заднего плана также вызывает вопросы. Оно не столь сильное (при сопоставимых условиях), как у зеркальных камер, а ведь это один из важнейших фотографических приемов, использующихся в художественной съемке, что особенно остро заметно при использовании матриц стандарта Micro Four Thirds.

В общем же получается, что беззеркальные компактные камеры вобрали лучшие черты всех своих предшественников. Подобно карданным они просты по конструкции, не имеют подвижных частей между видоискателем, светочувствительным элементом и объективом, а на дисплее видно 100% будущего кадра. Как дальномерные аппараты они компактны и легки. А качество съемки и обилие функций досталось им от зеркальных камер.

Текущая ситуация и перспективы

Сейчас на украинском рынке представлены менее десятка моделей беззеркальных камер со сменной оптикой от четырех производителей – Olympus, Panasonic, Samsung и Sony. Однако за счет комплектов, в которые включаются одна модель аппарата и разные объективы, создается впечатление большего разнообразия.

Olympus в серии PEN эксплуатирует идею ретродизайна, апеллируя к классическим пленочным моделям 50-х. Сейчас в линейке три аппарата: два (EP) относятся к среднему сегменту, а получивший дополнительный индекс L – к бюджетному. Его функциональность по сравнению со старшими братьями несколько урезана, и корпус выполнен из пластика.

Компания также выпустила два набора Olympus PEN E-P2 Special Black Editions, исполненных в черном цвете. К имеющемуся «блинчику» 17 мм и зум-объективу 14–42 мм вскоре добавятся Olympus M.Zuiko Digital ED 40–150 мм и ED 75–300 мм. Специально для серии PEN выпускается вспышка FL-14. Характерная особенность камер Olympus – наличие универсального разъема, к которому можно подключать аксессуары – отличный электронный видоискатель VF-2, стереомикрофон для съемки видео и т. д.

В активе Panasonic – самый широкий модельный ряд (четыре устройства), вершиной которого является инновационная DMC-GH1 с поворотным сенсорным ЖК-дисплеем. За исключением DMC-GF1 все камеры имеют встроенный электронный видоискатель (для DMC-GF1 он предлагается в качестве аксессуара). Как и Olympus, Panasonic входит в альянс Micro Four Thirds, это значит, что есть возможность устанавливать любые объективы, соответствующие требованиям стандарта. На данный момент существует шесть фирменных объективов для системы Micro Four Thirds, удовлетворяющих основные потребности фотографа, – от широкоугольных до телезумов, включая светосильный «блинчик». Аппарат Panasonic DMC-GF1 опережает конкурентов по числу предложений (следующая модель отстает примерно на 30%) в ценовом каталоге hotline.ua.

Samsung первой представила камеру с матрицей стандарта APS-C – NX 10. Пока это единственная камера компании, однако очевидно, что на данное направление сделана стратегическая ставка, а вскоре будут и другие. В комплекте с объективом 18–55 мм NX-10 на сегодняшний день является фактически лучшим ценовым предложением на украинском рынке (аналогичной суммы хватит только на младший набор Olympus). Из интересных особенностей стоит отметить режим Burst скоростной (30 кадров/с, 1280×720 пикселов, буфер 30 кадров) съемки. И хотя аналогичный результат можно получить, вручную разобрав на отдельные кадры в видеоредакторе секундный HD-видеоролик из любой камеры, для многих фотографов приобщение к высокоскоростной съемке может оказаться занимательным.

Беззеркальные системные фотокамеры модное веяние или новый класс?
Sony Alpha NEX-5: множество иновационных функций в миниатюрном корпусе

Линейка Sony Alpha включает две камеры NEX с матрицами формата APS-C. К ним предлагаются два объектива – «блинчик» 16 мм и 18–55 мм, есть также широкоугольный конвертер. Основное отличие 3-й и 5-й моделей – последняя может записывать видео AVCHD 1920×1080i. Разнится также материал корпуса (у NEX 5 – магниевый сплав). ЖК-дисплей – наклонный, решение компромиссное, но все же гораздо удобнее, чем жестко вмонтированный в заднюю панель аппарата. Компания Sony оснастила собственные камеры уникальным режимом автоматической сшивки больших панорам, которые снимаются с рук, без использования штатива (Sweep 3D Panorama). Панорамные кадры могут быть стереоскопическими, для их просмотра требуются специальные очки. В линейке NEX Sony впервые в своей практике отказалась от оптической стабилизации на основе сдвига матрицы в пользу интеграции стабилизатора с объективом.

В статье не рассматриваются камеры Leica. Хотя формально они относятся к беззеркальным компактным устройствам, но фактически являются цифровыми версиями знаменитых дальномерных аппаратов. Еще один аргумент в пользу невключения уважаемого бренда в обзор – их цена. Необходимо быть очень богатым приверженцем этой торговой марки и владеть хорошим набором объективов, чтобы потратить от $4500 за кроп-версию M8.2 до $8000 за полнокадровую М9.

Ценовая политика компаний пока не подтверждает тезис о том, что упрощение конструкции может привести к удешевлению товара. Минимальная цена у Olympus PEN E-P1 в комплекте с объективом 14–42 мм – $600, а за самую дорогую модель в данном сегменте – Panasonic DMC-GH1 – просят $1750. В комментариях к тесту одного из аппаратов посетитель сайта ITC.ua назвал это «доплатой за тренд», и с ним нельзя не согласиться.

Людмила Воронова, менеджер по фото/видеопродуктам представительства Canon в Украине, считает, что хотя такой сегмент фототехники сегодня и существует на отечественном рынке, но он является «предметом изучения спроса». Уровень продаж мог бы увеличиться, если бы стоимость таких камер была ниже, а именно на уровне 4000–4500 грн.

Беззеркальные системные фотокамеры модное веяние или новый класс?
Samsung NX 10 c объективом 18-55 мм 1:3,5-5,6 отличается большой матрицей размера APS-C и довольно привлекательной стоимостью

Андрей Дерюгин, продакт-менеджер представительства Samsung Electronics в Украине, настроен более оптимистично. По его словам, на данный момент беззеркальные камеры со сменной оптикой имеют долю рынка менее 1%, но являются очень динамичным и перспективным направлением. Согласно прогнозам Samsung, к 2015 г. этот сегмент в мировом масштабе достигнет объема 15 млн штук, в два раза обогнав зеркальные камеры.

Пока новый класс техники не оказывает сколь-нибудь заметного влияния на продажи как зеркальных аппаратов, так и компактных камер. Алексей Новосад, руководитель службы продуктовой категории «Цифровое фото» компании «Юг-Контракт», говорит, что в рамках объемов украинского рынка этот сегмент не слишком ощутим. Большинство операторов даже не вывели его в отдельную классификацию на витрине или в интернет-магазине, что говорит о незначительном влиянии на результаты продаж. Впрочем, он не скрывает осторожного оптимизма: в ближайшие годы новый класс техники существенно изменит рынок фототехники, темпы же изменений во многом будут зависеть от действий производителей.

Что, кроме высоких цен, сдерживает рост продаж? Геннадий Гагич, менеджер отдела периферийного оборудования по направлению фото- и видеотехника дивизиона ИT-дистрибьюции группы компаний MTI, отмечает недостаточный ассортимент сменных объективов: к примеру, Samsung к NX10 выпускает только три, Panasonic – шесть моделей Micro Four Thirds, Sony – три для системы NEX. Это сводит достоинства беззеркальных компактных камер со сменной оптикой лишь к малым габаритам корпуса.

С ним согласен и Алексей Новосад: по сравнению с классическими зеркальными аппаратами ассортимент оптики и аксессуаров для компактных беззеркальных камер со сменными объективами очень маленький. Однако не стоит забывать, что сегмент DSLR развивался десятилетиями, и многие производители уже обеспечили свои продукты необходимым набором. Это объясняет и факт, что самые востребованные на сегодняшний день аксессуары к рассматриваемым камерам – адаптеры на оптику «родительского» стандарта, парк которой значительно больше, и вспышки.

Производители камер верно оценивают сложившуюся ситуацию. Андрей Дерюгин подчеркнул: в настоящее время мы активно наращиваем ассортимент аксессуаров. В частности, до конца 2010 г. Samsung планирует расширить до восьми линейку объективов для системы NX. Не отстают и независимые компании. Корейский Samyang предлагает (пока не на украинском рынке) несколько очень интересных светосильных объективов для всех систем. А Panasonic даже планирует выпускать 3D-объективы (для съемки стереоизображений).

Одним словом, бурное развитие данного сегмента будет продолжаться самыми высокими темпами. И уже в ближайшем будущем, на Photokina 2010, мы наверняка сможем в этом воочию убедиться.