Альтернативы GPS

28 июнь, 2007 - 17:00Артем Юрченко

В то время как популярность системы Navstar (GPS) растет достаточно активно, ко вводу в эксплуатацию готовятся и альтернативные ей проекты спутниковой навигации, способные нарушить многолетнюю гегемонию разработки Пентагона. Их создание началось не вчера, но именно в последние полгода эксперты, говоря о грядущих запусках европейской, российской, китайской и индийской систем навигации, все чаще указывают конкретные сроки вместо расплывчатой фразы «в недалеком будущем».

Европейский ответ

Осознавая угрозу национальным интересам, заключающуюся в полной привязке государственных инфраструктур к контролируемой Пентагоном навигационной системе, крупнейшие страны Старого Света пришли к необходимости разработки собственного решения. С масштабным проектом, обещавшим стать достойным ответом GPS, и, в частности, его последней модификацией GPS III выступил Европейский Союз.

Сеть Galileo, изначально ориентированная на гражданские нужды (ее официальный старт был дан в 1999 г.), задумывалась как совместимое с GPS решение, обладающее более высокой точностью определения координат. Однако по прошествии без малого пяти лет выяснилось, что проект вошел в стадию глубокого кризиса. Требующая на запуск по меньшей мере 5 млрд долл. Galileo сегодня практически лишена финансовых вливаний. Планировалось, что, помимо налогоплательщиков ЕС, вклад которых в разработку должен превысить 1 млрд долл., основное бремя финансирования и координации работ возьмет на себя консорциум частных европейских компаний Euro-GNSS. Он включает TeleOp (Германия), EADS Astrium (Франция/Германия), Alcatel-Lucent и Thales (обе – Франция), Finmeccanica (Италия), Hispasat и Aena (обе – Испания) и Inmarsat (Великобритания). Однако неспособность членов этого объединения распределить обязанности и ответственность за части проекта, а также перерасход ранее запланированных средств и, как следствие, высокие риски неэффективных вложений денег налогоплательщиков привели к существенному замедлению развития Galileo.

Негативную роль сыграли и преждевременные попытки государств-участников поделить между собой техническую базу европейской навигационной системы. К примеру, мотивируя свои требования большим объемом проделываемых работ, Испания настаивает на размещении одного из наземных координационных центров проекта на ее территории. Однако с этим категорически несогласны Великобритания и Германия. И действительно, принимая во внимание строительство главного центра в Германии и запасного в Италии, необходимость третьего объекта с подобными функциями, нуждающегося в существенных затратах, вызывает сомнения.

Что касается значительного отставания от намеченного графика запуска спутников, то первоначально планировалось, что к 2008 г. на орбите будет работать 30 сателлитов (система GPS оперирует 24), однако до сих пор выведен лишь один – Giove-A, чей срок эксплуатации в скором времени закончится. По техническим причинам запуск второго, Giove-B, перенесен на конец нынешнего года, и разговор о том, что в следующем году на орбите будет полный комплект сателлитов, уже не идет.

Более того, проблема касается уже не столько соблюдения сроков выведения на орбиту спутников, сколько спасения проекта как такового. Помимо роста затрат на развертывание Galileo, задержки с запуском системы способны привести к еще одной достаточно серьезной проблеме. Исходя из правил Международного телекоммуникационного союза (ITU) оператор (в данном случае Европейское космическое агентство) может лишиться лицензий на выделенные частоты в случае, если их использование для оказания услуг не начинается в течение более двух лет с момента выдачи разрешения. Выходом из сложившейся ситуации должен стать дублирующий спутник Giove-A2, к сборке которого в экстренном порядке уже приступили.

Подобное развитие ситуации вынудило главный координационный орган проекта – комиссию ЕС (в ее состав входят министры транспорта стран-членов союза) – откорректировать «дорожную карту» Galileo с тем, чтобы к 2012 г. все же выйти на финальную стадию запуска сети в коммерческий режим.

Сейчас рассматривается несколько сценариев дальнейшего развития. Один из них предполагает финансирование из бюджета ЕС запуска первых 18 спутников, что позволит обеспечить минимальную работоспособность долгостроя. Выводить на орбиту оставшиеся 12 сателлитов будут концессионеры. Согласно другому варианту частный капитал будет полностью отстранен от проекта, и его передадут под крыло государств ЕС. Еще один из обсуждаемых ныне путей разрешения кризиса – корректировка начальных задач спутниковой системы. Ряд экспертов предлагают использовать Galileo в том числе и для целей военных ведомств, что позволит привлечь к проекту часть бюджетов, выделяемых странами ЕС на нужды обороны. Ну а некоторые горячие головы из числа представителей Европарламента вообще предлагают закрыть проект, уже вылившийся в круглую сумму.

Так или иначе, но любой из этих путей потребует изыскания дополнительных средств из общественных источников, вернуть которые будет возможно лишь на стадии коммерческого использования системы.

Принимая во внимание активное развитие навигационных проектов в США и России, способных в отдаленной перспективе перекрыть преимущества Galileo, не трудно прийти к выводу, что его шансы на успех снижаются с каждым днем. Пока европейцам приходится возлагать все надежды на EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Service) – систему, берущую за основу сигналы GPS и усиливающую их благодаря трем геостационарным спутникам. Проект находится на стадии ввода в эксплуатацию с июля 2005 г. Уже к 2008 г. благодаря EGNOS у европейцев появится возможность повысить точность определения координат на территории Старого Света до 5 м.

Восточный экспресс

На ранних стадиях претворения в жизнь Galileo одним из ассоциированных членов проекта являлся Китай. Однако перманентная неопределенность будущего европейской системы заставила Поднебесную пересмотреть приоритеты и, не покидая альянса в рамках Galileo (в которую Китай планировал инвестировать порядка 300 млн долл.), активизировать действия по развитию собственной навигационной спутниковой системы с открытым доступом. Кстати, мощным стимулом для ее развития эксперты называют грядущую Олимпиаду 2008, которая, как известно, пройдет в Пекине. Что же касается участия в Galileo, то наблюдатели сходятся во мнении, что, приобщившись к этому проекту, китайским специалистам удалось пополнить свою научно-техническую базу закрытыми данными европейских ученых, которые, безусловно, будут использованы в развертывании национальной системы.

Развивать «китайский GPS» планируется путем расширения экспериментального проекта BeiDou, также известного как Compass Navigation Satellite System (CNSS). Три успешно выведенных на орбиту с 2000 по 2003 гг. спутника серии Beidou 1 (рабочие «А» и «В», а также резервный «С») позволили покрыть значительную часть территории Восточной Азии, и сегодня они успешно справляются с навигационными, коммуникационными и метеорологическими функциями. При этом начиная с 2004 г. сервисы по определению местонахождения стали доступны населению страны. В первые месяцы 2007 г. с космодрома Сичан (Xichang) осуществлен запуск еще двух сателлитов Beidou. Всего же проект предполагает увеличение базы спутников до 35, пять из которых будут находиться на геостационарной орбите Земли (радиус около 40 тыс. км), а 30 разместятся на средней (от 5 до 20 тыс. км).

Альтернативы GPS
Три года назад Пентагон запустил 50-й спутник Navstar. GPS остается самой развитой системой навигации в мире

По данным агентства Xinhua, в 2008 г. покрытие Beidou охватит весь Китай и часть приграничных государств. Опуская технические подробности, китайские специалисты заявляют о расчетной точности определения координат в пределах рекордных 10 м, скорости – до 0,2 м/с, а временных интервалов – до 50 нс.

Помимо общественных сервисов, Beidou обеспечит доступ к защищенным спутниковым сервисам для военных. Причем исходя из предположений аналитиков Financial Times Beidou будет использовать частоты, аналогичные задействованным в Galileo и GPS, что существенно затруднит попытки «заглушить» систему и вывести ее из строя в случае возникновения глобальных военных конфликтов. Кроме того, разработчики предполагают реализовать подобный применяемым в GPS и в российской «ГЛОНАСС» метод расчета координат, использующий наземные станции для определения расстояний между тремя и более спутниками.

«Российский фактор»

Пристальное внимание мировой общественности привлекают и планы России на развитие своей глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС».

Взявший старт еще в середине прошлого столетия проект был призван стать ответом СССР на оперативно разворачиваемую в тот же временной период американскую GPS. Однако коллапс экономики и последующий распад СССР отодвинул космические программы на второй план. Коснулось это и подготовляемой ко вводу в строй до 1991 г. системы спутниковой навигации. Возобновление разработок началось лишь в 2001 г., причем высокие темпы развития ставшей для России вновь приоритетной программы убеждают в том, что уже к 2009 г., как и было обещано, «ГЛОНАСС» действительно вступит в фазу полноценного использования.

Для охвата всей территории страны специалисты планируют задействовать 18 спутников. Орбитальная структура еще из шести сателлитов позволит распространить сферу деятельности «ГЛОНАСС» на всю земную поверхность, причем недавно Президент РФ издал указ, в соответствии с которым доступ к базовым сервисам системы будет бесплатным, как и у GPS.

По состоянию на май текущего года российская система покрыла чуть более 47% территории страны и менее 42% планеты. Согласно данным Федерального космического агентства РФ число запущенных сателлитов достигнет 18 уже во второй половине текущего года.

Оборудование «ГЛОНАСС» оперирует двумя типами сигналов. Первый из них, открытый, определяет координаты с точностью до 50 м. Второй, более точный, останется закодированным и окажется в полном распоряжении лишь силовых структур. При этом, по словам экспертов, российская система обеспечит совместимость и взаимодополняемость с GPS, а впоследствии и с Galileo.

В погоне за лидерами

С недавних пор планы по строительству собственных навигационных систем вынашивает и ряд других крупных государств. Среди них отдельно стоит упомянуть Индию. Динамично развивающееся в военно-технической сфере государство уже не устраивает перспектива одного из приоритетных потребителей, как было обещано Россией, системы «ГЛОНАСС».

Инициатива индийского правительства, нашедшая свое отражение в проекте IRNSS (Indian Regional Navigational Satellite System), была принята как руководство к строительству навигационной системы в середине 2006 г. Согласно ее положениям в стране будет развернута сеть, функционирующая с точностью до 20 м не только на территории Индии, но и в радиусе до 2 тыс. км от ее границ. Ввод в эксплуатацию намечен на 2012 г., а основным активом IRNSS, как ожидается, станут семь сателлитов, три из которых разместятся на геостационарной орбите, а остальные – на геосинхронной (радиус около 36 тыс. км).

В зеркале статистики

Активность в деле развертывания и совершенствования почти всех имеющихся на сегодняшний день навигационных систем показывает, насколько важна эта область как для военных, так и для гражданских организаций. Свидетельствуют об этом и выдержки из прогноза авторитетной консалтинговой компании Bitkom, говорящие о том, что при достигнутом мировым рынком спутниковых сервисов в 2006 г. объеме выручки 79 млрд долл. к 2025 г. этот показатель вырастет до 528 млрд.

Интенсивно расширяется и диапазон предоставляемых GPS-сервисов. По-прежнему одними из наиболее динамично развивающихся остаются услуги, основанные на определении местоположения абонента – LBS (Location-based services). Согласно выкладкам маркетологов к 2011 г. численность пользователей LBS превысит 300 млн человек.

Альтернативы GPS