Аудиоускорение: оверклокинг слухового восприятия

20 октябрь, 2003 - 23:00Юрий Kондратенко
Компьютерными терминами этот процесс можно было бы определить как "оверклокинг" слуховой системы. Усовершенствование звукового восприятия информации не является радикально новым научным открытием. Каждый, кто когда-либо пробовал прослушивать пластинку на 45 оборотах вместо положенных 33-х, сталкивался с этим явлением. Между тем развитие цифровых технологий и повсеместное использование мультимедиа в образовательном процессе только способствуют росту интереса к "оверклокингу слухового восприятия".

"Я был свидетелем случаев, когда аудиофайл слушали на скорости, в четыре раза превышающей нормальную, и для некоторых пользователей это было слишком медленно", -- рассказывает Блейк Эриксон (Blake Erickson) из компании Telex Communications, производящей профессиональное аудиооборудование для образовательного рынка. Изучением экстремальных возможностей человеческого уха сегодня занимаются и в университетских кругах. Классическая модель аудиовосприятия информации предусматривает скорость 140--180 слов в минуту -- считает когнитивный психолог Артур Уингфилд (Arthur Wingfield) из массачусетского университета Brandeis. Между тем ученым давно известно, что человеческий мозг способен осмысленно распознавать аудиопоток со скоростью 400 слов в минуту. Единственная проблема -- не все из нас умеют так быстро этот поток генерировать.

Для тех, кто в течение дня вынужден воспринимать и анализировать большие объемы аудиоинформации, существует несколько решений. Первое (наиболее тривиальное) -- ускоренное воспроизведение аудиофайла, если информация находится именно в таком виде.

Альтернативное решение (как раз его и используют некоторые компании, работающие на коммерческом рынке) -- это урезание продолжительности гласных и согласных в человеческой речи до того минимума, когда мозг еще способен различать фонемы и воспринимать их как единую речь. Как утверждают в компании Prime Image, любую записанную в нормальных условиях речь можно сократить на 12% без создания нежелательного эффекта искусственности, т. е. потенциальный слушатель не скажет, что поток речи был отредактирован с целью ускорения. Исследования, проведенные Brigham Young University в США, показывают, что когда студентам была предоставлена возможность прослушать аудиолекции с различными скоростями воспроизведения, то многие сделали выбор в пользу скорости, на 80--120% превышающей обычную. Инновационный подход не повлиял на результаты экзаменов. С деталями исследования можно ознакомиться в научной публикации "Variable Speed Playback of Digitally Recorded Lectures: Evaluating Learner Feedback".

Поле для экспериментов в домашних условиях предоставляет модуль Pitchfork, поставляемый как подключаемый компонент для популярного аудиоплеера Nullsoft Winamp. Программа была выпущена еще в 1999 г., и найти ее несложно на многих freeware-сайтах. Pitchfork позволяет вручную регулировать скорость воспроизведения и работает с файлами формата MP3.

Исследователи в этой области утверждают, что прослушивание в ускоренном режиме эффективно для информации, которая несет образовательный характер, где важны концентрация и мгновенный анализ получаемых данных. Естественно, скоростное прослушивание развлекательных радиопрограмм или мексиканских телесериалов малоэффективно, так как здесь мозг позволяет себе несколько расслабиться.

Несмотря на ежедневное появление в Рунете новых MP3-сайтов и "музыкальных порталов", доступные для загрузки аудиокниги многочисленностью не отличаются. Запрос "аудиокниги" в Яндексе, кроме других, выдал ссылку на авторский проект audio-knigi.narod.ru, где в экспериментальном порядке можно загрузить несколько художественных произведений в формате MP3. Англоязычный сегмент Internet порадовал наличием сайта www.audiobooksforfree.com, а собственно формат книги на аудиокассете и на компакт-диске является весьма распространенным и популярным во многих онлайн-магазинах, включая Amazon.com.

Единственное предупреждение, которое доносят до публики исследователи Brigham Young University: после того как мозг привыкает к ускоренной обработке информации, возникает некий эффект инертности, и ему трудно вернуться к нормальному темпу. Многие студенты, участвующие в эксперименте, сравнили подобный шаг с переходом с коммутируемой линии на широкополосное Internet-соединение, где шаг назад психологически воспринимается болезненно.