Acer – в тройке лидеров мирового рынка ПК

21 сентябрь, 2007 - 11:00Евгений Куценко

Слухи о том, что Acer готовится к покупке компании из второго эшелона производителей компьютеров, начали циркулировать едва ли не в начале года. Однако для многих оказалось неожиданностью, что выбор этого набирающего обороты тайваньского поставщика пал именно на Gateway. Объявленная в понедельник, 27 августа, сделка надолго стала одной из главных тем для аналитиков, ведь это событие может довольно серьезно отразиться на обстановке на мировом рынке ПК.

Acer – в тройке лидеров мирового рынка ПК
Президент Acer Джанфранко Лянчи (Gianfranco Lanci) рассчитывает с помощью Gateway и принадлежащих ей торговых марок воплотить в жизнь мультибрендовую стратегию, направленную на все сегменты рынка ПК

По условиям соглашения, за каждую акцию Gateway покупатель заплатит $1,9, что на 57% больше ее стоимости на момент закрытия торгов NYSE в пятницу, 24 августа. Таким образом, суммарно покупка, которая завершится к декабрю 2007 г., обойдется Acer в 710 млн долл. Почти сразу после анонса наблюдатели принялись утверждать, что азиатская компания слишком много переплатила за Gateway, ведь обычно сумма сделки и рыночная стоимость объекта приобретения не отличаются более чем на 20%.

Стоит отметить, что еще 10 лет назад владельцев Gateway могла бы заинтересовать лишь сумма на порядок выше, чем сейчас предложила Acer. В 1997 г. стоимость американского производителя ПК оценивалась почти в 7 млрд долл. – именно за столько ее в свое время хотела приобрести Compaq, еще до того, как сама была куплена Hewlett-Packard. Однако в последние годы Gateway неуклонно теряла позиции и на «родном» для нее американском, и на глобальном рынке, а цена ее акций за два последних года снизилась более чем вдвое.

В поиске конкретной причины этого явления мнения аналитиков расходятся. Одни считают, что позиции Gateway ухудшили общий спад в американской экономике и, как следствие, снижение темпов продаж ПК, другие – что виной тому падение эффективности принятых ею методов поставок своей продукции. Наряду с Dell компания Теда Вейта (Ted Waitt) была одной из первых, внедривших методику прямых продаж ПК, а в начале 90-х она даже стала развивать сеть собственных магазинов под вывеской «Gateway Country Stores».

Acer – в тройке лидеров мирового рынка ПК
Назначенный в прошлом году на должность CEO Gateway Эд Коулмэн (Ed Coleman) теперь надеется вывести свои бренды на глобальный рынок – пока их позиции в мировом масштабе оставляют желать лучшего

В ту пору бизнес шел неплохо, ежеквартальный рост составлял 20–30%, компания входила в список Fortune 500, расширяла бизнес и даже выкупила активы легендарной Amiga в 1997 г. Однако шесть-семь лет назад все повернулось вспять. Gateway предпринимала отчаянные попытки диверсификации бизнеса, выработки новой стратегии, даже приобретала другие фирмы (вроде бы успешные). Так, в 2002 г. она начала активно осваивать сегмент потребительской электроники, занявшись выпуском плазменных телевизоров, плееров, фотоаппаратов и пр. В марте 2004 г. компания купила за 262 млн долл. производителя бюджетных ПК eMachines, который был на подъеме и активно развивался. Тед Вейт надеялся, что такой ход усилит позиции Gateway в розничном канале. Он даже покинул пост CEO, который занимал с самого основания компании, и назначил на него бывшего главу eMachines Уэйна Инойя (Wayne Inouye). Но все эти усилия не давали сколь-нибудь ощутимого эффекта. Согласно статистике IDC в 2000 г. продажи Gateway составляли 4,2 млн ПК, а тремя годами позже – всего 1,9 млн. Так что у владельцев, по всей видимости, не осталось никаких вариантов, кроме как продать ее более удачливому игроку.

Основной вопрос нынешней сделки – какие бизнес-задачи поможет решить американская компания своему новому хозяину? Пожалуй, главными достижениями Acer стало то, что она приобрела с помощью Gateway дополнительную долю на мировом рынке. Теперь она закрепилась на третьей строчке мировой табели о рангах поставщиков ПК и даже несколько оторвалась от прежнего фигуранта этой позиции – Lenovo. По итогам II квартала Acer уступала китайской компании, на долю которой приходилось 7,9% мирового рынка ПК, однако если учитывать результаты продаж Gateway, то тайваньский поставщик занял бы 8,8%, считает Gartner.

Согласно оценкам самой Acer, после объявленного поглощения ее оборот по итогам нынешнего года достигнет отметки в 15 млрд долл., а объем продаж – 20 млн ПК. По мнению наблюдателей, такой колосс уже будет опасен не только для Lenovo, но и для HP с Dell. Именно позиции двух американских компаний не столько на мировом, сколько на североамериканском рынке, не дают покоя Acer. Ее популярность в США на протяжении последних нескольких лет растет довольно активно, однако сам по себе этот рынок весьма сложный для иностранных фирм, а без него Acer трудно рассчитывать на успех в глобальном масштабе.

Наблюдатели отмечают, что сделка может увеличить рыночную долю Acer в США более чем в два раза. Согласно данным IDC, во II квартале Gateway занимала здесь третье место с долей 5,6%, а вот сама Acer была лишь шестой с 5,2%. Стоит отметить, что Gateway исторически имеет весьма неплохую репутацию в США и может рассчитывать на лояльность покупателей, чем, собственно, Acer и намерена воспользоваться. Ее официальные лица поспешили заявить, что бренд Gateway будет сохранен, а сама компания станет мультибрендовой.

Еще один фактор, может быть, не столь впечатляющий, но также объясняющий пользу покупки, тоже отчасти связан с противостоянием Acer и Lenovo. Речь идет о Packard Bell, за которую тайваньская и китайская компании развернули нешуточную борьбу. Вначале в прессе появилась информация об интересе, который выказывает Acer к Packard Bell, а вскоре о предварительных договоренностях о покупке этой компании объявила уже Lenovo. Однако стоит учитывать, что еще в июне 2006 г. Gateway подписала с Джоном Хью, владельцем контрольного пакета акций Packard Bell, соглашение о праве преимущественного выкупа у него ценных бумаг. И даже если раньше Gateway по каким-либо причинам не сумела воспользоваться им, то теперь Acer наверняка заставит ее возобновить переговоры и скорее всего добавит в свой арсенал торговых марок еще и Packard Bell, имеющую неплохие позиции на европейском рынке.

Принимая все это во внимание, большинство наблюдателей положительно отнеслись к сделке Acer, но все же есть в индустрии и те, кто считает, что она не даст ей каких-то особых преимуществ. Наиболее активно развивающимся сегментом рынка ПК, как известно, являются ноутбуки, и здесь Gateway вряд ли сможет добавить тайваньской компании какие-то дополнительные очки. Отмечается также, что руководство Acer, возможно, недооценивает сложившуюся ситуацию, а именно, сокращающуюся долю Gateway на американском рынке, который сейчас переживает не лучшие времена. Да и стоит учитывать, что любая интеграция ресурсов, как следствие поглощения, сопряжена с множеством организационных и финансовых задач, и их решение на какое-то время может ослабить активность Acer.

Не исключено, что Gateway – не последняя покупка тайваньской компании, и в течение нескольких месяцев мы, возможно, еще услышим громкие анонсы о поглощении каких-то других поставщиков компьютерной техники или об альянсах с ними. Но тут стоит учитывать, что покупка долей на мировом рынке ПК обходится все дороже. Аналитики подсчитали, что Acer была вынуждена заплатить за каждый дополнительный процент глобального рынка, который дала ей покупка Gateway, порядка 350 млн долл., хотя пару лет назад, когда Lenovo приобретала бизнес ПК у IBM, этот показатель составлял 290 млн. Как видим, ставки растут.