`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

ASUSTeK и Gigabyte: пока вопросов больше, чем ответов

Статья опубликована в №31 (550) от 22 августа

0 
 

В последнее время в IT-индустрии наблюдается фантастическая активность: в новостных лентах то и дело мелькает информация о миллиардных поглощениях и слияниях. Но кто бы мог подумать, что объектами внимания прессы в этом контексте станут до сих пор непримиримые конкуренты – ASUSTeK и Gigabyte? Их совместное предприятие призвано укрепить позиции компаний в сегментах материнских плат и видеокарт, однако некоторые аспекты деятельности новой структуры пока как минимум неочевидны.

Судя по всему, сделка эта подкосила и без того смущенных журналистов, не успевших отойти от недавнего слияния AMD и ATI. Иначе как объяснить, что в большинстве источников появились противоречивые и даже абсурдные сведения относительно сотрудничества ASUSTeK и Gigabyte? Чтобы окончательно развеять слухи, приводим официально распространенную вендорами информацию.

8 августа 2006 г. стало известно об образовании компаниями совместного предприятия, 51% акций которого будет принадлежать Gigabyte, а 49% – ASUSTeK. Пост руководителя новой структуры займет один из топ-менеджеров первой, начальный капитал СП составит 244 млн долл., а работать оно начнет 1 января 2007 г. Целью вновь образованной структуры станет производство материнских плат и видеокарт под брендом Gigabyte. Все активы одноименной компании, связанные с выпуском этих продуктов, полностью переходят в собственность СП, а остальные линейки (корпуса, гэджеты, сетевое оборудование и т. д.) остаются за «независимой» Gigabyte.

Суммарный доход Gigabyte и ASUSTeK за 2005 г. составил почти 12,3 млрд долл., объемы производства материнских плат – 68 млн шт. (по итогам 2006 г. эта цифра должна вырасти как минимум на 10 млн), а графических карт – 13,3 млн.

Собственно, официальные данные этим исчерпываются. Мы же попробуем прочитать, что написано между строк пресс-релизов.

Брак по расчету или по принуждению?

С каждым днем трудности производителей материнских плат со сбытом своей продукции, а соответственно, и извлечением прибыли, становятся все ощутимее. Рост продаж ноутбуков, активность глобальных и локальных сборщиков ПК уже свели на нет многолетние старания не одной именитой компании. Причина в том, что большинство таких фирм оказывались в первую очередь бренд-ориентированными, т. е. маркетинговыми, а не инженерными и производственными, и когда возникали сложности, скажем, с доступностью чипсетов, крупные поставщики терпели убытки, тогда как мелкие просто исчезали с рынка.

Gigabyte в полной мере можно назвать A-брендом (first-tier), однако по капитализации и объемам ресурсов она все же слишком далека от ближайших конкурентов по канальной дистрибуции – ASUSTeK и Hon Hai (Foxconn), обладающих к тому же колоссальными производственными мощностями. Поэтому о том, что судьба Gigabyte предрешена, эксперты заговорили задолго до августа нынешнего года. Оставался только один вопрос – кто будет покупателем?

В конце 2004 – начале 2005 гг. появились первые слухи о возможном поглощении Gigabyte компанией Foxconn. В чем-то данная информация подкреплялась тем, что большинство материнских плат бюджетного уровня по OEM-соглашению для Gigabyte выпускала именно она. Однако дальше слухов дело не продвинулось, виной чему стали и спровоцированный Intel «чипсетный кризис», и концентрация Hon Hai на продвижении собственных брендов, а возможно, и слишком высокая цена, которую запросили акционеры Gigabyte.

Когда началась настоящая война между ASUSTeK и Foxconn (речь в данном случае идет не только о материнских платах под собственными брендами, но и о битве за OEM-заказы) и цены на комплектующие поползли вниз, стало ясно, что руководству Gigabyte нужно срочно принимать меры. Возможно, с точки зрения сохранения позиций бренда более выгодным и очевидным вариантом было бы приобретение компании третьей фирмой, к примеру, той же Flextronics (один из основных конкурентов Foxconn в сегменте OEM), но этого так и не произошло, а в июле стали циркулировать слухи о возможной покупке Gigabyte компанией ASUSTeK. Во что они переросли, мы уже знаем.

Действительно, деньги и влиятельность ASUSTeK могут помочь Gigabyte расправить крылья. Известно, что условия и цены на приобретение чипсетов, контроллеров и прочей элементной базы у двух компаний разные, поскольку неодинаковы объемы закупок. Если же внешнеэкономическую деятельность СП возьмет на себя ASUSTeK, то они наверняка будут гораздо лучшими, чем когда Gigabyte занималась этими вопросами самостоятельно.

Кроме того, под торговой маркой Gigabyte в последнее время выпускаются не совсем обычные для нее устройства, – накопители на модулях памяти, корпуса класса high-end, жидкостные системы охлаждения. Для успешного их продвижения нужны серьезные финансовые и человеческие ресурсы, а их у вендора явно не хватает.

Данный альянс выгоден не только Gigabyte, которая получит отличный импульс для дальнейшего развития, но и ASUSTeK. Активная экспансия Foxconn на обоих направлениях (OEM и канальная дистрибуция) потребовала от нее решительных действий по защите своих позиций. Если ASUSTeK сумеет рационально использовать активы Gigabyte, то станет недосягаемым лидером индустрии материнских плат с долей рынка почти в 45%.

За кадром

Не секрет, что в последнее время ASUSTeK приходится в некотором смысле конкурировать с самой собой, имеются в виду ASUS и Asrock. Если добавить к этим марками еще и третью, то становится не совсем понятно, каким образом вендор собирается разграничивать сферы их продвижения, чтобы избежать или хотя бы снизить конкуренцию между ними, тем более что на политику одного из брендов компания может повлиять лишь частично.

Допустим, Asrock в любом случае будет ориентирован на нижний ценовой сегмент, но как быть с продукцией среднего уровня? С одной стороны, с трудом верится, что ASUSTeK намерена оставить в нем Gigabyte, а сама полностью переключится на топ-класс. С другой, Gigabyte весьма сильна именно в проектировании высокопроизводительных продуктов, жестко конкурируя с ASUS в этом сегменте. Поэтому попытки последней ограничить влияние Gigabyte в данном направлении могут серьезно пошатнуть имидж бренда на мировом рынке, что также не в интересах СП.

Иными словами, оптимизация деятельности трех торговых марок на одном постоянно сужающемся рынке в любом случае приведет к каким-то ограничениям, а если позиционирование оставить без изменений, то создание СП попросту теряет смысл.

Также маловероятно, что объединение произошло с целью обмена технологиями. Позволим себе предположить, что он в любом случае будет несущественным. Обе компании давно производят самодостаточные продукты с присущими им уникальными особенностями, к которым привыкли потребители.

По имеющейся информации, Gigabyte не собирается полностью переходить на производственные мощности ASUSTeK, сохраняя за собой право размещать заказы у третьих компаний. Не стоит забывать, что речь идет о выпуске не только материнских плат, но и видеокарт, а в этом сегменте ASUSTeK все еще не производитель «номер один».

В случае же, если Gigabyte по-прежнему будет получать более выгодные условия «на стороне», снова встает вопрос о целесообразности альянса. Кроме того, не так давно появилась информация, что ASUSTeK планирует к 2008 г. разделить дистрибьюторский и производственный бизнесы, что дает еще больше пищи для размышлений о деятельности новоиспеченного СП.

Для того чтобы проверить предположения и сделать первые выводы, остается дождаться окончания I квартала 2007 г. Если ASUS TeK все же удастся правильно разделить бизнесы и наладить грамотный менеджмент своих (в том числе и частично) брендов, у нее есть все шансы стать крупнейшим производителем материнских плат и видеокарт, практически не досягаемым для конкурентов. Впрочем, весьма возможно, что список мегаальянсов уже до конца этого года пополнится, а расстановка сил в сегменте комплектующих претерпит еще большие изменения.

Мировые продажи материнских плат в 2005 г.
Компания Объем, тыс. долл.
Foxconn 20 662 400
ASUSTeK 10 881 300
MSI 2 125 400
Gigabyte 1 395 100
USI 1 273 100
ECS 711 300
AOpen 467 600
Biostar 190 800
Shuttle 118 300
Epox Computer 89 900
DFI 79 800
Walton Chaintech 65 700
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT