Apple — Великой Депрессии: “Зачем волноваться?”

21 май, 2009 - 10:54Александр Пацай

Интересное мнение журналиста из Computerworld касательно рекламной войны Apple и Microsoft, которое хоть и не претендует на истину, но заслуживает внимания.
—————
Если вы не заметили, Microsoft и Apple в телевизоре (на каналах в США) занялись рекламной борьбой. Microsoft все говорит и говорит о “налоге Apple”, а Apple на прошлой неделе нанесла ответный удар новой серией реклам, громя PC в общем и Microsoft в частности.

Но реклама не создает успех. Это делают продажи. И даже во время текущей рецессии, результаты последнего квартала Apple показали явное пренебрежение к реальности. Они были очень, очень хорошими — результаты, в смысле, не реальность. А ведь это не должно было случиться; эта рецессия должна была стать еще одним “финальным гвоздем” — тем самым, которого мы ждем уже больше 10 лет — в гроб Apple. Конечно, с экономящими потребителями, мы снова должны увидеть подъем Microsoft, как нам намекают в их рекламе “вот вам немного денег, купите себе компьютер”.

И хотя этот квартал исторически не самый лучший для любого компьтерного производителя — обычно продажи хорошо идут в праздники и в период корпоративных закупок — Apple показала по сравнению с предыдущим периодом рост доходов, рост продаж iPod и iPhone. Продажи Mac немного снизились по сравнению с предыдущим годом, но все равно были на втором месте в истории компании. И несмотря на неплохой прирост “под капотом” в линейке за прошлый год, особо ничего революционного с момента представления MacBook Air в январе 2008 года не было (хотя последние Mac Pro — многообещающая технологическая платформа).

Но разве Apple не слышала о том, что у нас тут происходит Великая Депрессия, и люди по всей стране достают завалявшиеся под матрасами копейки? Эксперты и аналитики начали сдувать пыль со своих старых обвинений, которые мы видели в ранние годы второго пришествия текущего директора компании Стива Джобса в Купертино.

Урезанные бюджеты, проблемные кредиты и сокращения должны были означать, что “бутиковые” производители PC пострадают больше всех и первыми. И этот вывод был основан на “общеизвестных фактах” о том, что Маки стоят ах-настолько-дороже, чем честный ПК “хот-дог-без-желтой-горчицы”. Это уже многократно опровергали, но вы продолжаете слышать выступления аналитиков по мере того, как они борются с трафиком в своих BMW. (BMW, кстати, тоже вроде неплохо справляется).

Так что извините CNet, Marketwatch и Роб Эндерли. Вам, видимо, придется еще какое-то время попинать Apple. Эндерли, похоже, самый у них главный предводитель по неправильным предсказаниям. Я думаю, его последний промах был в виде заявления, что доля iPod и iTunes будет снижаться, если они не будут действовать как Ruckus. А Ruckus у нас где сейчас? Именно об этом я и говорю. (http://www.ruckus.com/, музыкальный сервис, который прекратил существование какое-то время назад).

Сравним финансовый отчет Apple c последним отчетом Microsoft.
Официально объявленная монополией не так много лет назад, компания сознательно превратила себя в предмет потребления, дополненный ценовыми уровнями от оптового до невероятного, зарабатывая деньги для каждого корпоративного партнера—производителя ПК. Менеджмент в Редмонте обнаружил снижение уровня доходов и оборота, по сравнению с периодом год назад — на 6% и 3% соответственно. За тот же период доходы Apple выросли почти на 9%.

Даже подразделение, отвечающее за Windows, столкнулось со снижением — хотя единственным “светлым пятном” тут является бизнес ежегодной подписки. Это хорошие новости для них, не для потребителей: я обращаюсь к части компании, которая генерит деньги из платежей за подписку.

В итоге это привело к результатам вроде сокращения почти 4400 сотрудников Microsoft с января. Странно, но акции Microsoft выросли на новости про снижение доходов, с 19 до 21 доллара, показывая, видимо, как мало веры у рынка в компанию, хотя акции сейчас вернулись на уровень около 20 долл за штуку.

Может быть, это чувство затягивания ремня действительно срезонировало у менеджеров Microsoft, но мы пока еще не видели корпоративных самолетов на eBay или таких глупостей, как, скажем, изменения в ценовой политике на продукты. Но мы получаем хорошо заметные, и хорошо высмеянные ТВ-рекламы, в которых за “настоящими людьми” следят, пока те покупают ноутбук. Каждый из этих покупателей обязательно заходит в магазин Apple, только чтобы заявить насколько там обдираловка.

И давайте на минуту забудем о том, что это не честное сравнение (а какая ТВ реклама честная?), и что миф “налога Apple” — это вторичный результат не прямого отличия цен между продуктами, а того факта, что Apple не конкурирует в нижнем ценовом сегменте. BMW, с которой Apple уже сравнивали, не конкурирует на рынке машин стоимостью 15 тыс долл. Так какой основной месседж?

Для меня это похоже на то, что Microsoft просто не в игре по производству максимально лучшего продукта. Я знаю инженеров и дизайнеров в Microsoft, которые прекрасны и преданны своему делу. Но корпоративный результат всегда был, и как не жаль, но пока что тоже остается “достаточно хорошим”. И маркетинг почему-то должен изменить эту ситуацию.

И как у них получается?

Так что Apple пока еще не умерла. Она проталкивает вперед Mac OS X 10.6 Snow Leopard, пока Microsoft пыхтит со следующей версией Windows Vista, более известной как Windows 7. Apple iPod по-прежнему силен, и для многих, за исключением “самоделкиных”, которые могут собрать себе Ogg Vorbis плеер из двух заколок и коробочки из-под Tic Tac, является хорошим ценовым предложением. iTunes предоставляет простой и удобный опыт работы от оцифровки ваших CD до покупки цифровой музыки, и до проигрывания этой музыки и видео. Так тебе, Zune.

iPhone — по-прежнему ничего подобного ему нет (даже Android), а iPhone 3.0 уже на подходе. А Маки? Как и iPod, они являются хорошим ценовым предложением для тех, кто хочет не париться, а включить и начать работать.

И это — не роскошь, ребята. Это хороший дизайн (прим. пер. речь не о визуальном дизайне). А хороший дизайн продается, даже во время рецессии.

Оригинал