Хотя название статьи практически не содержит русских букв, понять его смысл несложно. 24-дюймовый монитор Acer GD245HQ является первым устройством на рынке Украины, совместимым с технологией стереоскопии NVIDIA 3D Vision с поддержкой разрешения 1920×1080, т.е. Full HD. Давайте взглянем, как покажет себя эта комбинация на деле.
ЖК-панель TN+film
Диагональ экрана 24"
Разрешение 1920×1080
Заявленная максимальная яркость 300 кд/м2
Измеренный диапазон яркости 45–240 кд/м2
Измеренная контрастность 760:1
Углы обзора (10:1) 170°/160°
Заявленное время реакции 2 мс GtG
Интерфейсы DVI-I, HDMI, VGA
Ориентировочная цена $499
Предоставлен представительством Acer в Украине, www.acer.ua
Большая диагональ, быстрая матрица, высокое разрешение
Узкий угол обзора по вертикали, излишнее усиление резкости по полю экрана
На сегодня это самый большой (и самый дорогой) 120-герцевый монитор с поддержкой NVIDIA 3D-Vision и разрешения Full HD.
Количество устройств, поддерживающих 3D Vision, стремительно растет – вслед за Голливудом, объявившим 3D следующей «большой вещью» в кинематографии, производители компьютерных комплектующих представляют собственные новинки с гордыми буквами «3D» на коробке, а иногда и в названии. Но так как численных мерил «3D-шности» выработать не удалось (то ли дело – динамическая контрастность!), специалисты по маркетингу, представляя детища вендоров, продолжают соревноваться в традиционных критериях – например, в размере диагонали и разрешении.
Между тем, прежде чем начать радоваться факту появления «3D Full HD монитора», не худо бы разобраться, что же представляет собой это самое «3D» и как на практике обычный пользователь может получить вожделенную глубину изображения в играх – наиболее типичной задаче для 3D-отображения.
На самом деле, конечно же, «3D-мониторы» не являются устройствами, способными полноценно отображать истинно трехмерный контент. Многие полагают, что более корректно было бы называть их стереодисплеями исходя из аналогии с моно- и стереофоническим воспроизведением звука. И действительно, аналогия эта вполне удачная. Ее можно было бы считать идеальной, если бы не одно существенное «но», рискующее поставить под удар всю маркетинговую красоту концепции «3D-мониторов».
Здесь просим обратить особое внимание. Дело в том, что все мониторы с приставкой «3D», продаваемые в нашей стране, для отображения стереокартинки требуют дополнения их специальным комплектом 3D Vision GeForce Kit производства NVIDIA. В него входят очки с ЖК-затворами и ИК-передатчик для управления ими. Только вот незадача – во-первых, этот набор не включен в комплекты поставок «3D-мониторов», и его требуется покупать отдель-но (притом что найти его в продаже – задача пока непростая). А во-вторых, стоимость такого набора зачастую сравнима с ценой самого дисплея и составляет, ни много ни мало, порядка $230 (после осознания данного факта становится несколько понятнее, как это NVIDIA вот уже который квартал умудряется оставаться с прибылью, хотя в области разработки GPU дела у нее по-прежнему далеки от «хорошо», и даже от «удовлетворительно»). Однако оба этих момента могут быть совершенно неочевидны для неискушенного покупателя, соблазнившегося обещанием «3D» на экране своего игрового ПК...
Вы все еще хотите 3D? Тогда разбираемся дальше. После того как вы поняли, что именно 3D Vision GeForce Kit и является наиболее важной составляющей комплекта для стереоотображения, впору задать совершенно уместный вопрос: а что, собственно, такого требуется от монитора, чтобы он смог нормально работать с этими очками, а на его коробке и в рекламных материалах появилось заветное слово «3D»?
Ответ прост: всего лишь поддерживать по входу кадровую частоту 100–120 Гц. Учитывая, что теоретически для нормального отображения 120 fps будет достаточно быстродействия даже 8-миллисекундной панели, с точки зрения ЖК-технологии проблем с этим не предвидится. Другое дело, что потребуется также более быстродействующая управляющая электроника дисплея, которая могла бы справиться с обработкой удвоенного видеопотока. По сути, именно этим производители пытаются оправдать высокую цену таких дисплеев, хотя стоимость их электронных компонентов по сравнению с ЖК-панелью обычно невелика.
Графики цветовой температуры по шкале серого, тональной кривой, гаммы и цветовых компонентов дисплея |
Самое смешное, что в роли «3D-дисплея» вполне можно с успехом использовать... старый ЭЛТ-дисплей, поддерживающий 100-герцевую развертку (и при этом качество 3D-эффекта может оказаться даже выше)! В отличие от цифровых ЖК-мониторов, для которых штатной кадровой частотой является 60 либо 75 Гц, аналоговые ЭЛТ-устройства поддерживают refresh rate до 120 Гц и более – в зависимости от разрешения. Если, конечно, они еще у кого-то остались...
В любом случае называть такие мониторы «3D-дисплеями» или «стереоскопическими» абсолютно неверно. Для большей корректности предлагаем ограничиться термином «120-герцевые» – хотя, без сомнения, здесь с нами крепко не согласятся специалисты маркетинговых отделов. Что ж, у каждого из нас свои задачи и пути их решения.
Однако вернемся к герою нашего повествования. Acer GD245HQ отличается не только рекордной диагональю среди 120-герцевых ЖК-дисплеев, но и поддержкой разрешения Full HD, т. е. 1920×1080 пикселов. Казалось бы, сейчас это уже нельзя считать веским аргументом – впрочем, не будем забывать, что речь идет об удвоенной по сравнению с типичной кадровой частотой. А значит, количество передаваемой на дисплей информации также возрастает вдвое. Это приводит к тому, что пропускной способности интерфейса DVI (single link) становится недостаточно, и для подключения GD245HQ к видеокарте требуется использование разъема и кабеля DVI dual link.
Второй, более предпочтительный вариант подключения – HDMI. Этот интерфейс обладает достаточной пропускной способностью, чтобы справиться с потоком около 8 Мб/с (1920×1080××32×120). К его плюсам также относится поддержка дополнительных каналов передачи данных, таких как многоканальное аудио и функция talkback, а в последних ревизиях – еще и Ethernet! К тому же интерфейсные разъемы и кабели для HDMI выглядят не в пример компактнее и эстетичнее, чем громоздкие DVI.
Учитывая, что основное предназначение компьютерного дисплея – это все же отображение двумерной картинки, мы начали тест Acer GD245HQ со стандартной методики для ЖК-мониторов. Устройство базируется на быстродействующей панели типа TN+film, из недостатков которой сразу заметен узкий угол обзора по вертикали. Инструментальные измерения показывают завышенную гамму, что выражается в более темных полутонах, чем требуется, а также избыток зеленого цветового компонента. Все это не располагает к работе, и с натяжкой, но допустимо для развлекательных целей. Впрочем, график цветовой температуры по шкале серого довольно линеен.
У монитора нет проблем с тестом градиента либо с детализацией в светлых и темных областях. Однако вокруг мелких элементов шрифтов на сером фоне хорошо заметны белые «ореолы», появляющиеся от избыточного усиления краевой резкости при обработке видеосигнала. Обычно этот недостаток «лечится» с помощью регулировки Sharpness, но в данном случае таковая не предусмотрена, а жаль.
В динамике к монитору сложно предъявить какие-либо претензии, что, впрочем, совершенно логично – ведь если бы ЖК-панель не успевала «прорисовывать» кадр за отведенные 8 мс, в стереорежиме это приводило бы к размытию изображения (так называемый ghosting). А здесь с этим все в порядке.
Точнее, стерео. Устанавливаем и настраиваем 3D Vision (мы уже описывали эту технологию, ko.com.ua/46112), запускаем новейшую игру Metro 2033 и... на несколько часов с головой погружаемся в игровую атмосферу. Что и говорить, впечатления – потрясающие. NVIDIA не преувеличивает, обещая новый уровень реализма и погружения в игру – нет сомнений, что любителям развлечений технологии стереоскопии очень понравятся.
Для получения стереоскопического эффекта на экране даже 120-герцевым дисплеям обязательно нужны специальные очки – например NVIDIA GeForce 3D Vision |
Однако по итогам эксптуатации стереокомплекта есть у нас и несколько замечаний. Во-первых, как уже было отмечено, стоимость очков с ЖК-затворами на сегодняшний день высока и может снизиться только после запуска AMD конкурирующей технологии Open 3D. Во-вторых, физиологические побочные эффекты от их применения еще предстоит изучить, однако уже сейчас понятно, что о комфорте для зрения (и мозга) в данном случае речь идти может с большой натяжкой. И наконец, в-третьих – для рендеринга изображения в разрешении 1920×1080 с удвоенной кадровой частотой потребуется довольно производительная игровая система, и особенно – графический акселератор, что также может сузить круг потенциальных пользователей.
В остальном же популяризацию (точнее очередную реинкарнацию) идей стереоскопического воспроизведения можно лишь приветствовать, так как она знаменует собой пусть и циклическое, но все же движение вперед. Лишь бы не закончилось это все столь же бесславно, как и в прошлый раз. Чтобы убедиться в бренности множества интересных и казавшихся перспективными технологий, достаточно перелистать подшивку «Компьютерного Обозрения» за прошлые годы. В частности, почти десять лет назад главный анонс на обложке нашего еженедельника (№ 35 (304) от 12–18 сентября 2001 г.) звучал так: «3D-мониторы: изображение становится объемным. От идеи до воплощения». Как видим, вполне актуально и для дня сегодняшнего.