А если сразу (ч.3) - Так что же делать?

16 декабрь, 2009 - 17:55Арсен Бандурян

В предыдущих частях я рассказывал о том, как всё плохо и почему. В заключительной части - о том, что можно сделать, чтобы положение исправить.

Главная мысль довольно проста – перед тем как внедрять автоматизированные системы отчетности и аналитики и полагаться на них для принятия важных решений, было бы неплохо убедиться, что эти системы будут получать точную и своевременную информацию о происходящем на предприятии.

Заодно, раз уж мы говорим о получении данных и принятии решений, было бы неплохо иметь оперативную связь с сотрудниками, и предоставить нужным сотрудникам возможность получения удаленного доступа к данным для принятия решений сразу на месте работы, а не потом и вдали от работы.

 Решить эти задачи помогает ИТ, а именно - мобильные информационные технологии. Используя их мы можем «дотянуть» ИТ до любого участника на любом уровне информационной цепочки, и устраняем самое большое препятствие на пути информации – этап первичного сбора и обработки данных. Но поскольку речь идёт о бизнес-сегменте, с его особыми требованиями (далекими от требований среднестатистического покупателя смартфонов, мини-раций, домашнего Wi-Fi и т.д.) то называются эти технологии корпоративными, а группа решений в целом - корпоративная мобильность (Enterprise Mobility).

Главной особенностью таких ИТ-решений является то, что их основным потребителем является не ИТ-директор, а линейные подразделения предприятия – производство, торговая сеть или отдел продаж, служба логистики, ОТК, финансовый директор и др. Соответственно, рассчитаны не столько на офисно-управленческий персонал (как ERP-системы) – а на исполнителей - работников этих линейных служб: кладовщиков, операторов машин, продавцов, контроллеров, водителей и т.д. - людей, фактически "производящих" информацию и прибыль(!) организации.

Второй особенностью является то, что в них фигурируют три вполне измеримых показателя: время, деньги и качество, которые можно изменять как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения (см. ниже). Эти показатели понятны руководителям линейных служб, эти проблемы им близки, проекты достаточно просто просчитать на предмет сроков окупаемости.

И третье – эти показатели достигаются с помощью внедрения ИТ. В результате ИТ становится реальным инструментом улучшения финансовых показателей предприятия, у руководства появляется реальное осознание важности ИТ для "настоящих" бизнес-процессов предприятия и потенциала ИТ-службы. Что позволяет с одной стороны поднять значимость ИТ-службы и ИТ-директора (вот он, alignment бизнеса и ИТ, о котором так долго говорили большевики). А, с другой стороны, после внедрения эти решения нужно поддерживать, и здесь уже легче получать финансирование на дополнительных людей и апгрейды инфраструктуры (в т.ч. из бюджетов линейных подразделений).

Ну, и в условиях глобальной экономии именно служба ИТ может оказаться инициатором изменений в компании, которые позволят ей не только успешно пережить нынешнее нелегкое время, но и выйти из него «в плюсе».

В Украине и её ближайших соседях (Беларусь, Молдова, Россия) конпоративная мобильность уже работает в следующих отраслях:

  • Розничная торговля (приемка/отгрузка товаров, инвентаризация, контроль ценников, "разбор" очередей и др.)
  • Логистика и транспорт (повышение точности, скорости и эффективности работы склада - см свежий номер КО, управление парком техники - маршрутизация заданий, отслеживание местоположения, расхода топлива и т.д., оптимизация маршрутов, контроль состояния техники и путевой инфраструктуры и др)
  • Производство (управление материальными потоками, производственная логистика, контроль качества, обеспечение прослеживаемости, защита от ошибок и др.)
  • Энергетика и коммунальное хозяйство (сбор показаний счётчиков, контроль состояния инфраструктуры, паспортизация газопроводов и др.)
  • Дистрибуция, продажи и услуги (мобильный CRM, решения для повышения качества выездного обслуживания, пре-селлинг и продажа с колес, повышение точности и производительности труда инженеров сервисных центров и др.)
  • Спецслужбы и госсектор (от банальной инвентаризации до систем мобильного паспортного контроля, оперативного резервирования мест и оборудования в больницах скорой помощи, оперативной связи и доступа к базам данных)
  • Другие отрасли (мобильный приём заказа официантом на McDrive или в кафе, системы для проведения соцопросов и exit-poll'ов с моментальной передачей статистики и др.)

Вот несколько максимально наглядных примеров:

1. Время-: сеть магазинов внедрила решение по мобильной печати ценников и просмотру складских остатков, которое избавило сотрудников от необходимости каждый раз бегать к стационарному компьютеру/принтеру в подсобку. Было подсчитано, что в среднем на один "заход" сотрудник тратит около 5 минут и совершает около 6 заходов в рабочую смену (итого 30 мин). При штате в 20 человек экономия составила 10 часов в день - фактически, ещё один с плюсом сотрудник.

2. Качество+. Завод, производящий мобильные телефоны, заносит в базу все серийные номера с целью дальнейшего отслеживания в сервисе. При ручном вводе серийника примерно каждый 300й введенный символ вводится ошибочно (ошибка, не замеченная оператором!). Переход на систему AutoID со штрихкодированием сократил шанс ошибки до 1/3000000. Качество процесса ввода серийных номеров соответствует стандарту Six Sigma.

3. Деньги+. Возможность быстрого подтверждения факта оказания услуги в полном объеме и с надлежащим качеством, мобильной печати счета, мобильной оплаты услуг по факту) позволяет значительно сокращать дебиторскую задолженность организации. Спросите любого финансового директора, хочет ли он "откусить" день-другой от CCC (Cash Conversion Cycle). Этим пользуются организации коммунального хозяйства, сервисные организации (выездные ремонты) и т.д.

4. Деньги-, время+, деньги+. Внедрение GPS-системы контроля парка транспортных средств и системы аналитики и оптимизации маршрутов позволяет логистам сократить расходы на топливо до 30%, увеличить количество пунктов доставки за день на 10-15%, при этом оптимизация маршрутов и возможность динамической маршрутизации в реальном времени нередко приводит к тому, что, оказывается, можно "повышенные обязательства" выполнять меньшим числом машин!

5. Время-, Деньги-: Разгрузка фуры и оприходование товара с применением бумажной документации занимает до 4 часов. То же самое с применением мобильных терминалов сбора данных - порядка 40 мин. То же самое с применением EDI (Electionic Data Interexchange) между поставщиком и приёмщиком - 15-25 минут.

Думаю, для начала достаточно. Можно найти пример для любого параметра (деньги, время, качество) для любой отрасли вплоть до типично "офисных" задач. Именно этим, если читателям интересно, я и хочу заняться в следующих постах на тему мобильности.