4 принципа успеха Apple

21 ноябрь, 2011 - 15:38Александр Пацай

Я уже неоднократно говорил, что меня очень сильно бесит, когда кто-то говорит, что продукты Apple — это результат исключительно маркетинга и за ними на самом деле ничего больше нет. Если человек говорит такое, он демонстрирует этим не только свое полное невежество в плане того, как разрабатываются продукты вообще (а не только у Apple), но и неуважение к тем тысячам сотрудников Apple, которые работают для того, чтобы продукты были именно такими простыми, удобными, качественными и приятными в использовании. Сейчас, когда я дочитываю биографию Джобса, глупость подобного утверждения становится еще более очевидной, чем когда-либо. К счастью, сейчас, когда биография Джобса доступна в качестве книги, появился один неплохой и, возможно, вполне действенный способ разговора с такими людьми. Можно взять эту биографию и стукнуть ею по голове говорящего — поскольку там больше 600 страниц, то эффект может быть достигнут.

Но вообще я хотел поговорить о другом. Кроме безумного (иначе и не назовешь, начитавшись биографии) внимания Джобса к деталям, которое он смог “имплантировать” во многих менеджеров Apple, в компании применяются достаточно простые, понятные и от этого еще более эффективные принципы, которые и привели компанию к успеху. Этими принципами поделился вице-президент Apple по продуктовому маркетингу iOS Грег Джосвяк (Greg Joswiak), который выступал на конференции “Кремниевая долина в гостях у Кембриджа”. Перевод с комментариями об этих принципах предлагаю вашему вниманию.

———–

Фокус

“Это означает, что нужно говорить “нет”, а не необходимость говорить “да”. Мы делаем очень мало вещей в Apple. У нас ежегодный доход в 100 млрд долл, но при этом небольшое количество продуктов. В мире ограниченное количество игроков класса А. Если вы начинаете “размазывать” себя в слишком большом количестве направлений, ни одно из них не получится у вас великолепным”.

Была когда-то история про то, что CEO Nike позвонил Джобсу и попросил у него совета. Тот сказал, что “У Nike полно отличных продуктов, но вы также делаете кучу всякого барахла. Избавьтесь от барахла, фокусируйтесь на качественных продуктах”.

По этому поводу вот вам еще один пример того, как работает Apple и ее конкуренты. Вот так выглядит продуктовая линейка телефонов Apple на сегодня:

Да-да, для совсем честного сравнения надо было бы сюда еще добавить телефоны с разным объемом памяти, но это как раз для потребителей несложно.

А вот продуктовая линейка конкурента Apple — Samsung. Это, напомню, не список “всех телефонов, которые когда-то продавала Samsung”, это устройства, доступные для покупки в США сегодня (источник):


Все еще не верите? Вам сюда, на сайт Samsung. Конечно, частично это связано с самим американским рынком мобильной связи — наличием на нем разных операторов с разными стандартами связи и моделью продажи терминалов связи, но идея, в основном, понятна.

Простота

“Делайте сложные вещи простыми. Многие люди думают, что это означает, что надо взять что-то простое и оставить только его ключевую часть. Но это не так. Когда вы начинаете создавать что-то, оно быстро становится достаточно сложным. И именно там многие останавливаются. Если вы действительно знаете свой продукт и проблемы, тогда вы можете взять что-то, что является сложным, и затем сделать его простым”.

В идеале простота — это одна кнопка “Сделать хорошо”. Я думаю, за этим вам надо проследовать вот на этот сайт. Простота — это был принцип, за который сильно боролся Джобс, и это видно в каждом современном продукте Apple. Безусловно, есть фанаты 32-кнопочных мышей и пропатчивания KDE под BSD, но большинству людей хочется, чтобы “нажал и было все хорошо”.

Смелость

“Смелость направляет многие из решений в бизнесе. Не цепляйтесь за идеи из прошлого, даже если они были успешны. Вы не создаете продукт просто потому, что у всех остальных он тоже есть”.

Выпуск iPhone был, по сути, для Apple шагом, в котором ставкой была сама компания. Я хорошо помню реакцию многих людей, которые рассказывали множество причин, по которым iPhone окажется провальным и утянет за собой всю компанию. Что из этого получилось — мы хорошо знаем.

Быть лучшим

“Если вы не можете выйти на рынок и попытаться быть на нем лучшими, не выходите на этот рынок. Вы нуждаетесь в этом отличии. В Apple, если мы не можем быть лучшими на рынке, он нас не интересует”.

Это, по сути, некое продолжение принципа “фокуса”, о котором шла речь выше. За счет того, что компания выпускает меньше продуктов, она может больше уделять внимания тому, чтобы сделать их наиболее заметными на рынке, за счет множества факторов. И комбинация этих факторов делает продукты лучшими на рынке — в определенной нише (например, премиум-компьютеры) — но такими, которые заставляют конкурентов кусать локти.