А я давно подозревал, ...

26 январь, 2011 - 11:35Игорь Дериев

... что далеко не все в порядке с западной системой образования, которой мы стараемся слепо подражать.

Конечно, мои личные выводы чисто эмпирические, основанные на информации о том, как охотно наших выпускникиов стажируют в западных вузах, как целые отделы иных исследовательских институтов (европейских) заполнены выходцами из СНГ, как часто привычные нашему уху фамилии мелькают в списках чужих команд по шахматам и пр.

А вот свежий отчет из США (данные за 2009 г., но исследование масштабное, видимо данные долго обрабатывались). Надо отдать должное американцам, несмотря ни на что, они не боятся вскрывать свои проблемы и делать далеко не приятные для себя же выводы. В частности, Арн Дункан, министр образования высказался более чем прямо: "...следующее поколение не будет готово стать изобретателями, учеными, инженерами мирового уровня".

Примечательно вот что. Тестировались школьники разного возраста: после 4, 8 и 12 классов. И оказалось, что уровень научной подготовки с возрастом падает! По указанным группам уровня Proficient достигли лишь 34, 30 и 21% соответственно (Advanced - стабильно порядка 1%). На мой взгляд подобная деградация свидетельствует именно о проблемах с самой системой образования - т.е. детей учат не так и не тому. Впрочем, американцы-то знают как с этим справиться, что доказано всей их историей. Вопрос в том, какую цель преследуем мы?

В отчете имеются и другие любопытные моменты. Да, чернокожие ученики самые слабые. Зато в сельской местности учатся лучше, чем в крупных городах. Но на нашу действительность подобные выводы, конечно, не переносятся.