Компьютер практически не уступает человеку в обучении языкам и правилам стратегических игр

15 июль, 2011 - 10:45

Компьютеры прекрасно справляются с работой со словами как с данными: текстовые процессоры позволяют упорядочивать и форматировать текст, поисковые системы – находить нужное слово в вебе. Но может ли компьютер понимать предложения на живом языке? Исследователи Массачусетского технологического института показали, что это возможно.

Одним из тестов на понимание обычного текста может стать анализ набора инструкций и использование их для выполнения нестандартных задач. В 2009 г. адъюнкт-профессор Регина Барзилай (Regina Barzilay) представила систему, генерирующую скрипты для установки ПО на компьютеры под Windows на основании инструкций, размещенный на ресурсе поддержки Microsoft. Впоследствии предложенный ею подход был применен для решения более сложной задачи – разработки компьютерной стратегии на основании руководства пользователя. В этом случае игрок (т.е. компьютер) не знает заранее ходы оппонента, в его распоряжении имеются лишь инструкции, сформулированные в простой и логичной форме.

Работа новой стратегии была проверена на игре Civilization, при этом тестируемый компьютер мог выполнять только простейшие команды (перемещение курсора, щелчок мышью, пр.) Вначале случайно совершаемые игровые действия сопоставлялись со словами, появляющимися на экране и имеющимися в руководстве пользователя. Со временем компьютер отказывался от неверных ходов, поведение системы становилось более осмысленным. К концу эксперимента компьютер смог воспроизводить около 80% действий, которые совершил бы человек после прочтения инструкций. Более того, общий уровень побед поднялся с 46% до 79%, а компьютер, имевший доступ к руководству пользователя, выигрывал на 72% чаще, чем без него.

Таким образом, авторам удалось продемонстрировать способность компьютера узнавать значение слов на любом языке без дополнительной поддержки со стороны человека. Ну а предложенный исследователями подход поможет разработчикам компьютерных игр сделать более реалистичным поведение соперников, за которых играет компьютер.