Бесперебойная ИТ‑инфраструктура франкфуртского аэропорта

11 июнь, 2008 - 09:00Юрий Кученко

Входящая в состав корпорации Schneider Electric компания APC в середине апреля провела для журналистов ведущих мировых ИТ-изданий презентацию, на которой поделилась практическим опытом использования платформы APC InfraStruXure и продемонстрировала работу ЦОД в аэропорту г. Франкфурта-на-Майне (Германия).

Бесперебойная ИТ‑инфраструктура франкфуртского аэропорта
Андреас Велткамп (Andreas Veltkamp), руководитель сектора корпоративных решений APC by Schneider: «Рыночные тенденции свидетельствуют о популярности высокоэффективных лезвийных решений. В связи с этим построенная немецкой gedas OS система на базе HACS доказала возможность размещения большого количества микросерверов и обеспечила им идеальный тепловой режим»

Еще в начале 2005 г. для того, чтобы справиться с резким увеличением пассажиро- и грузопотоков, оператор Fraport AG аэропорта Франкфурта начал реализацию крупных проектов по расширению инфраструктуры и уже в январе 2007 г. полностью ввел в эксплуатацию крупный центр обработки данных класса TIER-III, построенный за один год немецкой компанией gedas operational services (gedas OS), входящей в телекоммуникационную группу T-Systems. В качестве платформы для физической инфраструктуры ЦОД была выбрана архитектура АРС InfraStruXure, позволившая реализовать масштабируемое модульное решение. Сразу заметим, что в процессе перехода на мощности ЦОД успешно реализовали «гладкий» перевод важнейших операций по управлению воздушным движением, перевозками пассажиров и грузов без их остановки.

Вычислительная мощность ЦОД обеспечивается 69 серверами IBM pSeries, 20 IBM-нодами SP под управлением OC AIX, 15 SUN (OC Solaris), сотней лезвийных Intel-систем (Linux/Windows) также от IBM и 90 HP ProLiant (Windows), размещенных в 160 стойках на площади 1200 м2.

Система хранения (без учета устройств, предназначенных для резервного копирования) имеет общий объем около 50 ТБ. В ее основе четыре дисковых массива IBM ESS 800 емкостью 21,5 ТБ, 20-терабайтовый массив IBM DS4800 и 6-терабайтовый HP MSA1000. Для резервного копирования данных использовано две ленточные библиотеки IBM 3584 L32 LTO суммарной емкостью 146 ТБ.

Бесперебойная ИТ‑инфраструктура франкфуртского аэропорта
Аэропорт Франкфурта – один из трех важнейших транспортных узлов в Европе. Так, в ноябре 2007 г. общий ежемесячный пассажиропоток составил 4,21 млн авиапассажиров

Длина заложенных в ЦОД кабельных соединений – около 16 км. Активный телекоммуникационный компонент представлен оборудованием Cisco и других ведущих компаний данной отрасли.

Очевидно, что столь сложная и ответственная система обеспечена целым комплексом мер для организации бесперебойной работы приложений. Основные UNIX-серверы IBM объединены в отказоустойчивые кластеры, для питания и охлаждения серверных стоек используется принцип резервирования. Так, ЦОД аэропорта подключен к нескольким независимым электросетям, вода для охлаждения подается из пары крупнейших в Германии водоохладителей, «дублируемых» в случае их отказа ближайшим к аэропорту водоемом.

Для обеспечения различных уровней сервиса воплощено два подхода из арсенала решений APC. Два зала с открытыми стойками предназначены для размещения оборудования с низкой плотностью выделяемой мощности. Построены также и два изолированных «куба», представляющих собой законченное решение с использованием системы изоляции горячего коридора HACS (InfraStruXure Hot Aisle Containment Systems) со своим ИБП для лезвийных серверных систем, чьи потребности в отводе тепла значительно выше средних.

Бесперебойная ИТ‑инфраструктура франкфуртского аэропорта
Один из двух залов предназначен для размещения оборудования с низкой плотностью выделяемой мощности

В будущем, по мере развития ИТ-инфраструктуры аэропорта, в данном ЦОД легко можно будет установить дополнительные стойки с серверами и системами хранения с потреблением до 1,2 МВт с использованием резервирования по схеме 2(N+1), ведь основу дублированной системы электропитания составляют модульные ИБП APC Symmetra MW мощностью по 1,2 МВт каждый. Проектная производительность системы охлаждения центра – 1,4 МВт.

Высокий уровень интеграции InfraStruXure Manager в созданную систему управления дал возможность осуществлять эффективный и прозрачный удаленный мониторинг всей ИТ-инфраструктуры в режиме реального времени, чем способствует обеспечению надежности свыше 99,8% и снижению затрат на оперативное техническое обслуживание.

Сегодня около 25% площади этого ЦОД используется для решения критичных задач (а их свыше 160, причем около 20, включая ERP-систему SAP R/3, являются жизненно важными!) сложной инфраструктуры аэропорта. Остальная часть уже «заселенного» телекоммуникационным и вычислительным оборудованием пространства применяется в качестве источника получения прибыли от центра.

Бесперебойная ИТ‑инфраструктура франкфуртского аэропорта Особый статус аэропорту, расположившемуся в 12 км на юго-запад от центра финансово-экономической столицы Германии, часто называемой на английский манер «Банкфуртом» (Bankfurt) и «Майнхэттенном» (Mainhatten, «Манхэттен на Майне»), придают не только транзитные перевозки. Главные рынки Франкфурта-на-Майне – банковских кредитов и ценных бумаг. Это экономический центр ЕС, где расположен Европейский центральный банк (ЕЦБ). На франкфуртской бирже определяется общегерманский биржевой индекс DAX. Здесь находятся более 420 немецких и международных кредитно-финансовых компаний и банков, ежегодно проходят около 34 промышленных выставок и ярмарок, на которые съезжаются свыше 1,3 млн посетителей, а также проводятся более 55 тыс. конгрессов, семинаров, заседаний и конференций

P.S. Наша поездка на данное мероприятие началась с неприятной задержки, грозящей сорвать четкий немецкий график презентаций и демонстраций. Украинский перевозчик, обеспечивающий наш перелет, после посадки на борт вдруг предложил покинуть самолет, ссылаясь на «технические причины». Уже в здании аэропорта Борисполь кто-то из числа его сотрудников с кем-то связывался, пытаясь уточнить причины задержки рейса. На наших глазах у пассажиров ломались сложные пересадочные схемы, спланированные транзитом через Франкфурт, лихорадочно подбирались альтернативные маршруты... На обратном пути, членов нашей группы, уже посвященных в некоторые тонкости организации ЦОД и решаемых четко отлаженной автоматизированной системой франкфуртского аэропорта задач (в частности, приятно удивила скорость выдачи багажа), настойчиво преследовала мысль, что подобная ИТ-инфраструктура окажется жизненно необходимой ведущему аэропорту столицы государства, готовящегося весьма скоро принять в рамках чемпионата Европы по футболу избалованных сервисом и безопасностью авиаперевозок заграничных гостей.