`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Джонни Ши, ASUS: «Чтобы преуспеть, нужно вкладывать деньги в инновации, не ожидая от них немедленной отдачи»

Статья опубликована в №46 (663) от 2 декабря

+44
голоса

Джонни Ши (Jonney Shih) – бессменный глава ASUS на протяжении уже почти 20 лет. Однако внутри самой компании его крайне редко называют «боссом» или «шефом». Гораздо чаще о нем говорят как о гуру – учителе или наставнике. Чем вызвано такое глубоко уважительное отношение к этому человеку, нам стало понятно в ходе беседы, которую удалось провести в штаб-квартире ASUS на Тайване. Между тем, начавшись с традиционных вопросов, вскоре она приобрела довольно неожиданный поворот.

Отличаются ли стратегии ASUS для развивающихся рынков и, скажем, Западной Европы?

ASUS «Чтобы преуспеть, нужно вкладывать деньги в инновации, не ожидая от них немедленной отдачи»

И да, и нет. Развивающиеся рынки, такие как Украина и Россия, безусловно, важны для нас. Они весьма перспективны, к тому же здесь работают очень умные и творческие люди, и если в наших подходах и есть какие-то отличия, то они могут быть вызваны разве что политическими особенностями. В Украине и России мы пошли даже дальше, чем обычно, к примеру, организовав в этих странах локальные сервис-центры с единственной целью – предоставить клиентам наилучший уровень обслуживания.

Впрочем, определенные отличия есть, ведь ситуация здесь все же другая, но мы ожидаем, что рынки Восточной Европы и в дальнейшем будут расти гораздо быстрее, чем Западной. Поэтому Украина однозначно является для нас стратегическим регионом. Однако чтобы по-настоящему преуспеть в вашей стране, нам предстоит изучить специфику украинской культуры, украинского менталитета. Чтобы успешно продавать свои продукты, нужно прежде всего понять локального потребителя – таков наш подход.

Вы предлагаете достаточно большой ассортимент продуктов – материнские платы, ноутбуки, видеокарты...

Да, это так. Но я открою вам секрет – на самом деле у нас только один продукт, пусть даже немного абстрактный. Несколько лет назад мы сформулировали для себя цель, и все, что вы видите в модельном ряду, делается ради этого единого продукта. Мы называем его «3С Integration»: «3C» здесь обозначает «Computer, Communication, Consumer». Для воплощения всего этого в жизнь нам как раз и необходимы материнские платы, графика, устройства коммуникации. В нашем ассортименте представлены все упомянутые направления: они должны помочь нам стать поставщиком интегрированных решений, по-настоящему сформировать бренд. Да, мы производим очень неплохие компоненты, однако для того чтобы преуспеть, нужно сделать шаг вперед и в конечных продуктах постараться объединить новейшие технологии с опытом и потребностями пользователей.

И все же, какой из продуктов стал главным для ASUS в последний год?

Думаю, это все еще материнские платы. В 2007 г. мы выпустили их 58 млн штук – т. е. в каждом третьем компьютере вы сможете обнаружить материнскую плату ASUS. Если расположить все эти изделия бок о бок в виде «дорожки», то по ней из Тайбэя можно достичь любого места на земном шаре.

Но это количественный аспект, мы же делаем акцент прежде всего на качестве. Логика проста – чем лучше наши продукты, тем увереннее позиция ASUS, соответственно, тем больше мы их сможем продать. Поэтому ASUS всегда стремится быть первой с точки зрения качества во всех сегментах.

Что же касается объемов продаж в денежном отношении, то за прошедший год доля материнских плат составляет около 19% валового дохода. По данному показателю впереди ноутбуки, на которое пришлось 49% продаж, и мы ожидаем роста этой цифры.

А какие позиции у ASUS в сегменте нетбуков, ведь вы были первыми, кто их представил?

Как пионер на этом рынке мы занимаем здесь первое место и делаем на нетбуки серьезную ставку. На сегодня серия Eee PC обеспечивает порядка 22% дохода компании. В 2009 г. году мы намерены достичь 30-процентной доли рынка нетбуков, реализовав около 6–7,5 млн штук. Недавно была представлена люкс-модель нетбука, Eee PC S101, планируем также дальнейшее развитие существующих серий, в частности, выпуск сверхдоступного 200-долларового устройства.

Хочу обратить ваше внимание: в следующем году под брендом Eee вы увидите не только нетбуки, но целое семейство различных устройств. Сюда входят такие концепты, как «однолитровые» компьютеры Eee Box, десктопы, интегрированные в шасси монитора – Eee Top, также мы выпустим Eee TV – ЖК-телевизор со встроенным ПК. Словом, появится множество новых и очень интересных продуктов.

В вашей линейке Eee PC все еще присутствуют как устройства под управлением Windows XP, так и под Linux. Интересно, какие продаются лучше и почему вы решили предложить два варианта ОС?

ASUS «Чтобы преуспеть, нужно вкладывать деньги в инновации, не ожидая от них немедленной отдачи»

Скажем так, у разных людей разные потребности и задачи, поэтому если одним нужна Windows XP, то других вполне может удовлетворить более простая оболочка для Linux. Как в любом ресторане, где вам предлагают несколько вариантов главных блюд, мы хотим предоставить пользователям возможность выбора. В данный момент соотношение проданных Eee PC с Windows XP и устройств с Linux составляет приблизительно 70:30. Из тех же соображений мы выводим на рынок модели как с SSD, так и с традиционными HDD, и доля вторых примерно такая же – порядка 70%. Однако мы полагаем, что доля SSD будет расти.

А как насчет Windows Vista – будете ли вы продвигать данную ОС в дальнейшем на новых версиях нетбуков?

Это непростой вопрос. В основе нетбуков, и в частности Eee PC, лежит весьма неординарная философия – мы называем ее «достаточные вычисления» (enough computing). О ней стоит рассказать подробнее, так как она ломает устоявшиеся стереотипы на рынке ПК.

Маленький штрих: инженеры Intel, разработавшие процессор Atom – это, по сути, та же команда, которая в свое время трудилась над созданием Pentium 4. В те годы существовала установка – быстродействие процессоров должно расти во что бы то ни стало, невзирая на то, какой ценой это дается с точки зрения энергопотребления. В результате разработчики буквально «обожглись» на таком подходе. Для того чтобы создать Atom, им пришлось вернуться к исходному Pentium, даже не Pentium II. Стало очевидно, что нет смысла гнаться лишь за скоростью – нужно обязательно соблюдать баланс между производительностью и экономичностью.

«Достаточные вычисления» – это концепция, логически проистекающая из вышесказанного. Чтобы привлечь к использованию ПК для Интернета, фото, видео и других функций еще один миллиард человек, совсем не обязательно повышать производительность CPU и всячески усложнять персональный компьютер. Напротив, выполнение разнообразных задач с помощью ПК должно быть простым – настолько, чтобы свободно владеть компьютером могли не только «продвинутые» пользователи, но и обычные люди. С другой стороны, искушенные потребители все еще являются движущей силой для рынка, людьми, влияющими на решения, которые принимают все остальные. Но одно – сделать так, чтобы они купили для себя по второму ноутбуку, и совсем другое – добиться того, чтобы свой первый ПК или ноутбук наконец приобрели новички. Наша цель состоит именно во втором.

Так вот, резюмируя столь долгое вступление к ответу на ваш вопрос, отмечу, что Windows Vista не очень вписывается в рамки философии «достаточных вычислений». Учитывая, что она требует больше аппаратных ресурсов, сокращает время автономной работы ноутбука и к тому же стоит довольно дорого, в полном соответствии с девизом концепции мы пришли к выводу, что для подавляющего большинства пользователей нетбуков будет достаточно возможностей Windows XP, а для некоторых – и Linux. Vista же найдет свое место в традиционных ноутбуках, более мощных по сравнению с нетбуками.

Но исторически пользователи меняли свои компьютеры на новые именно благодаря более требовательному к ресурсам ПО. Если же объявить, что некий уровень является «достаточным», как тогда стимулировать пользователей к приобретению новых продуктов?

Это очень хороший вопрос, и в качестве ответа на него можно привести пример автомобильной промышленности. В настоящее время никто не наращивает мощности двигателей типичных автомобилей для обычных потребителей, тем не менее нельзя говорить о том, что прогресса в данной отрасли как такового нет. Просто он направлен на другие аспекты.

Долгое сотрудничество Microsoft и Intel привело к тому, что ИT-индустрия оказалась ведомой прежде всего технологиями. Однако являются ли производительный, но потребляющий много энергии процессор или же функциональная, однако весьма сложная и ресурсоемкая операционная система именно тем, что действительно нужно рядовым пользователям? По нашему мнению, далеко не всегда.

«Достаточные вычисления» позволяют взглянуть на ситуацию с противоположной позиции – предпочтений потребителей. Главная задача для инженеров здесь – грамотно соблюсти баланс между производительностью CPU и графической подсистемы, экономичностью платформы, ее ценовой доступностью и другими важнейшими параметрами. Достижение по-настоящему удачного компромисса – очень непростое дело, но именно от того, насколько нам это удастся, зависит дальнейшее развитие – как ASUS в отдельности, так и всей индустрии в целом.

Две эти концепции – «технологическая» и «пользовательская» – довольно сильно противоречат друг другу. Какой же будет картина ИТ-индустрии в ближайшей перспективе, на ваш взгляд?

ASUS «Чтобы преуспеть, нужно вкладывать деньги в инновации, не ожидая от них немедленной отдачи»

Конечно, эти два подхода некоторое время будут сосуществовать, однако их взаимовлияние будет ощущаться довольно сильно. Технологически мы увидим широкое распространение 4-, 8-, 16-ядерных процессоров, но даже в этом случае акценты сместятся в сторону прежде всего более эффективного задействования имеющихся вычислительных возможностей. Практика показала, что иногда совсем не просто создать приложение таким образом, чтобы оно эффективно использовало возможности даже двух ядер, что уже говорить о будущем, где предполагаются 32-ядерные CPU...

Но даже если эту проблему удастся успешно решить, данный «технологический» подход – назовем его, скажем, «выдающимися вычислениями» – не имеет особого отношения к философии «достаточных вычислений». Последняя пока только формируется, однако уже сейчас, при разработке прототипов и первых серийных моделей, возникает масса интересных вопросов. К примеру, так ли необходимо активное охлаждение ПК, – быть может, достаточно пассивного радиатора? Обязательно ли для современного процессора быть как минимум двухъядерным или же имеет смысл ресурсы второго ядра направить на графические возможности?

Как видим, все упирается в выбор, который будут делать пользователи, приобретая продукты по собственному вкусу. И мне кажется, это правильный путь. Да, отдельные из них традиционно предпочтут Windows Vista, 2 ГБ ОЗУ, многоядерный процессор и мощный графический акселератор. Однако для тех, чьи повседневные задачи не требуют для своего решения столь сложных продуктов, также должен быть достаточный ассортимент.

Помимо нетбуков, в прошлом году вы представили большое количество весьма оригинальных продуктов. Сюда можно отнести линейку звуковых плат Xonar, внешний графический акселератор XG Station... Ожидать ли движения в этом направлении и в 2009 г.?

Безусловно. Разрабатывая их, мы отталкиваемся прежде всего от нужд потребителей и анализа моделей применения других наших устройств. Скажем, ультрапортативные ноутбуки не отличаются хорошей производительностью в графике – мы выпустили внешний акселератор. Мобильные жесткие диски боятся ударов и тряски – предлагаем варианты с SSD. То же самое касается и внешних звуковых систем. Как я уже упоминал, инновации – ключевой элемент нашей стратегии, поэтому в следующем году ожидайте от нас массу революционных продуктов – таких, которые откроют глаза пользователям на то, что могут ИT-технологии.

Раз уж инновации действительно имеют для ASUS первостепенное значение, было бы интересно узнать, насколько велики инвестиции компании в R&D?

Это сложно оценить точно. В высокотехнологичной компании всегда предусмотрены достаточно большие затраты на оборудование для R&D-сегмента. Взять, к примеру, цифровые осциллографы для 5–10-гигагерцевого диапазона, без которых мы попросту не смогли бы обойтись на очень многих этапах.

Однако я бы все же рассматривал исследования и разработки по отдельности. Скажем, для направления R&D Intel создание очередного чипсета для нового процессора будет именно разработкой, но здесь нет ничего инновационного. В рамках нашей стратегии мы стараемся разграничивать инновации и разработки, относясь к ним как к различным процессам, хотя грань подчас довольно тонка. Оба они требуют отдельных подходов в организации, управлении и контроле.

Если говорить о доле инвестиций в R&D, то можно сказать, что нашей компании в этом отношении везет. Прибыль достаточно велика, чтобы выделение из нее менее 5% обеспечило все потребности данного подразделения. Хотя, на мой взгляд, гораздо важнее то, какая часть этих денег пойдет на разработку и какая – на инновации. Очень многие компании тратят исключительно на разработку, но это тупиковый путь – чтобы преуспеть, обязательно нужно вкладывать в инновации, причем не ожидая от них немедленной отдачи. Только 1% всех инноваций достигает своего воплощения в реальных продуктах, остальные 99% так и остаются в виде идей и прототипов. Это нормально, и в чем-то даже неизбежно. Инновации – очень сложный процесс, который полон проб и ошибок, однако без них невозможно продвижение вперед.

С этой точки зрения показателен пример Массачусетского технологического университета, содержащего одну из лучших лабораторий – она общеизвестна во всем мире именно благодаря инновационности своих исследований. Поэтому и мы гордимся нашей DaVinci Innovation Lab, в которой создается будущее ASUS. В условиях, когда на рынке царит кризис, только инновации могут действительно продвигать нас вперед и в итоге обеспечить лидерство.

А какое отношение имеет ваша лаборатория к экологической программе Green ASUS и ради чего, собственно, вы так активно ее продвигаете?

ASUS «Чтобы преуспеть, нужно вкладывать деньги в инновации, не ожидая от них немедленной отдачи»

Прежде всего мы заботимся об экологии просто потому, что у нас всего одна Земля. Такая политика не может привести к быстрым дивидендам. Скорее, это долгосрочная программа. Пусть даже для следования ей необходимы определенные капиталовложения, мы считаем, что они полностью оправданы, и надеемся, что другие компании также последуют нашему примеру. Те же натуральные материалы отделки для ноутбуков – не просто красивый дизайнерский ход. Ведь ноутбук – не только рабочий инструмент. Это предмет обихода, он часто сопровождает человека в течение целого дня и должен быть сделан так, чтобы никоим образом не причинять вреда его здоровью. Сюда входит как защита от электромагнитного излучения, так и мораторий на использование токсичных веществ при производстве устройства, а также экологически чистые натуральные материалы отделки. Над дальнейшим совершенствованием этой концепции активно работает наша исследовательская лаборатория DaVinci.

Каковы, по вашему мнению, основные достижения ASUS за прошедший год?

С точки зрения большинства, крайне успешным является старт Eee PC, однако, как я уже отмечал, одноименный нетбук – это лишь начало, в дальнейшем под данным брендом выйдет множество инновационных продуктов. В рамках семейства Eee мы не просто выпускаем доступные ПК и ноутбуки – мы стараемся заглянуть в так называемую эру пост-ПК, заря которой уже видна на горизонте.

ASUS всегда была инженерной компанией, поэтому еще несколько лет назад мы изготовляли компоненты и комплектующие для очень широкого круга партнеров. Именно тогда мы осознали важность инноваций, без которых невозможно преуспеть в ИT-бизнесе, особенно сейчас, когда за последние годы рынок существенно изменился, и главная проблема для очень многих его сегментов – перепроизводство. Поэтому четыре года назад мы решили изменить нашу стратегию и взяли курс на работу с конечным потребителем, позиционируя себя как поставщика не только комплектующих, но и законченных решений. Эта концепция предполагает коренной пересмотр и маркетинговой, и управленческой методологий, так как одно дело – просто выполнять заказы, и совсем другое – пытаться продавать концепции. В последнем случае приходится очень много внимания уделять исследованиям, работе с конечными пользователями. Каковы их нужды? Что их не устраивает в существующих продуктах? В какую сторону их совершенствовать? Чтобы предложить рынку новое решение, вначале предстоит дать четкий ответ на все эти вопросы самим себе.

В нашу глобальную стратегию входит такая оригинальная цель, как «делать нужные вещи в нужное время» в самом широком понимании этого лозунга. Конечно, это настоящее искусство, однако если мы действительно хотим преуспеть, нам приходится им овладевать в полной мере.

За 2007 г. ваша компания завоевала множество наград...

В общей сложности 2568. В том числе мы стали первой китайской компанией за 50-летний период, получившей престижную награду iF Gold Design Award. Среди них и такие достижения, как National Аward of Excellence, No.1 in Quality&Service (от Wall Street Journal), непрерывное 10-летнее присутствие в рейтинге The Infotech 100 (The Bussiness Week) и вхождение в Fortune Global Top 500.

Как вы полагаете, являются ли они общественным признанием успешности вашего бизнеса?

Мы пока только на пути к успеху. То, что наши заслуги признают и отмечают, всего лишь доказывает верность избранной нами стратегии – фокусироваться на главном, отдавать приоритет инновациям, качеству и дизайну. Однако мы не собираемся останавливаться на достигнутом, так как на сегодняшний день бренд ASUS, по большому счету, известен разве что «продвинутым» пользователям, обычные же люди о нас мало что слышали. Именно над этим мы и планируем работать. Недостаточно просто выпускать качественные и инновационные продукты, нам еще только предстоит сделать так, чтобы о них узнали все.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT